Игра на детских инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах – это вид музыкальной деятельности, который широко используется в коррекционных классах общеобразовательной школы. Игра с музыкальными инструментами зарождается еще в младенчестве, когда ребенок сознательно берет в руки погремушку и, манипулируя ей, извлекает звук. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающими национальные фольклорные традиции народа, приобретает еще большое значение.

Обучение музицированию на детских музыкальных инструментах школьников с проблемами формирует все компоненты музыкального слуха (тембровой, динамической, ритмической, мелодической).

Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевают звукоизвлечением. Обучение игре на детских музыкальных инструментах проходит несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте, а затем игре на двух близлежащих звуках.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие музыкальные способности. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника с проблемами, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети с проблемами открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей с проблемами игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.

Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

На первых занятиях с детьми с проблемами поем и играем попевки, построенные на одном звуке, - «Андрей – воробей», «Месяц май» Е.Тиличеевой. Обращаем внимание у детей на приемы звукоизвлечения. Ребята играют попевки на металлофоне с музыкальным сопровождением.

Обучение игре на металлофоне имеет большое значение в развитии ритмического слуха. Примером может служить попевка «Смелый пилот» Е. Тиличеевой. Попевка строится на одном звуке, поэтому в исполнении не представляет для детей особых трудностей, главное, они должны правильно передавать ритмический рисунок. В решении этого вопроса большую помощь оказывают карточки, изображающие долгие и короткие звуки.

Следующим этапом обучения является игра детей на музыкальных инструментах небольшими группами. Дети с проблемами не только передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, но придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.

От исполнения простых попевок постепенно можно переходить к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у детей с проблемами развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки.

Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах надо стараться развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. Можно предложить подумать, какой еще инструмент может быть использован во время игры попевки «Дождик». Следующее исполнение попевки на металлофонах сопровождаются игрой на двух треугольниках. От ребят, играющих на этих инструментах, требуется большое внимание, им обязательно надо следить за игрой и выполнять движения металлической палочкой, не опережая и не отставая от общего исполнения.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческую активность детей с проблемами. Во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла» детям можно предложить подумать и назвать инструменты, которые могут звучать во время исполнения этой песни помимо металлофонов. Ребята сами решают последовательность исполнения на музыкальных инструментах – бубны, ложки, трещотки.

Во время обучения на детских музыкальных инструментах дети овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, колокольчиках, колотушках, кастаньетах и пр. они знают названия инструментов, характер их звучания. Кроме того, дети с проблемами легко узнают по слуху не только инструмент, но и название знакомой песни.

Своеобразие музыкальных занятий школьников с проблемами проявляется в осуществлении не только развивающих, но и коррекционных задач средствами музыки, в создании атмосферы радости и успеха, поощрении и активизации даже незначительных положительных проявлений музыкальной деятельности. Они должны отвечать следующим требованиям:

- учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;

- иметь коррекционно-развивающую направленность в методике его проведения;

- использовать различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную).

Активное участие детей в игре на детских музыкальных инструментах позволяет выразить непосредственно свое эмоциональное состояние, приводит к разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

Лекция 30 (тема 7.1.5):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: