Конституционный процесс в Украине (1990-2004 гг.)

Флаг Автономной Республики Крым

Таковым признано «полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: составляющей 4/6 ширины флага; нижней — красного цвета, составляющей 1/6 ширины флага».

В основу разработки флага были положены традиционные для вексикологии Юго-Востока Европы цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.

62 Государственная символика независимой Украины: история и современность.

Важным признаком современного государства есть наличие своей государственной символики (символов государственного суверенитета). В соответствии с Конституцией Украины, символами Украины как независимого государства являются её Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, утверждение которых отнесено к компетенции Парламента Украины.

Государственный герб — это закреплённый в законодательстве официальный условный знак, который через графическое и цветное изображение отдельных фигур выражает круг соответствующих идей политического характера и символизирует суверенитет государства. Цель государственного герба — передать через условное (символическое) изображение сущность государства, дать представление об основных социальных ценностях государственного устройства и др. Верховный Совет Украины 19 февраля 1992 г. утвердил Тризуб как Малый герб Украины, считая его главным элементом Большого герба Украины. В цветном исполнении Малый герб Украины — это изображение золотого Тризуба на синем фоне. Изображение государственного герба размещается на печатях органов государственной власти, государственного управления, судебных органов, денежных знаках и знаках почтовой оплаты, служебных удостоверениях, штампах, бланках государственных учреждений и т.п.

Государственный гимн — это закреплённая в законодательном порядке музыкально-поэтическая эмблема государства, которая через систему (набор) музыкально-поэтических образов выражает определённый круг идей политического характера и символизирует суверенное государство. Мелодия украинского национального гимна "Ще не вмерла Украша...", автором которой является М.М. Вербицкий, 15 января 1992 г. утверждена как мелодия Государственного гимна Украины. Государственный гимн как официальный символ государства исполняют во время поднятия Государственного флага, открытия торжественных заседаний на высшем уровне, принятия военной присяги, спортивных соревнований и т.п.

Государственный флаг — это закреплённое в законодательном порядке официальное полотнище государства, в котором посредством подбора определённых цветов (иногда с использованием рисунков или надписей) выражены идеи политического характера. Государственный флаг, как и Государственный герб и Государственный гимн, символизирует государство как суверен-нос явление. Верховный Совет Украины 23 января 1992 г. Государственным флагом Украины утвердил полотнище, которое представляет собой две равные по ширине горизонтально размешенные полосы: верхняя — синего цвета, нижняя — желтого цвета, с соотношением ширины флага к его длине 2:3. Государственный флаг поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, органов местного и регионального самоуправления, дипломатических и консульских представительств Украины, в приграничных заставах и таможнях, на средствах передвижения первых лиц, дипломатических представителей и консулов Украины, во время официальных встреч на высшем уровне, на открытии спортивных соревнований и т.п.

При использовании Государственного герба и Государственного флага обязательно соблюдать пропорции и цветные эталоны изображений этих символов, установленные действующим законодательством, а при исполнении Государственного гимна — установленные правила по оркестровому и хоровому исполнению.

Публичное надругательство над государственными символами Украины наказывается в установленном порядке.

В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. Конституция

является высшим правовым актом — Основным Законом, законом над законами,

фундаментом развития социальных и политических отношений, гарантией

обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Уже в конце 80-х годов, в ходе осуществления политики «горбачевской

перестройки» стало очевидно, что Конституция СССР не отвечает перспективе

демократического развития общества. Уже в тот период в нее были внесены

отдельные изменения, касавшиеся отмены ст. 6, устанавливавшей монопольную

власть Коммунистической партии, разрешения выдвигать кандидатов в депутаты

на собраниях избирателей, проведения выборов на альтернативной основе. Эти

изменения имели большое значение для демократизации украинского общества и

впервые в истории позволили избрать в состав высшего законодательного

органа страны представителей различных политических сил.

16 июля 1990 г. Верховная Рада приняла Декларацию о государственном

суверенитете Украины, которая должна была стать фундаментом новой

Конституции. Отдельные депутаты предлагали утвердить Декларацию в качестве

«Малой Конституции». Однако прокоммунистически настроенное большинство

Верховной Рады с этим не согласилось.

И все-таки ее положения имели немаловажное значение для Украины. Во-

первых, Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как

«верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в

пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях»,

заложив основы украинской независимости еще во время пребывания республики

в составе СССР. Был закреплен ряд новых положений, касавшихся введения

принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную,

исключительного права народа Украины на владение, пользование и

распоряжение ее национальным богатством; действия на территории республики

законов СССР только в той части, которая не противоречит законодательству Украины.

Декларация определила общую стратегию развития правовой системы

государства, ключевым элементом которой являлась Конституция. В октябре

1990 г. Верховная Рада Украины создает Конституционную комиссию, которая

должна была разработать концепцию новой Конституции.

Это задание было довольно сложным, поскольку Украина имела в то время

только ограниченный суверенитет, а союзные структуры продолжали оказывать

давление на республику.

Однако уже к ноябрю 1991 г. был подготовлен первый проект Конституции

Украины. Но драматические события конца 1991 г. и обретение независимости

Украины радикально повлияли на изменения ряда ее положений. Принятием Акта

провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. наше государство

сделало окончательный выбор пути своего развития.

Уже в конце января 1992 г. Конституционная комиссия разработала новый

проект, который после правовой экспертизы и обсуждения в парламенте

решением Верховной Рады Украины был вынесен на всенародное обсуждение.

Обсуждение проекта продолжалось с 15 июля по 1 декабря 1992 г. В нем

приняло участие около 200 тыс. граждан Украины. В ходе обсуждения

высказывались предложения в отношении четкого закрепления преобладания

интересов человека над интересами государства, разграничения полномочий

различных ветвей власти и др.

С учетом результатов обсуждения в предложенный проект были внесены

соответствующие изменения. 26 октября 1993 г. доработанный вариант

постановлением Верховной Рады было решено опубликовать в средствах массовой

информации. В конце 1993 — начале 1994 г. по Украине прокатилась волна политических

баталий, связанных с выборами в Верховную Раду и выборами Президента.

Вопрос о принятии новой Конституции отодвинулся на второй план.

Только в сентябре 1994 г., после обращения Президента Украины о

необходимости продолжения конституционного процесса, формируется новый

состав Комиссии по разработке проекта Конституции. Руководителями Комиссии

стали Президент Украины и Председатель Верховной Рады. Открывая заседания

Комиссии 17 ноября 1994 г., Президент Украины Л. Кучма подчеркнул, что в

Украине возобновлен процесс конституционных реформ, который был

приостановлен почти на год. Комиссия признала необходимым взять за основу

проект Конституции в редакции от 26 октября 1993 г.

Учитывая сложности разработки новой Конституции, отсутствие

сбалансированности различных ветвей власти, Президент Украины 3 декабря

1994 г. предложил Верховной Раде рассмотреть конституционный законопроект о

власти и органах местного самоуправления. Внимание акцентировалось на том,

что эффективное функционирование экономики возможно только при условии

наличия сильной государственной власти, которая осуществляла бы управление

государственным сектором экономики, обеспечивала руководство

негосударственным сектором, способствовала эффективному проведению

приватизации и структурной перестройки всего хозяйственного комплекса.

Однако этот документ не был принят.

Конституционный договор 1995 г. и продолжение конституционного процесса

Значительное влияние на общественную жизнь независимой Украины было

политическое противостояние Президента Украины и Верховной Рады. Президент

стремился к созданию сильной исполнительной власти, способной эффективно

работать в условиях углубления экономического кризиса. Верховная Рада,

пугая угрозой диктатуры, фактически хотела сохранить свои полномочия, в том

числе и право вмешиваться в решение конкретных экономических вопросов, в

непосредственное управление территориями. Такое противостояние серьезно

осложняло решение первоочередных проблем жизни страны.

Это вынудило Президента 31 мая 1995 г. принять Указ о проведении опроса

общественного мнения по вопросу доверия граждан Украины Президенту и

Верховной Раде. В ответ на это Верховная Рада наложила на указ вето и предложила

Президенту до 8 июня 1995 г. подать на рассмотрение кандидатуры в состав

Кабинета Министров.

Такое развитие событий откладывало на неопределенное время решение

жизненно важных для Украины конституционных вопросов. В этих условиях Л.

Кучма взял инициативу в свои руки.

2 июня Президент подтвердил свое намерение провести опрос. В тот же день

состоялась его встреча с лидерами фракций, которые поддержали идею

подписания Конституционного договора Президента и Верховной Рады.

Проведение общественного опроса создавало потенциальную угрозу роспуска

Верховной Рады, рейтинг которой, по данным социологических опросов, в это

время был довольно низким. Одновременно это усиливало политическую

напряженность и, следовательно, оказывало негативное воздействие на

экономику и общественную жизнь.

В создавшейся ситуации Президент Украины и Председатель Верховной Рады

проявили политическую мудрость и, отказавшись от противостояния, 8 июня

1995 г. подписали Конституционный договор.

Заключение договора было важным политическим компромиссом. Договор должен

был действовать до принятия новой Конституции Украины с целью обеспечения

дальнейшего развития и успешного завершения конституционного процесса в

Украине.

Претворение в жизнь положений Конституционного договора создавало надежную

правовую базу для деятельности администрации Президента и других органов

исполнительной власти. Значительно расширялся круг их полномочий и влияние

на экономические и общественные процессы. Президент Украины был признан

главой государства и руководителем исполнительной ветви власти. Он лично

назначал состав Кабинета Министров и премьер-министра. Уже 8 июня 1995 г.

на должность премьер-министра была предложена кандидатура Е. Марчука,

который долгое время работал в органах государственной безопасности, а с

октября 1994 г. исполнял обязанности вице-премьера.

Продолжалась работа над Конституцией, к которой были привлечены лучшие

специалисты. С целью изучения и обобщения альтернативных проектов 19 июня

была создана рабочая группа Конституционной комиссии, результатом

деятельности которой стала подготовка согласованного проекта Конституции

Украины.

11 марта 1996 г. сопредседатели Конституционной комиссии — Президент и

Председатель Верховной Рады — подписали окончательный проект Основного

Закона.

Однако он не стал основой политической консолидации. Несмотря на

предложения Л. Кучмы принять этот документ за основу, Верховная Рада

направила его для изучения и анализа в постоянные комиссии.

В начале мая 1996 г. постановлением Верховной Рады была создана

депутатская временная специальная комиссия по доработке проекта Конституции

во главе с М. Сиротой. К ее работе были привлечены представители различных

депутатских групп и фракций.

Обсуждение доработанного Комиссией проекта в Верховной Раде 17—18 июня

было безрезультатным. Возражения вызвали уже первые положения документа: о

статусе украинского языка, государственной символике и т.д. Предлагаемые

депутатами изменения фактически искажали основное содержание документа. По

определению многих политиков, конституционный процесс в Украине в это время

не просто затягивался, а зашел в тупик.

В этой ситуации Президент Украины 26 июня 1996 г. обнародовал Указ о

проведении 25 сентября Всеукраинского референдума по вопросу принятия

Конституции Украины. На референдум предполагалось вынести проект Основного

Закона, подготовленный Конституционной комиссией и принятый за основу

большинством депутатов Верховной Рады в марте 1996 г.

Этот шаг Президента, который мог привести к роспуску Верховной Рады,

вынудил последнюю искать компромисс и ускорил конституционный процесс. 28

июня 1996 г. после 2 суток беспрерывной и напряженной работы Верховная Рада

Украины приняла Конституцию Украины — Основной Закон нашего суверенного

государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: