Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании

Жизнь обитателей мира науки зависит от сплачивающих его норм и ценностей, предписаний и санкций jc-ак особого «этоса» науки: блю­сти строгую объективность и разумный скелсис, трактовать знание как «собственность», которой вправе владеть каждый, и т. п. Но ни процесс «социализации» ученого, ни специфика процесса производства науч­ного знания не выявляли полностью действительные детерминанты научного процесса. Томас Кун предложил искать ответ на этот вопрос в понятии парадигмы, т. е. целостной социально-когнитивной модели познания, которую отличают историчность (одна парадигма сменяет другую), "предметная наполненность (в различных научных дисципли­нах парадигмы различны), общие принципы и нормы исследования.

Важнейшим фактором научного процесса является коммуника­ция в науке. Она включает в себя определенный язык, средства ком­муникации, ее интенсивность, открытость (секретность) и др. Усло­виями эффективной коммуникации являются, во-первых, наличие некоторого оппонентного круга, предполагающего конструктивную дискуссию между участниками познания, имеющими как общие, так и различные точки зрения. Во-вторых, наличие социальной или по­литической группы, а также группы исследователей, чьи идеи, оцен­ки, ориентации значимы для данного ученого. В-третьих, необходима обстановка, в которой нормой является конструктивная критика идей, разделяемых одной социальной группой или группой исследователей, но не разделяемых другими группами. Такая критика изменяет движе­ние мысли исследователя, влияет на его искания, регулирует их.

Как известно, открытие рождается в ответ на запросы объективной логики развития познания. Но оно становится открытием лишь по­сле того, как ученый оповестил о нем научную общественность, обще­ственность его поняла и приняла. Поэтому в любой отрасли знания, особенно в социально-гуманитарной, необходим поиск адекватных средств коммуникации, которые позволили бы на понятном для дру­гих языке описать, объяснить, истолковать смысл открытия. Характер­ный пример являет собой история русского физика Петрова, которую описал Д. Гранин в рассказе «Петров» (Гранин Д. До поезда оставалось три часа. М., 1972). Петров задолго до Вольфа получил эффект, полу­

чивший название «Вольтовой дуги». Драматизм ситуации заключался в том, что ученый, не зная, с каким материалом имеет дело, рискуя погибнуть, экспериментировал с гальваническими батареями. Полу­чив поразительный для своего времени результат, ученый, однако, не смог описать его на адекватном языке, поскольку такой язык был соз­дан значительно позже. Его публикация об открытии в отечественном научном журнале осталась незамеченной и не оцененной по достоин­ству.

Для субъекта социально-гуманитарного познания, как и для лю­бого ученого, всегда актуальным является поиск адекватных средств и методов научного исследования. Важнейший материал для научно­го осмысления дают факты жизни. Не случайно В. Дильтей называет жизнь в качестве важнейшей категории наук о духе. Особенность фак­тов жизни состоит в том, что они имеют не только объективное значе­ние, но и смысл, т. е. значимость их для общества и субъекта познания. Но ведь каждый индивид, а не только ученый погружен в стихию фак­тов жизни, и здесь формируются первичные структуры человеческого опыта жизни как базис всех познавательных актов. Поэтому понима­ние являет собой фундаментальный способ человеческого бытия.

В качестве средств социально-гуманитарного познания выступают артефакты (т. е. вещи, произведенные человеком), а также летописи, предания, произведения литературы, искусства, следы событий, быв­ших в древнейшей истории либо происшедших недавно. Все это - своеобразные «тексты», которые требуют своей интерпретации.и по­нимания. Эмпирический субъект с позиций гуманитарной науки - это субъект, активно интерпретирующий различного рода «тексты» куль­туры, жизни, повседневности. Ведь личность, субъект познания, осу­ществляет свою деятельность в мире созданных им образов, знаков, символических форм. Интерпретация — это не только сугубо позна­вательный акт, это само условие бытия человека, который постоянно создает и считывает смыслы культуры, повседневности, речи и пове­дения.

Поэтому в социально-гуманитарном познании серьезное значение приобретают феноменология, герменевтика и понятийный аппарат этих методологий научного познания: очевидность, интенциональ- ность, смыслы, истолкования и интерпретации, темпоральность, те­чение и формы жизни, жизненный мир, повседневность и другие. Особую значимость приобретает опыт гуманитарных наук, обращен­ных к проблеме человека, культуры, языка. Категориальный аппарат социально-гуманитарного познания будет более подробно раскры­ваться в последующих темах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: