Организация музыкального воспитания младших школьников. Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования

Из истории музыкального образования

Введение в курс теории и методики музыкального воспитания

Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность

Модуль 1: Теоретические основы музыкального воспитания школьников

Лекции

Содержание аудиторных занятий

Лекции к 8-му семестру

Лекция 1 (тема 1.1.1.):

Методика музыкального воспитания как наука. Методика музыкального воспитания как наука: ее предмет, цель, закономерности, принципы, взаимосвязь с другими науками. Место музыкально-методической подготовки в готовности учителя начальных классов к профессиональной деятельности.

Музыка как вид искусства. Сущность и значение искусства для общества. Особенности музыкального искусства. Механизм воздействия музыки на человека. Структура художественного образа. Виды музыкальной деятельности.

Воспитывающие и развивающие возможности музыки. Роль музыки в нравственном, духовном становлении личности. Значение музыки в творческом развитии ребенка. Влияние музыки на развитие речи, ее образности. Музыка как средство самовоспитания.

Литература:1, 4, 5, 6, 11, 16, 21, 26, 33, 39, 42, 43, 45, 46, 52, 75, 80.

Лекция 2 (тема 1.1.2.):

Музыкальное воспитание в русской школе второй половине 19-го начале 20-го века. Место музыки в школах для народа и в школах для детей светского общества. Методика А.Н. Карасева. Бесплатная музыкальная школа (М.А. Балакирев, Г.А. Ломакин). Идеи С.И. Мироносицкого, Д.Н. Зарина, А.Л. Маслова. Бесплатные народно-певческие классы А.Д. Городцова. Московская народная консерватория.

Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века. Особенности музыкального воспитания после революции, в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е годы.

Литература: 6. 16, 17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92.

Лекция 3 (тема 1.1.3.):

Проблемы современного музыкального образования школьников. Причины отчужденного отношения школьников к классической музыке. Проблема педагогических кадров в организации музыкального воспитания. Технологические проблемы музыкального воспитания.

Педагогика искусства (художественная дидактика) как основная тенденция развития современного музыкального воспитания Ядро художественной дидактики. Художественная деятельность как основа урока искусства. Принципы педагогики искусства. Урок-образ как ведущая форма педагогики искусства. Методы педагогики искусства.

Литература: 1, 5, 13, 14, 27, 28, 39, 53, 54, 72, 91.

Раздел 1.2:

Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания

Лекция 4 (тема 1.2.1.):

Цель школьного музыкального образования. Формулировка цели. Музыкальная культура общества. Ведущий компонент музыкальной культуры. Музыкальная культура личности. Главный показатель музыкальной культуры выпускника общеобразовательной школы.

Ведущие задачи музыкального воспитания школьников. Характеристика ведущих задач в формулировке Д.Б. Кабалевского. Основные задачи музыкального образования в интерпретации Э.Б. Абдуллина.

Принципы музыкального воспитания школьников. Общепедагогические принципы в музыкальном образовании. Принципы педагогики искусства по В.Г. Ражникову. Принципы педагогики искусства, сформулированные Л. Горюновой. Принципы, предложенные Д.Б. Кабалевским.

Литература: 1, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 16, 28, 33, 39, 44, 53, 54, 55, 72, 80, 91.

Лекция 5 (тема 1.2.2.):

Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников

Содержание музыкального обучения: общая характеристика. Определение понятия. Музыка – главный элемент содержания. Критерии выбора музыкального материала. Знания «ключевые» и «частные». Умения ведущие и частные. Музыкальные навыки.

Средства музыкальной выразительности в содержании обучения младших школьников: ритм, метр, размер, темп, лад, тональность, аккорд, фактура, гомофония, полифония, мелодия, движение мелодии, регистр, строение мелодии, динамические оттенки.

Литература: 1, 4, 5, 6. 9, 11, 13, 20, 25, 39, 44, 67, 85.

Модуль 2:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: