В законодательстве невозможно предусмотреть правила на все жизненные ситуации, поэтому в нем могут быть пробелы. В этом случае может помочь применение по аналогии сходного закона, регулирующего похожие по существу отношения. Например, ГК РФ регулируется договор купли-продажи дома с условием пожизненного содержания продавца (это правило можно применить к договору купли-продажи квартиры с условием пожизненного содержания продавца).
При невозможности использования аналогии закона прибегают к аналогии права, когда спор решается исходя из общих начал и смысла законодательства. Поскольку не имеется сходного закона, применяются к конкретному случаю принципы правового регулирования данной отрасли права или правового института.
Следует иметь в виду, что применение норм права по аналогии закона и аналогии права не допускается в уголовном и административном праве. Наказуемыми являются лишь правонарушения, предусмотренные в законе; если в законе указания нет, правонарушением поведение не считается.
|
|
Утрачивают свою силу нормативно-правовые акты по истечении срока их действия, в связи с изданием нового нормативно-правового акта, заменяющего ранее действующий, или в связи с отменой нормативно-правового акта компетентным органом.
Действие правового акта ограничивается его территорией, т. е. оно охватывает ту территорию, на которую распространяется власть издавшего этот акт органа. Акты федеральных органов власти РФ распространяют действие на всю территорию России. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации действуют на их территории.
Тема 2: «Общая характеристика Конституции РФ»
Общие положения
Конституционное право является базовой отраслью права и в системе иных отраслей (гражданское, уголовное и т.д.) занимает главное место. Значимость конституционного права определяется особо важным для общества и государства предметом регулирования: «Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения».
Конституционное право РФ как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.
Конституция — основной нормативный правовой акт конституционного права, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет учредительный характер, т.е. учреждает основы общественного и государственного строя, основные общественные и государственные институты, определяет отношения собственности, устанавливает основы правового положения личности, регулирует наиболее важные сферы жизни.
|
|
По видам различают писаные (составленные в виде единого документа) и неписаные (состоящие из законов, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев) конституции.
Изменения и дополнения в текст конституции вносят федеральные конституционные законы, от обыкновенных законов (текущего законодательства) их отличает, помимо особого содержания, сложный порядок принятия.
Конституция служит правовой базой для текущего законодательства.
Основы конституционного строя Российской Федерации
Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это определение закрепляет форму Российского государства, которая складывается из трех компонентов: формы политического режима, формы национально-государственного устройства и формы правления.
В России (наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) установлен демократический правовой политический режим. Демократизм политического режима выражается в том, что человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Демократический характер проявляется и в том, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти. Особую важность для характеристики демократического режима в Российской Федерации имеет закрепленный законодательством принцип разделения властей. Государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (при этом особо указано на самостоятельность каждой из ветвей власти).
Правовой характер государства определяется следующими установленными Конституцией положениями:
• Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на
всей территории России.
• Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
• Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Форма национально-государственного устройства в Российской Федерации - федеративная, в состав РФ входит 89 равноправных субъектов. Федеративное устройство России базируется на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Особенность национально-государственного устройства Российской Федерации заключается в совмещении территориального и национального принципов построения федеративной организации государства: статус субъектов РФ имеют и национально-государственные образования, и административно-территориальные единицы.
Конституцией закрепляется республиканская форма правления. _ Однако не уточняется разновидность республики (президентская или парламентская). Анализ сложившихся властеотношений позволяет отнести Россию к президентской республике.
Положения Конституции устанавливают основы экономических отношений в РФ: 1) единство экономического пространства; 2) свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 3) поддержка конкуренции; 4) свобода экономического пространства.
Перечень форм собственности, признаваемых и защищаемых в Российской Федерации, является открытым, в частности, признаются и подлежат защите равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
|
|
Россия является светским государством, т.е. никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В России установлено политическое многообразие и многопартийность. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Права и свободы человека и гражданина
Правовой статус личности в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
• Российская Федерация признает и гарантирует каждому права и свободы, установленные общепризнанными принципами и нормами международного права, свойственные цивилизованному обществу.
• Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
• Равенство прав и свобод человека и гражданина, т. е., во-первых, реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы иных лиц; во-вторых, закрепляется равенство по отношению к закону и суду.
• Единство прав и обязанностей граждан.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы можно свести к трем видам: 1) гражданские; 2) политические; 3) личные.
К гражданским правам относятся следующие права: на частную собственность (включая землю и иные природные ресурсы); владения, пользования, распоряжения как единолично, так и совместно с другими лицами, имуществом; на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; на благоприятную окружающую среду; на свободный труд; охрану здоровья, медицинскую помощь; отдых; жилище; образование; участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; на социальную защиту, социальное обеспечение.
|
|
Важным представляется не только наделение гражданскими правами, но и наличие соответствующих гарантий реализации прав, обеспечиваемых государством. Так, Конституция Российской Федерации, закрепляя права граждан и их объединений на частную собственность, обеспечивает и охраняет это право законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд оно подлежит предварительному и равноценному возмещению.
К политическим правам Конституция Российской Федерации относит следующие: право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме); право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д.
К политическим свободам относят: свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.
Личные права граждан Российской Федерации следующие: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (государство гарантирует защиту от посягательства на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни); право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право на защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища; определение и указание своей национальной принадлежности; свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства (каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, вправе свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее); право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; право на рассмотрение дела гражданина в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право на получение квалифицированной юридической помощи, пользование услугами адвоката и пр.
Последние из вышеназванных прав непосредственно связаны с судебными гарантиями. Чрезвычайно важными представляются следующие положения: 1) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу; 2) никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
В Конституции Российской Федерации содержится также перечень обязанностей граждан Российской Федерации. К конституционным обязанностям относятся: обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность сохранять природу и окружающую среду; обязанность защищать Отечество и т.д.
Федеративное устройство
Глава 3 Конституции дает регламентацию федеративного устройства Российской Федерации. В состав России входит 89 субъектов. Особенность, как указывалось выше, заключается в том, что к числу субъектов относятся и национально-государственные образования (в частности, Республика Адыгея, Республика Башкортостан), и административно-территориальные единицы (города Москва и Санкт-Петербург). Среди субъектов Российской Федерации имеются республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Учитывая уникальный принцип федеративного построения России (совмещение национального и территориального принципов по строения), можно говорить о равноправии тождественных субъектов.
Статус каждого субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и соответствующим нормативным правовым актом: статус республики — конституцией республики; статус края, автономной области, области, города федерального значения, автономного округа — уставом края, автономной области, области, города федерального значения, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.
Территория Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Конституция закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации и совместную компетенцию Российской Федерации и субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; г) федеральная государственная собственность и управление ею; д) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; е) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; ж) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; з) оборона и безопасность; и) судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное процессуальное законодательства и т.д.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, автономной области, областей, городов федерального значения, автономных округов Конституции Российской Федерации, федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; д) осуществление мер. по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; ж) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; з) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации и пр. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Тема 3: «Общие положения Гражданского кодекса РФ»
Основные понятия гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом
Гражданское право как отрасль права — это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов и нормального развития экономических отношений в обществе.
Как и любая другая отрасль права, гражданское законодательство регулирует определенный круг отношений, которые и составляют предмет гражданского права, закрепленный в ст. 2 ГК. В основном эти отношения возникают по поводу «имущества». Под имуществом закон подразумевает вещи (объекты материального мира), которые имеют или могут иметь денежную оценку (в том числе и деньги). Имущество — это совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.
Термин «имущество» также включает в себя право на вещь. Кроме того, оно регулирует и неимущественные отношения, связанные с имущественными. Например, право автора на произведение — неимущественное право, так как не имеет денежного выражения, а связано оно с имущественным — правом автора на вознаграждение.
Новеллой нового ГК РФ, т.е. принципиально отличным от норм ГК РСФСР 1964 г., по данному вопросу является то, что из предмета гражданского права исключены неимущественные отношения, которые не связаны с имуществом: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная семейная тайна, право свободного передвижения, право на авторство и т.д.
Такие нематериальные блага только защищаются гражданским законом, так как пользоваться этими благами может только тот, кто ими обладает.
Таким образом, правовые отношения, регулируемые гражданским законодательством, включают в себя имущественные отношения между людьми по поводу материальных благ и личные неимущественные отношения по поводу нематериальных благ.
Имущественные отношения разделяют на статические, связанные с нахождением материальных благ у определенных людей (право собственности, ограниченные вещные права), и динамические, связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательства, наследование).
Имущественные отношения производны от неимущественных (например, права автора на вознаграждение). Неимущественные отношения не имеют экономического содержания, но связаны с имущественными (например, авторское право на произведение науки, литературы, искусства).
Имущественные отношения составляют предмет не только гражданского права, но и ряда других отраслей права, в частности налогового, бюджетного. Поэтому Гражданский кодекс, помимо предмета, вынужден прибегнуть еще к одному индивидуализирующему признаку гражданского законодательства — методу регулирования.
Сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, принципы гражданско-правового регулирования
Гражданско-правовой метод регулирования — обусловленный природой гражданского права способ воздействия гражданско-правовых норм на регулируемые ими общественные отношения.
Наука гражданского права выделяет три основных метода регулирования этих отношений.
1. Равенство участников отношений. Нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым, финансовым и административным отношениям, а также к любым другим имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, поскольку все органы в таких отношениях наделены властными функциями в данном конкретном правоотношении.
2. Автономия участников правоотношений — способность лица свободно формировать свою волю. Степень автономии и имущественной самостоятельности может быть различной. Наиболее широкая она у граждан, хозяйственных обществ и товариществ, существенно ограничена у государственных и муниципальных предприятий, так как их имущество принадлежит государству, субъекту Федерации либо муниципальным образованиям и учреждениям, финансируемым собственником.
3. Имущественная самостоятельность — возможность субъекта права самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Новеллой гражданского права, перешедшей из Основ гражданского законодательства 1991 г., допускаются случаи, когда гражданские нормы распространяются и на правоотношения, основанные на властном подчинении субъектов, если имеется прямое указание в гражданском законодательстве. Например, обращение участников гражданского оборота — предпринимателей, частных юридических лиц к муниципальному органу управления либо к государству через его органы или субъекту Российской Федерации с требованием о возмещении вреда, причиненного действиями этих органов государства либо его должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления. Статья 13 ГК допускает признание судом недействительности актов государственных органов и органов местного самоуправления.
Более детально и конкретно методы гражданско-правового регулирования раскрываются в принципах гражданского права, которые представляют собой основные начала гражданского правового регулирования общественных отношений и проходят красной нитью во всем гражданском законодательстве, отражая его наиболее существенные признаки (ст. 1 ГК).
Именно принципы гражданского права являются определяющими при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а также при наличии пробелов в гражданском законодательстве, когда возникает необходимость в применении аналогии права. В случае не урегулирования общественных отношений конкретной нормой гражданского права применяются основные начала гражданского законодательства.
Эти принципы описаны во всех учебниках и учебных пособиях по гражданскому праву.
Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1 ст. 1; ст. 8, 9, 18, 49 ГК) отражает степень государственного воздействия на участников гражданского оборота. Рыночная экономика может развиваться успешно только тогда, когда субъекты гражданского права обладают необходимой свободой, которая в свою очередь порождает предприимчивость и инициативу.
Нормы гражданского права действуют на основе общего правила — разрешена любая деятельность субъектов гражданского обо- рота, кроме запрещенной законом. Это правило наглядно проявляется в правоспособности граждан и юридических лиц (ст. 18, 49 ГК).
Подтверждением этого принципа является и то, что большинство норм гражданского законодательства носят диспозитивный характер.
Субъекты гражданского права могут реализовывать свою правоспособность по собственному усмотрению, регулировать приемлемым для себя способом содержание правоотношения, распоряжаться субъективными правами, которые им принадлежат, определяют необходимость защиты нарушенного права и способы защиты.
Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами. Одним из проявлений данного принципа является то, что одни и те же нормы права распространяются на отношения как с участием граждан, так и с участием организаций, государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Так, если в ранее действовавшем законодательстве предусматривалось два срока исковой давности: три года для отношений с участием граждан и один год для отношений между организациями, то в ныне действующем законодательстве закреплен единый для всех субъектов гражданского права трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 ГК).
Принцип недопустимости вмешательства в частные дела (п. 1 ст. 2; п. 1 ст. 150; ст. 12 и 151 ГК) означает, что никто, в том числе государственные органы, субъекты Российской Федерации и частные лица, не вправе вмешиваться в дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в рамках гражданского законодательства. Например, органы местного самоуправления не вправе указывать лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары, работы или услуги им производить, а также на каких условиях и по какой цене их реализовывать.
Статьей 23 Конституции РФ предусмотрено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни также содержит Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации и информатизации и защите информации».
Принцип неприкосновенности собственности (гл. 15 ГК). Неприкосновенность собственности фигурирует в основных положениях гражданского права. На принципе неприкосновенности строится Основной закон: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ГК). Исключение составляют: конфискация, реквизиция и выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними и принудительное отчуждение бесхозносодержимых культурных ценностей (принудительное отчуждение имущества).
Принцип свободы договора (ст. 421 ГК и др.). В новом Гражданском кодексе РФ договорные нормы занимают не менее половины в общем числе гражданско-правовых норм. Принцип свободы договора сформулирован в п. 1 ст. 421 ГК: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Субъекты гражданского права могут заключать договоры, самостоятельно решают с кем заключать договор, по своему усмотрению определяют условия договора в рамках гражданского законодательства».
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 9 ГК). Статьей 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Исключаются те виды товаров, работ и услуг, свободная реализация которых запрещена Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается установление запретов или приоритетов на продажу, покупку, обмен и приобретение товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 74 Конституции ограничения на перемещение товаров и услуг вводятся лишь при необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (ст. 12 ГК). Восстановление нарушенного права и пресечение действий, нарушающих права либо создающих угрозу нарушения прав участников гражданского оборота, восстановление первоначального положения вещей — естественный способ удовлетворения требований обладателя права.
Восстановление — это способ, приемлемый в большинстве ситуаций и правоотношений (требование имущества из чужого незаконного владения, требование восстановить нарушенные права и т.д.).
Восстановление возможно в том случае, когда имущество не утратило своих полезных качеств. Данный принцип может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими принципами.
При возникновении спора о праве и о восстановлении прежнего положения судом удовлетворяются оба этих требования. Восстановление есть возврат владельцу его прав. Имущество, приобретенное неосновательным обогащением, возвращается потерпевшей стороне в натуре. Если это невозможно по той или иной причине, потерпевшей стороне возмещается стоимость и убытки по правилам, предусмотренным ст. 1105 ГК.
В случае расторжения найма жилого помещения в судебном порядке в соответствии со ст. 687, 688 ГК выселение нанимателя по решению суда есть не что иное, как восстановление нарушенных прав наимодателя, которые нарушал наниматель своими действиями: не внесением длительное время оплаты, порчей имущества и т.д.
Принцип судебной защиты нарушенного права (ст. 23, 34, 35, 46 и т.д. Конституции РФ). Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) содержит норму, гарантирующую каждому судебную защиту его прав и свобод, а Гражданский кодекс РФ (например, п. 2 ст. 34) говорит о том, что суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
Структура гражданского права
Гражданское право — это система правовых норм, предполагающая не только их единство, но и дифференциацию на подотрасли и институты.