Объективные экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции предопределили широкое распространение сертификации во всем мире. По опубликованным данным, в настоящее время только в Европе действует свыше 700 органов по сертификации, а в странах ЕС и ЕАСТ сертифицируется свыше 5000 наименований изделий.
По оценкам отечественных специалистов, в Российской Федерации сертифицируется в 6 -7 раз больше товаров, чем в остальном мире. При этом емкость рынка услуг по сертификации составляет 120-150 млн долларов в год.
Необходимо отметить, что для отечественных предприятий наиболее престижные зарубежные сертификаты соответствия труднодоступны из-за высокой стоимости процедуры сертификации, больших объемов, сложности и длительности подготовительных работ, а также в силу изначально невысокого качества своей продукции.
Отечественные же сертификаты соответствия гораздо более доступны, но малорезультативны. Не секрет, что при постоянном увеличении объемов и расширении номенклатуры сертифицируемой продукции существенного улучшения ее качества не происходит.
|
|
В настоящее время, с одной стороны, выход товаропроизводителей на внешние рынки обусловлен наличием у них соответствующих сертификатов. С другой стороны, развитие сертификации позволяет в определенной степени защитить внутренний рынок и отдельных потребителей от проникновения на него импортной и отечественной продукции низкого качества.
Определенный интерес представляет анализ положения наиболее крупных участников рынка сертификационных услуг. По данным экспертов, безусловный лидер на этом рынке — компания «Ростест-Москва», которая контролирует примерно половину рынка и имеет около 30 терминалов на таможенных складах в Москве. Значительна доля рынка (чуть менее 30 %) принадлежит швейцарской фирме SGS, получающей за свои услуги около 40 млн долларов в год. Около 5% доходов на рынке сертификационных услуг получает компания «Тест-Петербург», контролирующая почти весь рынок Санкт-Петербурга. Различные НИИ и территориальные подразделения Госстандарта России охватывают примерно 4 % рынка, а мелкие частные компании — около 10 % рынка сертификационных услуг.
Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, сертификация в России постепенно становится неотъемлемой частью рыночного механизма, важным регулятором взаимоотношений участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции, работ и услуг.
При правильной оценке возможных экономических преимуществ производства и реализации сертифицированной продукции сфера сертификации постепенно расширяется.