Особенности науки как познавательной деятельности

Наукасфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производ­ства.

Наука — важнейшая форма развития познания. Она является спе­циализированной областью духовного производства, имеет свой ин­струментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции исследо­вательской деятельности, систему информирования и коммуникации, экспериментальное и лабораторное оборудование и т. д. Научное по­знание осуществляется на основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в письменной или устной форме, в разнообразных специализированных искусствен­но созданных знаках и знаковых системах.

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. М. М. Бахтин (1895-1973), современный русский фило­соф, особо обращает внимание на объективность научного познания: действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины. Данное рассуждение характеризу­ет объективность как главнейшую, существенную особенность науки. Но абсолютизировать ее нельзя, поскольку ценности и знание взаим­но дополняют друг друга, хотя и являются несовместимыми по своей природе отношениями к миру: познание отвечает на вопрос «Что есть мир?» Ценности отвечают на вопрос «Каким он должен быть?» Науке не чужд ценностный, идеологический, философско-мировоззренческий смысл, она определяется в значительной мере нравственностью уче­ного, его ответственностью за судьбы мира и человечества.

Среди важнейших особенностей науки выделяются идеалы, нор­мы, принципы, которыми должен руководствоваться ученый. В со­вокупности они составляют профессиональную этику ученого, яв­ляющуюся результатом осмысления ценности личности ученого и его труда, а также свод предписаний, стандартов, канонов, правил, в ко­торых обобщается опыт научного труда и условия его эффективности. Важнейшее назначение этики ученого обеспечение истинного знания, достигаемого благодаря реализации требований к формам получения и доказательства истинности результатов научного творчества. Со­гласно закону достаточного основания этика ученого не допускает введение в научный оборот сомнительных, непроверенных, недока­занных, не прошедших жесткую апробацию сведений. Нравственные установки ученого строятся на внутреннем побуждении. Но как любые социальные нормы, нормы научной этики получают подкрепление в соответствующих санкциях.

Как познавательная деятельность наука определяет цели исследо­вания, средства и методы получения знания, критерии их надежности

и эффективности, основания познания, осуществляет демаркацию с другими формами познавательной деятельности. Наука реализует предметный и объективный способ рассмотрения мира. Предметом на­учного исследования могут быть любые фрагменты природы, общества, включая самого человека, но наука изучает их как объекты, существу­ющие и функционирующие по своим естественным законам. Науке присущи такие качества, как системная организация, обоснованность и доказанность. Тем самым в явной или неявной форме происходит самоопределение науки, создается образ науки с ее типологическими особенностями, а также ее обособление от других форм познаватель­ной деятельности. Место, которое занимает наука в обществе, опреде­ляется ее особенностями как формы познавательной деятельности, и теми функциями, которые она выполняет в жизни общества и лич­ности. Чтобы определить роль науки в жизни общества, необходимо учитывать особенности научного познания, отличие науки от других форм познания и характер их взаимоотношений. Наука, конечно, вы­рабатывает свои рекомендации, определяет нормы, правила, и их обо­снование для различных форм деятельности. Но и общество предъ­являет науке определенные требования, ставит перед наукой задачи, которые необходимо решать. Поиск путей оптимизации научных ис­следований, выработка критериев эффективности результатов работы ученых — одна из особенностей науки как особой формы познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: