Культура эпохи Петровских реформ

Общий очерк

Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века

Литература

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 1.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4. Веллингтон. Лики России. М., 2001.

5. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М, 1994.

7. История русского искусства М., 1991. Т. 1.

8. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.

9. Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.

10. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

13. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина M.Р. Культура России IX—XX вв. М., 2004.

В истории русской культуры XVIII столетие стало исторически переломным временем глубоких перемен во всех сферах общественной жизни. Россия вступила в XVIII век средневековой, экономически и социально отсталой страной, а закончила его сильной, развитой державой, активно влияющей на судьбы многих народов и стран. Практически за пять десятилетий, ценой огромного напряжения Россия прошла путь, который другие страны проделывали за два-три столетия. Для этого пришлось отказаться от большей части ценностных ориентаций предшествующей истории во имя европеизации всех сторон русской жизни.

Еще в предыдущем столетии Россия вплотную подошла к необходимости реформ, но тогда не было человека, способного претворить их в жизнь. Таким человеком в XVIII в. стал Петр I. Начатые Петром преобразования были подчинены цели становления мощного, обороноспособного государства, с которым вынуждены считаться ведущие европейские страны. На это были направлены и все культурные преобразования. Основное содержание нововведений в культуре составили две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного влияния на культуру, а также ее европеизация.

«Прорубив» окно в Европу, Россия оказалась лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеи и идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры Нового времени.

В России глубинная революционная сущность просветительских идей оказалась непонятой, заслоненной их блестящим воплощением в философии, литературе, науке и, конечно, в искусстве. В вихре преобразований, охвативших русское общество, само слово «просвещение» стало пониматься как синоним перемен к лучшему, как деятельность для об-

Начало XVIII в. было ознаменовано реформами Петра I, призванными ликвидировать разрыв между Россией и Европой, ввести Россию в число передовых европейских государств. Всего за несколько десятилетий весь облик страны кардинально изменился, реформы вызвали экономический рост в стране, позволили значительно расширить территорию, превратили Россию в могучую империю, оказывающую влияние на ход мировой истории. Был создан новый аппарат государственного управления, церковная реформа сделала церковь частью государственной бюрократической системы, появление армии и флота нового типа заставили и Западную Европу, и Турцию считаться с интересами России. Бурный рост промышленности потребовал грамотных специалистов, что послужило толчком к развитию системы светского образования и науки. Ну и, конечно, активно вводились все атрибуты европейского образа жизни — начиная от бритья бород, питья кофе и ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность и внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости.

Наиболее популярны были канты-виваты о победах русского оружия, появились лирические канты, при этом часто в них звучали интонации русских народных песен, что и обеспечило удивительную «живучесть» жанра Не забывалось и многоголосое партесное пение. Из хора Государевых певчих дьяков была создана Придворная капелла, которая использовалась не только для религиозных служб, но и для светской концертной практики. Следуя примеру императора, многие вельможи заводили собственные хоры, что приводило к постепенному распространению светской музыки. Этому способствовало и то, что на приемах, маскарадах, ассамблеях звучала новая европейская инструментальная музыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: