Февральская 1917 г. буржуазно-демократическая революция. Россия в условиях двоевластия.
Проблема выбора альтернатив развития России. Октябрьская революция 1917 г.
https://russia.iratta.com/13.php
https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Февральская%20буржуазно-демократическая%20революция%201917/
33. Россия в условиях первой мировой войны 1914-1918 гг. (учебник стр 422)
60-70-е гг. - это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.
Крестьянская реформа. Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.
|
|
19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником», они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.
Земская и городская реформы. В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.
Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.
|
|
В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.
В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.
Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.
Судебная реформа. Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).
Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы»—так они презрительно отзывались о суде присяжных.
Военная реформа. В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).
Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.
Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.
Реформы 1861 —1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.
В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.
Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.
|
|
С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".
Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию — появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.