Выводы
Федерального компонента ГОС по истории
Базисный учебный план в контексте реализации
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию, включая федеральный базисный учебный план, примерные программы по учебным предметам, контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и полной средней школы по учебным предметам федерального компонента.
Особенности федерального базисного учебного плана по обществознанию. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение школьниками предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1-го по 4-й класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
|
|
Учебный предмет « Обществознание» изучается с 6-го по 9-й класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Часы учебного предмета «Технология» в 9-м классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в 6-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в 8-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в 9-м классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Вопросы для размышления
1. Назовите особенности федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений для основной школы.
|
|
2. Назовите особенности федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений для средней школы.
3. Какие тенденции в развитии федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений вы можете назвать. Обоснуйте причины этих изменений.
Обобщая сказанное, можно прийти к следующим выводам. В настоящее время российское педагогическое сообщество озадачено тем, как обеспечить становление и развитие такой системы школьного исторического образования, которая позволит учащимся подготовить себя к ответам на вызовы современного информационного общества в эпоху глобализации. В этих условиях система школьного исторического образования призвана обратить первостепенное внимание на развивающую и ценностную функции предмета «история». Педагогам современной школы необходимо создавать условия для практической направленности образовательного процесса, которая может осуществиться только через личностно-деятельностный подход. Мировой опыт показывает, что значительным потенциалом обладает ориентация образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей учащихся.
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ