Перспективы развития сертификации продукции

Объективные экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции предопределили широкое распространение сертификации во всем мире. По опубли­кованным данным, в настоящее время только в Европе действует свыше 700 органов по сертификации, а в странах ЕС и ЕАСТ сер­тифицируется свыше 5000 наименований изделий.

По оценкам отечественных специалистов, в Российской Феде­рации сертифицируется в 6 -7 раз больше товаров, чем в остальном мире. При этом емкость рынка услуг по сертификации составляет 120-150 млн долларов в год.

Необходимо отметить, что для отечественных предприятий наиболее престижные зарубежные сертификаты соответствия труднодоступны из-за высокой стоимости процедуры сертифи­кации, больших объемов, сложности и длительности подготови­тельных работ, а также в силу изначально невысокого качества своей продукции.

Отечественные же сертификаты соответствия гораздо более доступны, но малорезультативны. Не секрет, что при постоянном увеличении объемов и расширении номенклатуры сертифици­руемой продукции существенного улучшения ее качества не про­исходит.

В настоящее время, с одной стороны, выход товаропроизводи­телей на внешние рынки обусловлен наличием у них соответству­ющих сертификатов. С другой стороны, развитие сертификации позволяет в определенной степени защитить внутренний рынок и отдельных потребителей от проникновения на него импортной и отечественной продукции низкого качества.

Определенный интерес представляет анализ положения наиболее крупных участников рынка сертификационных услуг. По данным экспертов, безусловный лидер на этом рынке — компания «Ростест-Москва», которая контролирует примерно половину рынка и имеет около 30 терминалов на таможенных складах в Москве. Значительна доля рынка (чуть менее 30 %) при­надлежит швейцарской фирме SGS, получающей за свои услуги около 40 млн долларов в год. Около 5% доходов на рынке серти­фикационных услуг получает компания «Тест-Петербург», контро­лирующая почти весь рынок Санкт-Петербурга. Различные НИИ и территориальные подразделения Госстандарта России охваты­вают примерно 4 % рынка, а мелкие частные компании — около 10 % рынка сертификационных услуг.

Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, сертифи­кация в России постепенно становится неотъемлемой частью рыночного механизма, важным регулятором взаимоотношений участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции, работ и услуг.

При правильной оценке возможных экономических преиму­ществ производства и реализации сертифицированной продукции сфера сертификации постепенно расширяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: