Антинатуралистические программы изучения общества базирую! ся на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к при родным закономерностям. Характерно, что в антинатуралистические программах исследования общества ставятся проблемы, общие с по мотетическими установками, хотя решаются они по-своему. МногооО разные подходы к изучению специфики общества с трудом поддают) классификации. По характеру источника социальных изменений им деляются концепции, абсолюгизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминаи» (формационный подход); научно-технического прогресса (технокри тические концепции). Специфику общества определяют, исходя из особенностей объекта социально-гуманитарного познания (см. гл. 'I либо субъекта исторического процесса (см. гл. 3). Понятие общестм и его основные особенности в социальной философии, как правило, рассматриваются с противоположных концептуальных установок. />т представление об обществе как реальности надличностной, внешней по
|
|
отношению к личности и определяющей ее жизнедеятельность, либо представление, согласно которому общество - продукт человеческой деятельности, формируется и модифицируется жизнью людей. Существуют рационалистический и иррационалистический определения социальной реальности и соответствующие им подходы к описанию, интерпретации и пониманию исторического процесса. Так или иначе, но антинатуралистические установки позволили существенно обогатить понятийный и концептуальный аппарат социально-гуманитарного познания. В рамках данного подхода получили теоретический статус такие понятия, как «жизнь» как категория культуры и общества, «хронотоп», фиксирующий специфику социального пространства и времени и их единство; более глубокое содержание открылось в понятиях «сущность и существование», «личность», «деятельность и творчество», «объективация» и многие другие. К числу антинатуралистиче- ских программ можно отнести разнообразные методы, опирающиеся на идиографические установки.
Исторический метод. Как известно, история является одной из древнейших дисциплин социального познания. В ней выработаны соответствующие методы исследования исторических фактов, их интерпретации, способов реконструкции исторических событий и т. д. Названные методы имеют большое значение в социальном познании и целом, поскольку исторический подход к социальным явлениям оценивается как универсальный. В свою очередь философия истории обращается к анализу проблем исторического познания, имеющих методологическое значение. Это проблема направленности исторического процесса, вопрос о существовании закономерностей развития общества, соотношение идиографических и номотетических методов в историческом познании, проблема типологии общественных пилений, возможности и ограничения в использовании герменевтики дли истолкования исторических фактов, проблема критериев досто- Игрности исторических фактов и другие. Хотя история обращена по Преимуществу к единичным явлениям и фактам, она рассматривает Исторические факты как некоторые индикаторы, позволяющие судить <> состоянии общественного сознания в конкретный период жизни людей, оценивает их значимость, выявляет их связь с другими историческими фактами, реконструируя направленность исторического процесса в конкретный период жизни социума.
|
|
Антропологический подход концентрирует внимание на человеческом факторе общественной жизни, поскольку социальная реальность Конструируется людьми (Бергер П., Лукман Н., Гидценс Э. и др.). В за- Иисимости от понимания сущности и природы человека философия осматривает деятельность людей как проявление их телесной орга- Иичации, биологической природы, либо как действующих социальных
пактов, либо как коллективного субъекта исторического процесса, чанному направлению в социологии можно, в частности, отнести ; концепцию М. Вебера. Макс Вебер (1864-1920) в своих социологиче
ских взглядах опирался на идеи Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Соответственно Вебер считает необходимым соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, религиозными и моральными ценностями. Так, в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует влияние ценностей протестантской этики на утверждение промышленного капитализма, который, как известно, первоначально возник в Нидерландах, Англии, США. Он подчеркивает, что достигший господства в современной хозяйственной жизни капитализм возник благодаря формированию соответствующих его специфике хозяйствующих субъектов - предпринимателей и рабочих. Он прямо возражает «наивным» представлениям исторического материализма о возникновении «идей» в качестве надстройки экономических отношений. Напротив, «дух» капитализма был предпосылкой его возникновения, полагает Вебер. Для его характеристики Вебер использует известную проповедь Бенджамина Франклина: «Помни, что время—деньги... деньги по природе своей плодоносны и способны приносить новые деньги... помни пословицу: кто пунктуально отдает долги — хозяин чужих кошельков... кто зря тратит один грош в день, тот в год тратит бесплодно шесть фунтов стерлингов, тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, тот теряет 5 шиллингов и мог с тем же успехом бросить их в море...» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 71—73). Протестантская этика, подчеркивал Вебер, — идеал философии скупости: долг кредитоспособного добропорядочного человека - рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Все нравственные правила Б. Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с прилежанием, умеренностью, добропорядочностью, трудолюбием. Из этого можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность. Высшее благо этой морали, отмечает Вебер, прежде всего в наживе, во все большей наживе, при полном отказе от даруемого деньгами наслаждения от всех эвдемонистических или гедонистических моментов. Он характеризует современный капиталистический хозяйственный строй, как чудовищный космос, в который каждый человек ввергнут с момента своего рождения до самой смерти.
|
|
Вебер попытался вывести модель капитализма из рационального стремления каждого хозяйствующего субъекта к капиталистической выгоде. Он подчеркивал, что принципы рационализма господствуют во всех явлениях западной культуры: в науке, искусстве, в конструктивных принципах создания монументальных строений. Только Западу известно государство как политический институт с рационально разработанными конституцией, правом, чиновниками-специалистами, ориентированными на рационально разработанные правила. Но наивысшее осуществление ценности рационализма получили в сфере
предпринимательства, о чем свидетельствуют коммерциализация производства, бухгалтерская отчетность, ценные бумаги и "биржи, рационализирующие спекуляцию, рациональная организация труда и т. п.
В ряде других своих работ — «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество», «История хозяйства» Вебер сформулировал понятие социального действия и его мотивации. Для объяснения реальности он создал и применил методологию «идеальных типов». Вебер полагал, что социальное действие, являющееся клеточкой общественного организма, включает в себя два момента: субъективную мотивацию индивида и его ориентацию на других. Он выделяет следующие типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Свою концепцию социального действия Вебер распространяет и на понимание власти. Поскольку атрибутом социального действия является ориентация на ожидания других, постольку власть предполагает взаимные ожидания участвующих в политических отношениях сторон. Только в этом случае власть обретает легитимность: те, кто управляет, ожидают* что их командам будут подчиняться; те же, кем управляют, ожидают разумных директив. Он выделяет три типа легитимных государств: господство в силу веры в обязательность легального установления деловой компетентности; господство, обусловленное нравами, привычкой к определенному поведению; господство харизматическое. Идеалом власти Вебер считал образцово-рациональный тип власти, что связано с возникновением рационально-бюрократического типа управления. В своей концепции идеальных типов Вебер попытался совместить индивидуально-личностный подход с социально-типическим и, соответственно, совместить идиографический и номотетические подходы к исследованию общества и роли в нем человека.
|
|
Аксиологический подход к изучению общества.
Аксиологический подход относится к разновидности идиографи- ческих процедур научного познания. Человек — существо аксиологическое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, но всегда соизмеряется с его потребностями, мотивами, целями деятельности. В-области социального познания философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории. Одна из основных задач философии истории — поиск смысложизненных ориентиров в сложном и изменяющемся социальном мире, определение приоритетных задач, стоящих перед человечеством в каждый конкретный период его существования. В переломные периоды жизни каждого человека и человеческого сообщества встают вопросы о смысле его существования. Имеется ли смысл в самом ходе исторического процесса, в хитросплетении бесчисленных фактов? Или смысл истории задается высшей сакральной силой? А может быть, смысл истории коренится лишь в самой человеческой способности искать и находить
смысл в явлениях, в том числе и тех, которые смысла не имеют? Аксиологический подход к пониманию человека и общества широко распространен во многих концепциях. Уже у Платона и Аристотеля имеет место оценка государства и его типов. Средневековая традиция определяет в качестве главной силы общественного развития божественное провидение. Внутренняя логика исторических событий имела особый смысл: Бог не просто управляет тем, что происходит в истории, но ведет заблудшее человечество к освобождению от грехов, к вечной жизни в раю. Христос принес искупительную жертву, и человеческое бытие, руководимое Его проповедями и заветами, предстает как воссоздание своего утраченного совершенства после грехопадения Адама и Евы. Свободный человек направляется к воссозданию того божественного начала, которое было вложено в него Творцом, создавшим человека по образу и подобию своему. Аврелий Августин в своем произведении «О граде Божием» писал о единстве вечности и временности, земного и небесного, божественного и человеческого. С его точки зрения, явление Христа указало человечеству путь к вечности. Смысл истории - в этом движении к вечности, а смысл жизни человека — в его служении Богу, в преодолении греховности, укрощении плоти во имя вечного торжества духа.
Представление о наличии смысла в истории, а также идея прогресса человечества, выраженная философией Средневековья, оказалась весьма долговечной: так или иначе, она в обрамлении различных философских концепций воспроизводилась философами самых различных направлений. Так, в эпоху Просвещения все исторические события оценивались в соответствии с критерием разумности. В наиболее законченном виде данная концепция была отражена в труде Николая Кондорсе — французского просветителя, одного из активных участников «Энциклопедии», инициатором которой был Д Дидро. В качестве отдаленной перспективы развития человеческого общества Кондорсе в своем труде «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» обосновывал идею проникновения разума во все сферы человеческого общества. То, что Н. Кондорсе отодвигает наступление «века разума», совершенно не случайно: историки Просвещения пытались оценивать человеческую историю в категориях морали, но поскольку, как иронизировал по этому поводу Ф. Энгельс, в истории именно добродетельные политики терпели поражение, а торжествовали победу плуты и мошенники, история оказывалась малоназидательной.
Идея торжества Разума как смысла истории человечества обосновывалась и Гегелем. Он рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, мирового Разума, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию. Он полагал, что ход истории «разумен», т. е. определяется объективными закономерностями, прокладывающими себе дорогу независимо от случайностей или произвола отдельных лиц. Наоборот, индивидуальные страсти и желания по «хитрости мирового разума» используются им
для своих целей. Смысл истории — в самопознании абсолютного духа, утверждал Гегель.
Марксизм в анализе исторических событий по существу также реализует ценностный подход. Смысл истории Маркс видит в движении общества к коммунизму. Он рассматривает все движение истории как акт порождения коммунизма, который есть разрешение всех противоречий, свойственных предыстории человечества: разрешение противоречий между индивидом и родом, между опредмечиванием и самоутверждением. Коммунизм, утверждает Маркс, есть решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.
Позднейшие поиски смысла истории практически были вариациями тезиса о смысле истории как воплощения некоторого идеала. Содержание же идеала могло быть различным, даже полярно противо- I положным: технократические иллюзии, идеал общества массового потребления, информационного общества, общества всеобщего равенства без частной собственности и эксплуатации и т. д. Несмотря на пестроту поисков смысла истории, каждый из вариантов его интерпретации отвечал чаяниям определенной части населения. Пожалуй, наиболее глубокие интерпретации понятия смысла истории предложили виднейшие представители философии XX века — Н. А. Бердяев и К. Ясперс. Для Ясперса смысл мировой истории - в смысловой связи времен, которая базируется на общечеловеческой коммуникации. Наличие этой связи гарантируется осевым временем, которое выявляет | смысл истории. Оно послужило общим истоком культур Востока и За-,, пада. Ясперс различает четыре среза мировой истории: возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня. Начало осе- }■ вого времени совпадает с периодом между 800 и 200 гг. до н. э., когда! почти одновременно возникли великие культуры Индии, Китая, Гре-: ции, Ирана. Продолжением этих культур (а в известном смысле и их i антиподом) было рождение научно-технической эры в Европе. На четвертом срезе возникает единство человеческого рода, когда общество будет строиться на достойных человека началах и принципах. Гарантом этого единства будет правовое государство, основанное на полном отказе от тоталитаризма. Смысл истории — в сохранении и приумножении общечеловеческой культуры и тех традиций, которые сформи- i ровались в начале осевого времени.
Размышляя о смысле истории, Н. А. Бердяев утверждал, что смысл ‘ истории как смысл жизни человека может быть определен лишь тогда, (когда история закончится. Тем не менее о смысле истории можно говорить, опираясь на понятия свободы, творчества. В движении исто-! рии Бердяев пытается найти те тенденции,- которые сокращают власть I объективации над человеком и утверждают торжество его свободы f и творчества.
Сегодня вопрос о смысле истории вновь актуализируется в связи г с глобализацией общества. И вновь становятся актуальными идеи, обращенные к той системе ценностей, которая утверждает связь времен
и народов, взаимопонимание между народами, обеспечивает сохранение и приумножение духовного богатства предшествующих поколений, реализацию свободы и творческого потенциала современных поколений.
Концецпия культурно-исторических типов. В XIX в. оформилась теория культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, который представлял историю как взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, составляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого периода «цветения и плодоношения», «истощающего раз и навсегда их жизненную силу». Идеи Данилевского получили дальнейшее развитие в концепциях Шпенглера и Тойнби, но научное обоснование им дал П. А. Сорокин (1889—1968) — наш выдающийся соотечественник и политический изгнанник. Он оказал значительное влияние на развитие философии истории. Он рассматривал общество как интегральное целое, создаваемое взаимоотношениями индивидов и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей. П. А. Сорокин определял общество с позиций признания многообразия социокультурных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). В социологии П. А. Сорокина интегрированы и представлены в органическом единстве важнейшие идеи социологической науки прошлого и настоящего.
Философская герменевтика. Логическим следствием рассмотрения культуры как важнейшего системообразующего фактора общественной организации стало появление философской герменевтики как науки об истолковании и понимании текстов. Начало поисков специфики наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру. Человеческое бытие есть бытие понимающего мир субъекта, а задача герменевтики — быть посредником между автором текста и его адресатом. Текст есть та реальность, смысл которой несводим ни к замыслу автора, ни к его экспликации субъектом восприятия. Поиск той меры, которая разделяет безбрежный субъективизм и ограниченный объективизм, составляет одну их важнейших проблем философской герменевтики.
Если подвести итог многообразию подходов к исследованию общества, то можно выделить две полярные методологии: общество трактуется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей. В соответствии с первой установкой обще
ство определяется как система экономических, социальных, политических и духовных подсистем. В соответствии со второй,установкой общество — продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содержание и характер их взаимоотношений.