Инвентаризация основных средств

Выбытие основных средств

Для отражения выбытия основного средства используется счет 01, субсчет «Выбытие основных средств» (например, 01.2 «Выбытие основных средств»), который открывается на период отражения выбытия.

Основные средства выбывают в следующих случаях:

1) по инициативе организации в случаях полного износа;

2) при продаже неиспользуемых основных средств;

3) при безвозмездной передаче другой организации;

4) при стихийных бедствиях;

5) в случаях недостачи, обнаруженной при инвентаризации;

6) вклад в уставный капитал другой организации;

7) прочее выбытие.

При всех вариантах выбытия в бухгалтерском учете отражается несколько связанных записей. Бухгалтерские записи по выбытию основных средств представлены в табл. 2.12.

Таблица 2.12
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
1. Списана первоначальная стоимость 01.2 01.1 Первоначальная стоимость
2. Списана накопленная амортизация   01.2 Накопленная амортизация
3. Списана остаточная стоимость при выбытии по инициативе организации 91.2 01.2 Остаточная стоимость
Окончание табл. 2.12
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
4. Отражена недостача основного средства (без инициативы организации)   01.2 Остаточная стоимость

Инвентаризация выполняется инвентаризационной комиссии, в которую входят представители администрации, бухгалтерии и специалисты [21]. Комиссия создается на год и ее состав утверждается руководителем.

Инвентаризационная комиссия путем сплошного осмотра всех основных средств, фактически находящихся в организации, составляет их опись с указанием инвентарного номера, наименования и фактического состояния износа основных средств.

Выполняется сравнение фактического состояния основных средств, с тем, которое должно быть по данным документооборота, и составляется сличительная ведомость, в которой указываются все возникшие отклонения. При наличии отклонений составляется акт, который утверждается руководителем организации. При выявлении отклонений создается комиссия для служебного расследования и выявления лиц, виновных в возникновении отклонений. При обнаружении виновных лиц с них взыскивается стоимость недостающего или испорченного оборудования.

Проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче основного средства организации в аренду, выкупе, при продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

3) при смене материально ответственного лица на день приемки и передачи дел;

4) при установлении фактов хищения и злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5) в случае стихийных бедствий (пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными ситуациями);

6) при ликвидации и реорганизации организации, перед составлением ликвидационного баланса.

Инвентаризация основных средств проводится не реже, чем один раз в 3 года, а библиотечные фонды один раз в 5 лет.

При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр и заносит в опись полное их наименование, назначение, инвентаризационные номера и основные технические и эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствовали или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись действительные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определяется по фактическому техническому состоянию.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках основных средств. Правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации, фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем подсчета, взвешивания и обмера.

Руководитель организации должен создавать условия, обеспечивающие полную и точную проверки фактического наличия имущества в установленные сроки. Руководитель должен обеспечить рабочей силой, технически исправным весовым хозяйством, измерительными приборами.

Проверка фактического наличия имущества должна производиться при обязательном присутствии материально ответственного лица. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Опись подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в ящике, шкафу, сейфе, закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат ошибки в описях после инвентаризации, они должны немедленно заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности. Их следует проводить с участием инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: