Вступление в действие нормативных актов

Действие нормативных правовых актов во времени

Говоря о пределах действия нормативных правовых актов во времени, в первую очередь следует учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия.

Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необхо­димо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Статья 15 Конституции РФ определяет обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Основные акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:

1) Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных «законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

2) Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Рассмотрим условия, имеющие решающее значение для вступления в силу нормативных правовых актов, — это обязательное официальное опубликование всех нормативных актов и обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Под официальным опубликованием нормативного правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Рос­сийская газета» и «Собрание законодательства Российской Феде­рации».

Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, феде­рального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Для ведомственных нормативных правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти» издательства «Юридическая литература».

Исключение составляют акты Центрального банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, официальными источниками опубликования которых являются соответственно «Вестник Банка России» и «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Все нормативные акты, затрагивающие интересы граждан либо межведомственные интересы, проходят государственную регист­рацию в Министерстве юстиции РФ.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном за­конодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, примене­ния каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них пред­писаний.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Феде­рального Собрания определен ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении деся­ти дней после официального опубликования.

Этот порядок действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступле­ния их в силу.

Кроме того, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.

1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается чаще, дается формулировка: «Вступает в силу со дня официально­го опубликования».

2. Порядок вступления в силу закона довольно часто определя­ется отдельным документом — законом о введении его в дей­ствие.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус феде­ральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок также является общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступ­ления в силу.

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие сведения, составляющие государствен­ную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юсти­ции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более по­здний срок.

Для некоторых нормативных актов могут быть предусмотрены специальные правила их вступления в силу, всегда специально оговариваемые в законе.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъек­тов РФ и актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно.

Говоря о действии нормативных правовых актов во времени, следует остановиться на следующих аспектах.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распрост­раняются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.

Обратная сила может быть придана нормативному акту в ис­ключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации все­гда специально оговариваются в законе.

Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не мо­жет нести ответственность за деяние, которое в момент его совер­шения не признавалось правонарушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применять нужно новый закон.

Прекращение действия нормативного акта означает утрату им юридической силы. Нормативный акт прекращает свое действие в результате:

- истечения срока, на который он был принят (таковы, например, законы о тарифах взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, принимаемые на какой-то конкретный год);

- прямой отмены этого акта (обычно норма об утрате силы ка­ким-либо нормативным актом содержится в специальном норма­тивном правовом акте, например, в законе о введении в действие кодекса);

- принятия нового нормативного акта равной или большей юри­дической силы, регулирующего тот же круг общественных отно­шений. В таких случаях официально не отмененный нормативный акт или его отдельные нормы фактически утрачивают силу в связи с изданием нового нормативного акта, устанавливающего иной порядок правового регулирования (так, с принятием части пер­вой Гражданского кодекса РФ, закрепившей институт довери­тельного управления имуществом, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2296 «О доверительной собственности (трасте)», а с принятием Налогового кодекса фактически утратили силу нормы ст. 22 ФЗ «О подоходном налоге с физиче­ских лиц», устанавливающие меры ответственности налоговых аген­тов за нарушение этого Закона, поскольку такая ответственность предусмотрена ст. 123 Налогового кодекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: