Гарантированный боковой зазор между нерабочими профилями зубьев при контакте рабочих профилей должен скомпенсировать возможное изменение размеров колес, возникающее вследствие нагрева передачи в процессе эксплуатации, обеспечить нормальные условия смазки зубьев, а также скомпенсировать погрешности изготовления и монтажа.
1. Величина бокового зазора, соответствует температурной компенсации
jn1 = а (a1 ∆t1 - a2 ∆t2) 2sin a
a1 и a2 – коэффициенты линейного расширения соответственно для материала колес и корпуса;
∆t1 и ∆t2 – отклонения температуры колес и корпуса от 20ºС;
∆t1 = t1 - 20°; ∆t2 = t2 - 20°
а – межосевое расстояние в передаче.
2. Величина бокового зазора, обеспечивающая нормальные условия смазки jn2 – зависит от способа смазки (окружающей среды), окружной скорости.
Можно принять [в мкм] от 10m (для тихоходных) до 30m (для высокоскоростных)
3. Для кинематических передач бывает необходимо определить свободный угловой поворот колеса (в секундах) в пределах бокового зазора (т.е. наибольший боковой зазор j n max)
|
|
∆j max =
Наибольший боковой зазор может быть подсчитан по приближенной формуле:
jn max = jn + (Tн1 + Тн2 + 2 fа) 2sin a
Пример: Для косозубой зубчатой передачи, работающей с повышенной скоростью (18м/с) со степенью точности 8-В Z1 = 25; Z2 = 50; m = 4, колеса стальные, силуминовый корпус, определить величину наименьшего и наибольшего боковых зазоров, при условии, что передача не должна заклинивать при t = -25ºС
jn1 = а (a1 ∆t1 - a2 ∆t2) 2sin a =мм
jn2 = 20· 4 = 80 мкм
jn = 53 + 80 = 133 мкм
Для сопряжения В Þ jn = 160 мкм
Тн выбирают в зависимости от Fr
Для 8 степени точности
d1 = mz1 = 100мм | Þ | Fr1 =53 мкм Þ Tн1 = 160 мкм |
d2 = mz2 = 200мм | Fr2 =67 мкм Þ Тн2 = 200 мкм |
Fa = 80мкм
jn max = 133 + (160+200 +2 · 80) · 0,684 = 489 мкм