Русская педагогическая мысль второй половины XIX века

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характерис­тику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной шкоды, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дистервега, Гербарта, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных сво­их наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой ка­питальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (1ч. 1867 г., П ч. 1869 г.). Ушинского на­зывают великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потреб­ностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский препода­вал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался пе­дагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал "Журнал ми­нистерства просвещения".

В философских воззрениях Ушинского переплетались элементы материализма и идеализма. Во взглядах на природу преобладал стихийный материализм. Гносеологические воззрения Ушинского, несмотря на их противоречивость, отличались в основном материа­листической направленностью. Что касается социологии, то Ушинский остается на идеологических позициях, считая основным фактором исторического процесса развитие разума. Исследователи педагогического наследия Ушинского едины во мнении, что он сыграл огромную роль в материалистичес­ком обосновании педагогики, с диалектических позиций подходил к рассмотрению педагогических фактов и явлений.

Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превра­титься в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Антропологический принцип стал исходным и основополагающим принципом в построении научной педагогики. На основе этого прин­ципа Ушинский подошел к научному решению вопроса о целостном формировании личности в процессе воспитания. Впервые в развитии мировой педагогической мысли Ушинский понял необходимость все­стороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный под­ход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает си­лу его теоретического мышления и педагогического убеждения, су­мевшего столетие назад обосновать проблему, которую современ­ная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, ес­тествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и вос­питания. В статье "О народности в общественном воспитании'' Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под на­родностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его ха­рактер и особенности, культура, географические и природные ус­ловия определяют направленность воспитания со своими ценностя­ми и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творчес­кими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности ис­пользовать достижения в области педагогики других народов, ра­зумно преломляя их к своим национальным особенностям. Его пони­мание народной педагогики не узко формальное, не страдает на­циональной ограниченностью и великодержавным шовинизмом, хотя и чёткости по вопросу взаимосвязи национального и общечеловечес­кого у него не прослеживается.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе органической связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках са­мого народа, который бы занимался его организацией, руко­водил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общест­венным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчи­нами;

- подлинная народность выражается прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством вос­питания, который учит естественно и успешно, откуда идет духов­ное, нравственное и умственное развитие. Недаром Ушинский наз­вал его удивительным педагогом.

- принцип народности связан и с задачами формирования лич­ности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эс­тетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от на­рода и соотносятся с его характером и традициями, помогают фор­мировать национальное самосознание народа.

- принцип народности должен быть реализован через препода­вание в школе отечествоведения: истории своей страны, геогра­фии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педа­гогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народного образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может раз­виваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов пе­дагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической дея­тельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мас­терская".

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к раз­нообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассмат­ривал как основу воспитания и обучения, ибо без творческой само­стоятельной деятельности, без активности самого ребенка успеш­ность воспитания и обучения невозможна.

С деятельностью связано развитие и формирование всех явле­ний психической жизни, важнейших качеств человеческой личности. Отсюда особое внимание к активным методам обучения, к побужде­нию учащихся к постоянному труду.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе " Труд в его психическом и воспитательном значе­нии" он показывает, что труд - это прежде всего основа материаль­ной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, фор­мирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с науч­ных позиций, подводя под него психологический и естественнонауч­ный фундамент.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, предна­меренный процесс «управления личностью» цель которого - подгото­вить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспи­тать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои ин­тересы с интересами своего народа и всего человечества. Из нап­равлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравствен­ное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что "обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего "сетным человеком"''. Вос­питание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разруша­ет человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гума­низм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный ры­чаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процес­се нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общест­венным цементом" Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;

- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинс­кого, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравст­венное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их фор­мирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе на­казания, утомительных "словесных назиданий",

Методы и средства воспитания зависят от его задержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, про­буждать жажду этих убеждений.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, автори­тет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жиз­ни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое ог­ромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с кото­рым трудно соперничать влиянию педагога". Эту идею более конк­ретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В. А. Сухомлинский.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с про­цессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем (классной дамой).

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидакти­ки. Особое внимание он уделял проблемам содержания образова­ния. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от кото­рой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умст­венного развития и сокровищница всех знаний...", даже предме­тов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естест­венные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее раз­витие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по воз­можности, обширный взгляд на мир и его жизнь. В этом гуманистическая позиция Ушинского - дидакта.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников фор­мального образования (цель обучения - развитие умственных способ­ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение зна­ний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формаль­ного образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается толь­ко в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критико­вал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практи­ческой пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и опреде­лил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и пси­хологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, раз­вивающим и укрепляющим волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-ая ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель дол­жен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наб­людать; вторая - познание на стадии рассудочного процесса (поня­тия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, ми­ровоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует фор­мированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретен­ных знаний - закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмер­ной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного про­цесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятель­ности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, вни­мания, речи.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил ди­дактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мыш­ления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - син­тетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей вос­питывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирова­ние и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, дол­жно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преиму­ществ". По мнению Ушинского, обучение может выполнить образо­вательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответст­вие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке тре­бований к организации классных занятий: они должны давать проч­ные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравст­венно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схе­матизма и шаблона в построении урока, формализма, который ско­вывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уро­ков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обу­чают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент обще­го образования и воспитывать положительные качества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное сло­во" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические прин­ципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жиз­ненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к прос­тому народу; подобрал материал для умственных упражнений и раз­вития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический ме­тод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспи­тания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. ло­гика природы - самая доступная и самая полезная логика для де­тей, и она - "великий наставник человечества".

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформули­рованы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уро­вне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории".

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педа­гогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. ''Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне ши­рокое образование, важно развивать в учителе способность и го­товность к постоянному расширению своего научного и педагоги­ческого кругозора''. В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему под­готовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО (1828-1910)

ПЛАН

1. Исходные положения педагогики Л. Н. Толстого.

2. Яснополянская школа - педагогическая лаборатория Толстого.

3. Дидактика Л. Н. Толстого.

4. Разработка частных методик обучения, учебников и литературы для детей.

5. Л..Н. Толстой об учителе.

6. Современное звучание педагогических идей Толстого.

"Толстой - это целый мир" - писал М. Горький, показав необъятность духовного богатства, созданного писателем.

Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убеж­денный борец за просвещение народа, как страстный учитель народ­ной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым име­нем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. "Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тону­щих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе", - писал Л. Н. Толстой.

Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивен­ском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, для них написаны учебные книги, в т.ч. знаменитая "Азбука", и "Новая азбука"; издавался журнал "Ясная поляна", на страницах ко­торого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л. Н. Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни.

О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. В письме графине А. Толстой (1862 г.) он пишет: "Вы знаете, что такое была для меня школа? Эта была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята - моя поэзия и любовь. Журнал - мое призвание..."

А в письме своему биографу Бирюкову (1863 г.) Толстой признавал­ся что "Самый светлый период в моей жизни дала мне не женская лю­бовь, а любовь к людям, детям".

Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпеча­ток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер.

Толстой выступает как обличитель существующего строя и кри­тик, ведет борьбу за право на образование, пропагандируя идеи на­родности образования.

С другой стороны, призывает к нравственному самоусовершен­ствованию, считая, что таким путем можно изменить существующее общество: "Народное образование в настоящее время есть единствен­ная законная сознательная деятельность для достижения наибольше­го счастья всего человечества". В его педагогических взглядах нашло отражение и религиозное учение в духе истинного христиан­ства, проповеди всеобщей любви, братства, смирения и всепрощения.

Не все в педагогическом учении Толстого можно принять. Мы же рассмотрим те основополагающие идеи, в которых заложены прогрес­сивные начала и все ценное, ставшее достоянием мировой педагогики.

Что же привлекает в педагогическом наследии Л. Н. Толстого? Это прежде всего демократизм и гуманизм его идей. Не ребенок для школы, а школа для ребенка. В центре педагогики Толстого - лич­ность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим по­тенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие.

В своих работах и педагогической деятельности в Яснополян­ской школе Толстой доказал, что дети не "маленькие глупыши", не наивные и безвольные существа, а личности, по-своему чувствующие, переживающие, мыслящие и действующие, и он защищает их право быть личностями.

Глубоко проникнув в мир ребенка, Толстой раскрывает естес­твенность детского восприятия жизни, индивидуальность личности во всем ее богатстве.

Взгляды Толстого на детей проникнуты оптимизмом, глубокой верой в творческие силы, способности детей, возможности их разви­тия. Толстой выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внима­тельному отношению к ним. Во всем этом величайшая гуманность пи­сателя и педагога.

В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В нем еще жива авторитарная бездушная педагогика. В этих условиях взоры мировой педагоги­ческой общественности, в том числе и нашей, обращаются к педагогике Л. Н. Толстого, "педагогике ненасилия". Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, приня­той в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою инди­видуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.

В педагогике Л. Н. Толстого виден смелый отказ от старых, консервативных устоев школы, нетерпимость его к формализму, шаб­лону в преподавании, зубрежке, к пассивному состоянию учеников на уроке. Толстой предъявляет высокие требования к учителю, который должен прежде всего любить детей и овладеть творческим методом работы.

Помимо этих прогрессивных идей в педагогике Толстого вид­ное место занимает проблема свободы в воспитании и образовании детей. В процессе решения педагогических вопросов Толстой основа­тельно изучал педагогические труды Коменского, Руссо, Ушинского и др.

Более всего ему импонирует Руссо, провозгласивший лозунг свободы воспитания в естественных условиях. Гуманистические вос­питательные идеи Руссо были восприняты и развиты Толстым, но он сумел уловить искусственность системы такого воспитания, оторван­ность его от жизни.

Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы.

Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял свободы восприятия в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания - шлепки и насилие, а самый трудный, но верный - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусо­вершенствованию.

Свобода в воспитании по Толстому - это результат педагоги­ческих усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитате­ля и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллек­туального влияния.

В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обу­чение не подавили все то, что заложено природой, а развили в пол­ной мере задатки и дарования ребенка.

Следует отметить и некоторые противоречия Толстого в трак­товке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни.

Так, в 60-е годы он писал, что воспитание - это насилие над личностью ребенка; главная задача школы - не воспитание, а пере­дача знаний. На практике в Яснополянской школе Толстой осущес­твлял воспитывающее обучение. В 90-е годы он признает свою ошиб­ку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы. "Хо­чешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, уче­ники полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешьих; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния".(т.8 с.243)

В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовно­го становления детей, основанного на идее свободного воспитания.

Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уни­кальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспе­риментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов. "Только тогда, - пишет Тол­стой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа бу­дет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для нау­ки педагогики".

Никто из педагогов 2-ой половины XIX в.(разве только К. Д. Ушинский) не показал так ярко роли передового педагогическо­го опыта для развития педагогической науки.

Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельнос­тью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-62 гг.

Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой за­нимался с перерывами до конца своей жизни (это 70-е годы и пос­ледний период - 90-е и 1906 годы).

Самым интересным и плодотворным периодом педагогической дея­тельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народно­го образования.

В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования (был в Германии, Фран­ции, Бельгии, Англии, Италии; посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом, Фребелем и др.). Свои впечатления записывает в дневни­ке: "Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети". Он подверг равной критике педаго­гику и зарубежную школу. Толстой не приемлет безумие, бюрокра­тизм, педантизм в отношении к детям, оторванность школы от жизни.

Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что "...лучшая берлинская народ­ная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недале­ко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы ли­шают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способ­ности, далеки от их интересов". Такую школу он назвал "учрежде­нием для мучения детей".

Какой же должна быть народная школа? По утверждению Толсто­го, она должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую шко­лу как школу для народа, в основу ее деятельности Толстым были положены идеи, в корне отличающиеся от современной ему как зару­бежной, так и русской школы:

1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип - не понуждать, а побуждать.

2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуман­ное отношение к ним.

3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индиви­дуальность.

4. Постоянное создание в школе "наивыгоднейших условий" для раз­вития познавательной активности и творчества учащихся.

Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". Это бы­ла бесплатная школа для крестьянских детей (до 40 детей). К нача­лу занятий в школу потянулись дети. Толстой пишет: "С собой ник­то ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не за­дают. Мало того, что в руках ничего не несут', им нечего и в голо­ве нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера и не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру..." Именно такого ученика Толстой ждал в школу.

В школе не было строго регламентированного расписания, обя­зательного посещения занятий, экзаменов, никогда не делают выго­воров за опоздание, но никогда и не опаздывают, отсутствуют нака­зания. Все это было поводом сторонникам традиционных взглядов на дисциплину объявить Толстого противником дисциплины, хотя Тол­стой стремился к тому, чтобы дети сами осознали необходимость по­рядка и дисциплины в школе. Навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, "доб­рый и полезный" беспорядок - великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.

Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие де­тей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свобод­ного их воспитания и обучения: это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Этот "дух" напряженного ожив­ления... есть необходимое условие принятия "умственной пищи". Во-вторых, естественное и доброжелательное отношение между учите­лями и учащимися, полное доверие, позиция равенства. Толстой счи­тал, что ученик должен полностью "отдаться" учителю. Главным мо­тивом учения должна быть потребность в знаниях, убеждение в их жиз­ненной необходимости. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения - всегда открытие мира, новое видение его.

Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения.

В Яснополянской школе он разработал программу содержания об­разования, куда входило изучение 12-ти предметов. Кроме актов грамоты, Толстой знакомил детей с явлениями природы и общества. Надо заметить, что в разные периоды деятельности он по-разному решал этот вопрос.

Основная задача школы - восприятие творческой личности ре­бенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Сред­ствами развития творческих сил детей Толстой считал: тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфе­ра творческих исканий; художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физичес­кие эксперименты и опыты.

Мы остановимся на методике писания сочинений. Писать сочине­ния было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). Толстой был в постоян­ном поиске развития творческой активности детей. В процессе эк­спериментальной работы он был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый экспе­римент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результа­те пробуждается интерес. В практике Толстого были сочинения-рас­сказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и по­говорки, которые особенно хорошо давались детям.

Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыс­лей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?".

Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблю­дая за творческой работой своих учеников в процессе написания со­чинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину пере­живаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел "зарож­дение таинственного цветка поэзии у детей". В статье показан и процесс руководства развитием творческих способностей детей, сов­местного переживания на примере коллективного сочинения на одну из пословиц. Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тон­кости видения окружающего мира. Впервые в истории сочинения прос­тых крестьянских детей были опубликованы Толстым; в них раскрыва­лась поэтическая одаренность детей русского крестьянства.

Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых "особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу воп­росов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю". "Вне училища, - писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на возду­хе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему дол­жна стремиться школа".

Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение - многосторонний процесс, про­цесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. Поэтому основным и решающим является принцип сознательного усвоения знаний. Главный путь обучения - на основе анализа фактов постепенно вести учащихся к обобщениям. "Ум человеческий, - подчеркивал Толстой, - только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил". Эти обобщения вы­ражаются в понятиях, правилах и законах, и могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. Критерий осознанности понятий - это уме­ние выразить их словами. Толстой на 'практике проверял сравни­тельную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.

Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Толстой резко критиковал немецкую школу, кото­рая оторвана от жизни и народа и строилась на основе реакционных школьных уставов. По мнению Толстого, в учебные книги для на­чальной школы необходимо включить материалы из жизни своей стра­ны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его ин­тересным.

Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требую­щий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Тол­стой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений. Доступность не означает облегченности "доба­вить такую работу, чтобы урок чувствовался шагом вперед". Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непо­нятных русских и иностранных слов и др.

Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Учени­кам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Первона­чальное обучение, по мнению Толстого, должно начинаться со зна­комства детей с реальными предметами и вещами, живыми природными явлениями и событиями общественной жизни, причем теми, которых не знают дети, или которые могут знакомить их "с тонкими сторонами" известных им предметов и явлений действительности. Толстой справедливо замечает, что учитель знакомит учащихся только с той наг­лядностью, которая дает возможность выработать у них новые вос­приятия, иначе дети не будут активны, и на уроке будет господ­ствовать скука. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосред­ственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.

В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой ус­пешного овладения знаниями. "Для того, чтобы ученик учился хоро­шо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях".

Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. За время пребывания в школе у учащихся должно сформироваться мировоззрение, привычки нравствен­ного поведения, выработаться свое отношение к окружающим людям, обществу, чувство любви к Родине.

Залогом успеха учебно-воспитательной деятельности школы был индивидуальный подход к детям. Обучая, надо изучать каждого ре­бенка, учитывать их индивидуальные особенности и находить пути воздействия на них. Толстой обладал талантом педагогического наб­людения, умел увидеть внутренний мир ребенка. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психоло­го-педагогическим приемам учителя. Толстой дал глубокие психоло­гические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька - мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка - здоровенный и фи­зически и морально малый лет двенадцати.

Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его жела­ний, интересов, потребностей.

Толстой заостряет внимание и на таком важном вопросе, как роль эмоций, подчеркивая их огромную силу в обучении. Гармония разума и чувств ведет к успешному усвоению знаний. С. Т. Шацкий в статье о Толстом писал, что у него учиться надо окрашивать зна­ния эмоциональными моментами и что чрезвычайно вредно лишать эмо­ционального элемента преподносимые истины, говорить о них сухо, заставить скучать. Оценивая дидактические взгляды Толстого, надо отметить и негативную сторону - нельзя согласиться с ним, когда отрицается принцип систематичности и познавательности обучения, отбирать только тот учебный материал, который интересен ребятам и др.

Интересные мысли были высказаны Толстым по методике препода­вания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". В разде­ле этой работы "Священная история. Русская история. География" писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предвари­тельное развитие в детях исторического интереса. "Возбудить инте­рес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех зако­нов, которыми вечно двигается человечество..."

Толстой дает советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и ху­дожественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. По мнению Толстого, историко-политический интерес проявляется в результате участия детей в современной жиз­ни общества путем познания современной истории, политических спо­ров и мнений, чтения газет и т.д. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, а необходимо сделать ее художественной и интересной.

Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.

Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из "естественных наук", которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астроно­мии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический каби­нет, естественно-научный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.

Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: "человек - это дробь, числитель которой - его достоинства, а знаменатель - его мнение о себе". Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение нумерации, арифметических действий и решение задач, в частности, "задач жизни".

Определенный вклад внес Толстой в методику обучения чтению. Он выдвигал звуковой метод обучения грамоте, который был значи­тельным шагом вперед по сравнению с устаревшим буквослагательным.

Велики заслуги Л. Н. Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей.

По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность и проверенность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике "Тепло", "Магнит", "Гальваниум", "Кристаллы", "От скорости - си­ла" и др. Ради уяснения вопроса. Толстой прочитал многие тома ли­тературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским расска­зом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга - не только источник знаний, но и средство вос­питания культуры речи. В соответствии с этими требованиями Тол­стой создает свою знаменитую "Азбуку" (4 книги), объемом в 47 пе­чатных листов, "Новую азбуку". В одном из писем Толстой писал:

"Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть".

В "Азбуку" вошли басни на сюжеты Эзопа: "Муравей и голубка", "Черепаха и орел", "Хорек", "Лев и мышь" и др. Они заставляли де­тей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у де­тей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как "Кавказский пленник", "Ермак", "За ягодами" и др. от­ражена жизнь детей, мысли, которые волнуют их и оставляют глубокое впечатление, обладают силой морального воздействия. В "Азбуке" напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие ду­мать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. Обществен­ность высоко оценила "Русские книги для чтения", в которых были собраны рассказы из "Азбуки" и "Новой Азбуки". Дети говорили о ней, как о книге доброй.

Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-ой половины XIX века.

Толстой об учителе

Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как учитель, талантливый воспитатель. С ар­тистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уро­ки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование.

Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качес­твам учителя. Его работа "Общие замечания для учителя" представ­ляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не по­теряли значения для учителей современной школы. К основным качес­твам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.

"ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель.

ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам.

ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совер­шенствования своего мастерства. Учитель - это творец и исследова­тель. "Всякий учитель - говорил Толстой, - должен знать, что каж­дая изобретенная метода есть только ступень, на которую он дол­жен становиться для того, чтобы идти дальше" (8, 15).

Развитие педагогических идей Л. Н. Толстого в современном ми­ре ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией или тем, что связано с историческими условиями того времени. Мы осмысливаем и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики.

В 1928 году младшая дочь Толстого Александра Львовна пос­троила школу его имени и была первым ее директором, заложив в ее основание гуманистический принцип.

Сегодня это школа-гимназия имени Л. Н. Толстого, которая не воссоздает Яснополянскую школу прошлого века. По словам руко­водителя экспериментальной работы В. Б. Ремизова, "Школа Л. Толсто­го как учебное заведение нового типа" - это метаморфоза того луч­шего, что есть в отечественной и зарубежной педагогике, и Тол­стой здесь - символ духовных исканий и здоровья, в ней великая мудрость веков и народов.

В основу концепции этой школы положена идея развития физически здоровой личности ребенка, в центре ее - сама личность, ее внутренние ресурсы, ее способности к само­восстановлению.

Средством развития духовности ребенка является новый пред­мет - "Чаша жизни". В процессе живого общения с детьми затраги­ваются разные стороны жизни: дорогая Родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, периода чело­веческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Этот предмет не для оценок, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, понимания и общения.

Первоклассники не только этой школы, но и других эксперимен­тальных школ-гимназий учатся по уникальному учебнику - "Азбуке" Толстого, переизданной в современной русской орфографии, сохра­няя верность толстовским текстам.

В Яснополянской школе-гимназии отказались от традиционных уроков труда и природоведения, заменив их интегрированной эколо­гической дисциплиной. Учителя работают над содержанием и методи­кой преподавания новых предметов, проникаясь педагогикой личностно-ориентированного обучения.

Члены литературного кружка Яснополянской школы обратились к Александре Львовне Толстой, которая по воле судеб жила в США с 1929 г., с просьбой ответить на их вопросы и получили в ответ ряд писем. Вот выдержка из письма, датированного 15 января 1976 года:

"...Как бы далеко от меня ни была школа Ясной поляны, она всегда близка по мыслям и по чувству, близки и дороги ученики ее, и я всегда, до самой смерти, буду вас носить в моем сердце. Как я счастлива, что работа, начатая мною, продолжается... Желаю глав­ного - сохранить все душевные качества, о которых в своих книгах проповедовал отец: любовь к людям, вера во все светлое и радос­тное, любовь ко всему живому и природе" (Учит. газета №29 за 1990 год).

ПИРОГОВ Н.И. (1810-1881) - известный врач и педагог-просветитель. В основе педагогической теории Пирогова лежит идея общечеловечес­кого воспитания, суть которой в воспитании человека-гражданина полезного своей стране. Пирогов требовал уважения к личности ре­бенка. Выступал против ранней, преждевременной специализации де­тей, которая, по его мнению, суживает кругозор и тормозит нрав­ственное развитие.

Ратовал за принцип единой школы, как основу построения школьной системы, пытался реализовать этот принцип на практике, предлагая школьную систему из четырех ступеней:

УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Классическая гимназия (5 лет) Реальная гимназия (3 года)
Классическая прогимназия (4 года) Реальная прогимназия (4 года)
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА (2 года)

Н. И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в создании первых воскресных школ в России.

Много внимания он уделял работе учителей-практиков. Настаи­вал на том, чтобы не реже раза в месяц собирались педагогические советы для обсуждения различных педагогических методов и приемов преподавания. Рекомендовал учителям обмениваться опытом работы, заниматься научными и литературными трудами, собирать историчес­кие сведения о родном крае и пропагандировать их через публика­цию в газетах.

Учредил участие профессоров университета в гимназическом преподавании в старших классах и выпускных экзаменах.

Организовал конкурсы и испытания на замещение вакантных пе­дагогических должностей. Учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по шести предметам гимназического курса. Написал два проекта подготовки учителей для начальной и средней школ.

По праву считается зачинателем общественно-педагогического движения второй половины XIX века.

Сочинения: "Вопросы жизни" (1856), "О ходе просвещения в Но­вороссийском крае и о необходимости преобразования учебных заве­дений"(1856), "Правила о проступках и наказаниях"(1858), "Прави­ла о переводных экзаменах"(1859) и др.

КОРФ Н.А. (1834-1883) - применительно к нуждам русского крестьян­ства создал тип одноклассной сельской земской школы с трехгодичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учеб­ную книгу "Наш друг"(1871), содержавшую практические советы и общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к "Родному слову" К. Д. Ушинского.

Н. А. Корф подчеркивал, что успех преподавания в начальной шко­ле зависит прежде всего от учителя, его личности и мастерства. Был инициатором съездов-курсов для учителей, организатором учи­тельских библиотек.

Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множест­ву национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ, преподавание в которых должно вестись на родном языке.

Сочинения: "Земский вопрос"(1867), "Наше школьное дело: ''Сборник статей по училищеведению"(1873), "Русская начальная шко­ла"(1879) и др.

БУНАКОВ Н.Ф. (1837-1904) - исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения. В школьную программу включил обучение письму, счету, арифметике, пению и рисованию, элементам природо­ведения, отечественной истории и географии, а также гимнастичес­кие упражнения.

В системе учебных занятий выделял три решающих элемента:

обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения. Н. Ф. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте, подчеркивал, что уроки грамоты яв­ляются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами и исследованиями наглядного материала, дают детям, по мнению Бунакова, реальные знания, учат их работать с книгой.

Школа, считал Н.Ф.Бунаков, должна обеспечить гармоничное раз­витие в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отно­шениях. Свои идеи Н.Ф.Бунаков воплотил в школах, содержавшихся на его собственные средства: школа в Воронеже и училище в селе Петино (Ныне Воронежская область), где организовал первый в России крестьянский самодеятельный театр.

Сочинения: подготовил пособия, охватывающие полный курс на­чальной школы: "Азбука и уроки чтения и письма"(1871),книга для чтения "Книжка-первинка"(1881), хрестоматия для начальной школы "В школе и дома"(1876);для учителей: "Обучение грамоте по звуко­вому способу…"(1871), "Родной язык как предмет обучения в на­родной школе"(1872).

ВОДОВОЗОВ В. И. (1825-1886) - в основе педагогики видел идею об­щегуманного развития личности. Являлся сторонником "реального" или "практического" метода, который должен быть направлен на вос­питание инициативы и творческой самостоятельности школьника. Реальный метод связывался с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребенка, опора на его эмоцио­нальное восприятие действительности, связь с трудом).

Творческая природа "реального метода" предполагала принци­пиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиционного авторитаризма. Развитие у ребенка самостоятельнос­ти и тем самым чувства ответственности способствовало бы, по Водовозову, взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.

В. И. Водовозов требовал демократизации всей системы народно­го образования. Считал необходимым создание гибкой образова­тельной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однооб­разие. Ее важнейшим элементом должна стать ориентированная на местные потребности школа, в которой изучаются естественно-науч­ные и практические дисциплины: физика, химия, архитектура, физио­логия, землеведение и т.д. Особое значение В. И. Водовозов придавал сельской шко­ле, связывая с ней надежды на возрождение русской деревни.

Сочинения: "Книга для первоначального чтения в народных шко­лах"(1896), "Русские сказки в стихах"(1883), "Элементарные рас­сказы из физики и химии"(1873),"О воспитательном значении рус­ской литературы"(1870) и др.

ГЕРД А.Я. (1841-1888) - основоположник методики преподавания ес­тествознания как научной дисциплины в России. Выработал систему преподавания естествознания, связывая учебные задачи естествозна­ния с его воспитательным значением; обосновал эволюционно-биологи­ческое направление в преподавании естествознания. Создал для шко­лы учебники по минералогии, зоологии, географии, включал в них мировоззренческий материал.

В 1871-74 гг. возглавлял первую в России исправительную ко­лонию для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приемами - дове­рие, взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие фи­зических наказаний.

Сочинения: "Краткий курс естествознания"(1878), "Предметные уроки в начальной школе"(1883), учебник естествознания "Мир бо­жий" (1883) и др.

ОСТРОГОРСКИЙ В.П. (1840-1902) - методист-словесник, общественный деятель, литератор. Его статьи по вопросам эстетического и нрав­ственного воспитания при изучении художественных произведений, а также развития творческой деятельности детей в процессе обучения литературе пользовались неизменным успехом. Советовал сочетать учебную деятельность с активной внеучебной работой (кружки, посе­щение музеев, театров и т.п.).

В методических работах В.П.Острогорского давались рекоменда­ции по преподаванию литературы, по методике обучения вырази­тельному чтению. В совокупности его статьи представляли систему литературного образования в средней общеобразовательной школе от младшего до выпускного класса.

В.П.Острогорский был редактором ряда петербургских педагоги­ческих журналов ("Детское чтение", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение"). Он активно участвовал в деятельности Педа­гогического общества и Комитета грамотности Петербурга.

Сочинения: "Письма об эстетическом воспитании"(1890), "Учи­тель словесности"(1895) и др.

СТОЮНИН В.Я. (1826-1888) - теоретик и практик в области педагоги­ки и методики преподавания словесности. В своей педагогической системе стремится тесно связать задачи образования и воспитания. В процессе учебной деятельности у школьников должны быть вырабо­таны такие качества как трудолюбие, воля, целеустремленность, сознательность.

Исходя из принципа воспитания "человека и гражданина", Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важней­ших учебных предметов.

В качестве основного принципа методики В.Я.Стоюнин выдви­гает принцип критического изучения литературы. По его мнению, уче­ник должен браться за учебник лишь тогда и только для того, что­бы закрепить знания, полученные на уроке и в ходе самостоя­тельного размышления над прочитанным литературным произведением. Задача учителя словесности - раскрыть воспитательное значение отечественной литературы.

Сочинения: "Мысли о наших гимназиях"(1860), "Заметки о рус­ской школе"(1881), "О преподавании русской литературы" (1879), "Образование русской женщины"(1883) и др.

ВАХТЕРОВ В.П. (1853-1924) - сторонник развивающего обучения; выс­тупал за расширение содержания образования и использование актив­ных методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления.

По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педа­гога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий.

Задача развивающего обучения решалась В. П. Вахтеровым при составлении "Русского букваря"(1898), выдержавшего свыше 100 из­даний, и хрестоматии для классного чтения "Мир в рассказах для детей"(1900). Его учебные книги строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков.

Сочинения: "Всеобщее обучение"(1897), "Нравственное воспита­ние и начальная школа"(1901), "Предметный метод обучения"(1907), "Спорные вопросы образования"(1907).

КАПТЕРЕВ П.Ф. (1849-1922) - педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.

Выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обос­новал их роль в формировании личности и гражданина, сформулиро­вал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П. Ф. Каптерева была издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения"(1889-1910), по его инициативе был созван первый Всерос­сийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного разви­тия ребенка, важность закаливания, физических упражнений и т.п.

П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, опре­делил сущность и содержание образовательного процесса. Общим ос­нованием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразо­вательных школ. Обращал особое внимание на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государ­ства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.

Исследовал важнейший период в истории отечественной педаго­гики и школы -судьбу народного образования в России после отмены крепостного права.

Сочинения: "Педагогический процесс" (1905), "Основные нача­ла семейного обучения"(1912),"Педагогическая психология" (1914), "История русской педагогики" (1915), "Дидактические очерки. Тео­рия образования"(1915).

ЛЕСГАФТ П.Ф. (1837-1909) - педагог, анатом, врач. В основу теоре­тической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога личности ребенка как самой большой ценности. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. П.Ф.Лесгафт разработал систему направленных физических упражне­ний как средство не только физического, но и умственного, нрав­ственного и эстетического воспитания.

Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию людей, имевшую практическое значение для родителей и воспитате­лей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, доб­родушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный), П.Ф.Лес­гафт выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал наследственным лишь темперамент, формирующийся же тип по­ведения, по его мнению, зависит от влияния среды.

В концепции процесса обучения П.Ф.Лесгафт раскрыл дидакти­ческое значение ощущений, восприятии, представлений и их провер­ки деятельностью. Методы обучения, по Лесгафту, должны прежде все­го исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: