Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.
Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба
|
|
войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был
треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся
кровью.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по
воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев
500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких
воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому
что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье
Непрядвы.
И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять
вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой
упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало
у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал:
«Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно
к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но
победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал
ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов
принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»
|
|
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его
вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за
короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на
вече бояре и их сторонники».
«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со
своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское:
а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь
из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали
и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.
…Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»
«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до
самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна
от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду
спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи
с этим возникли дикие и нелепые мысли».