К идее «Заката Европы» Оствальд Шпенглер (1880-1936) пришел в результате осмысления тех событий, которые привели к первой мировой войне, и которые свидетельствовали, что европейская цивилизация исчерпала ресурсы своей жизнедеятельности.
Рассматривая вырождение искусства и возросшую бездетность, засилье бюрократизма и бегство крестьян в город, и так далее, Шпенглер задался целью в этой сумме случайных тенденций и обстоятельств увидеть черты новой исторической эпохи, обнаружить логику истории, отдавая себе отчет в том, что «философия старого стиля» с этой задачей не справится.
В старой философии бытовало «прагматическое» представление об истории как «дубликате замаскированного естествознания», как способе упорядочения причинно следственных отношений, тогда как в истории все изменчиво, случайно, однократно. С точки зрения Шпенглера, история - это «гештальт», т.е. образ вечного становления мира, динамический и плохо предсказуемый.
Поэтому для человека важны не факты истории, а что они означают, что предвещают.
|
|
«Природа» и общество соотносятся как ставшее и становящееся. Что касается истории, то это «картина» вечного становления. На этом основании Шпенглер делает вывод о возможности и необходимости философии истории.
Философия истории, будучи скорее искусством, а не наукой, должна в событиях видеть «первоэлементы мира исторических форм», через которые совершится мировая история. Раскрыв их смысл, и проследив их развитие, можно осмыслить прошлое, уяснить настоящее и предвидеть будущее.
Эти «первоэлементы мира исторических форм» есть не что иное, как культуры. Они являются «первофеноменами» всякой прошлой и будущей мировой истории.
С точки зрения Шпенглера, господство «механистического мышления» привело к созданию скудной схемы мировой истории (Древний мир - Средние века - Новое время), замешанной на европоцентризме, задающей свой смысл всему миру.
В действительности нет единого человечества, как отсутствует и единый путь его развития. И вообще термин «человечество» - это пустое слово, за которым скрывается многообразие действительных исторических форм, основанием которых выступают уникальные и неповторимые культуры, как производное конкретной ойкумены.
Переход от природы к культуре осуществляется через предкультуру или протокультуру. Её развитие может остановиться, а может и вывести ее до уровня высокойкультуры. С точки зрения Шпенглера мировая история насчитывает 8 (!) высоких культур: египетская, вавилонская, китайская, индийская, мексиканская, античная, арабская и западноевропейская.
Уникальность каждой культуры объясняется её душой. Душа культуры - это идея её существования как сумма её возможностей. Кроме того, каждая культура имеет свой «прасимвол».
|
|
Прасимволом античной души - выступает телесность, египетской души - путь к гробу; русской - бесконечная равнина, где растворяется индивидуальность; западноевропейской - рамочное пространство, где господствуют принципы устремлённого движения с ориентиром на преодоление неопределенности.
Западную душу Шпенглер называет «фаустовской», ибо она воплощает деятельное, превозмогающее бытие. Жить для европейского человека - это значит бороться, преодолевать и добиваться успеха. Каждая культура имеет свою предопределенность жизни, определенный темп развития, свою направленность, свою судьбу. Настоящая история, утверждает Шпенглер, - отягощена судьбой, но не законами. Поскольку каждая культура имеет свою душу и свою судьбу, то постижение культуры - дело трудное и до конца не возможное.
Исчерпав возможности, израсходовав жизненные силы, культура умирает. Формой её смерти выступает цивилизация, где доминирует репродуктивная деятельность и система «автопилота». Визитная карточка цивилизации представлена «мировым городом», обитателями которого являеются космополиты, оторванные от традиций и живущие по принципу «всё продается - всё покупается». Деньги заменили им Бога и Отечество. Для них нет ничего ни святого, ни священного. А вот когда приходит смерть цивилизации никто не знает, ибо судьба культуры, её неумолимая логика скрыта покровом непредвиденного и случайного.
Неизбежность гибели любой цивилизации означает, что будущее Запада предопределено. Можно сожалеть об этом, но изменить ничего нельзя.
Таким образом, по Шпенглеру, мировая история (насколько возможно её восприятие) - это кругооборот самобытных и самодостаточных культур, совершено не нуждающихся друг в друге, не зависящих друг от друга и смотрящих друг на друга исключительно через «призму своих представлений, обусловленных «первофеноменом» культуры и «прасимволом» её души, ее судьбы.