Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 6 страница

[962] Вельгус В.А. Александрия в ранних китайских известиях // Историко-филологические исследования. Сб. статей памяти ак. Н. Н. Конрада. М., 1974. С. 384–385.

[963] Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов: китайские источники ранее XI века. М., 1978. С. 96–102.

[964] Войников Ж. Булоцзы — кто они? (Сведения для народа “Болгар” в китайские хроники). Стара-Загора, 2010 (https://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Bulotczy_kto_oni.pdf). С. 1–2.

[965] Торчинов Е. А. 1) Буддизм в Китае // Буддизм. Каноны. История. Искусство. М., 2006 г.; 2) Введение в буддологию. Курс лекций. СПб, 2000. Даосско–буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования) // Народы Азии и Африки. №2. 1988. С. 45–54; 3) Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб, 2005.

[966] Фицджеральд С. П. Китай. Краткая история культуры. СПб, 1998. С. 183–188.

[967] Конрад Н. И. Синология. М., 1995. С. 517.

[968] Позднейшие памятники: начало XI века.

[969] Согдийские документы с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Вып. 2 (Юридические документы и письма) / Чтение, пер. и ком. В. А. Лившица. М., 1962.

[970] Виноградова С. П. Согдийский язык // Языки мира. Иранские языки III. Восточноиранские языки. М., 2000.

[971] Лурье П. Б. Карлуки и яглакары в согдийской нумизматике Семиречья // Древние культуры Евразии. СПб, 2010. С. 279–284.

[972] Кляшторный С. Г. Лившиц В. А. Согдийская надпись из Бугута // Страны и народы Востока. Т. 10. 1971. С. 137–139.

[973] Маевский П. Ф. Флора средней полосы европейской части России. М., 2006. С. 340; Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь / Редкол.: В. К. Месяц и др. М., 1998. С. 286.

[974] DNA tests show Chinese villagers with green eyes could be descendants of lost Roman legion. By Niall Firth, 29 November 2010: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-1332636/DNA-tests-Chinese-villagers-green-eyes-descendants-lost-Roman-legion.html

[975] Краснов Ю. А. Пахотные орудия хунну // Краткие сообщения института археологии. Вып. 186. Ранний железный век. М., 1986. С. 41–50.

[976] Кызласов Л. Р. Панкова С. В. Татуировки древней мумии из Хакасии (рубеж нашей эры) // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 62. 2004. С. 61-67.

[977] Вадецкая Э. Б. Мумии и погребальные куклы таштыкских могильников // Краткие сообщения института археологии. Вып. 186. Ранний железный век. М., 1986. С. 35–41; Худяков Ю. С. Кыргызы на Табате. Новосибирск, 1982.

[978] Седякина Е. Ф. Таштыкские погребения могильника Барсучиха IV // Советская археология. 1965. №4. С. 220–222.

[979] Леонтьев C. Н. «Таштыкцы» на берегах р. Казыр // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов (Материалы VIII международной конференции, г. Горно-Алтайск, 19–23 сентября 2007 года). Т. I. Горно-Алтайск, 2007. С. 64–69.

[980] Кляшторный C. Г. Рабы и рабыни в древнетюркской общине (по памятникам рунической письменности Монголии) // Древние культуры Монголии. Новосибирск, 1985. С. 166–167.

[981] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 424–478, 625–626.

[982] Китайские трактаты о портрете / Пер. и комм. К. И. Разумовского. Л., 1971. С. 59.

[983] Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. СПб, 2000. С. 201–215.

[984] 8, 541–545. Пер. С. Ошерова.

[985] Serv. Verg. Aen. 5, 64; 6, 152.

[986] Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1982. Т. 2. C. 38–39; Latte К. Römische Religionsgeschichte. Münch., 1960. S. 92–100; Dumezil G. La réligion romaine archaïque. P., 1966. P. 335.

[987] https://pompeii.ru/casa/lararium.htm

[988] Петр Павлович Ершов. Конек-Горбунок. М.–Л., 1964.

[989] Тиваненко А. В. Древние святилища восточной Сибири в эпоху раннего средневековья / Отв. ред. Р. С. Василевский. Новосибирск, 1994. С. 23–32.

[990] Боевой крик штрафников Гу-га был использован в названии советского фильма В. Новака по произведению М. Симашко в 1989 году.

[991] Хороших П. Древнетюркские памятники на Байкале / Восточно-Сибирская Правда, №213, Иркутск, 1955.

[992] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 252.

[993] Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX — первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Отв. ред. А. П. Деревянко, Ш. Нацагдорж. Новосибирск, 1987. С. 163; Ларичев В. Е., Тюрюмина Л. В. Военное дело у киданей (по сведениям из «Ляо ши») // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975; Пиков Г. Г. Организация военного дела у кара-киданей // Изв. СО АН СССР. Сер. обществ. наук. 1983. №1. Вып. 1. Проблемы военной истории народов Востока (Бюллетень Комиссии по военной истории народов Востока). Вып. 1. М., 1988; Рим против варваров. Испанцы, парфяне, персы. Ч. 2. / Военно-исторический альманах «Новый солдат». №24. Артемовск. 2002; Никоноров В. П. Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Аттилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов. СПб, 2004.

[994] Morgan D. The Great Yasa of Chingiz Khan and Mongol law in the Ilkhanate // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, London, 1986. P.163-176; Хара-Даван Э. Чингис-хан, как полководец и его наследие. Алма-Ата, 1992. Владимирцов Б.Я. Чингиз-хан. Пг.–М.–Берлин, 1922.

[995] Киселев С. В. Евтюхов Л. А. Кызласов Л. Р. Мерперт Н. Я. Левашова В. П. Древнемонгольские города. М., 1965. С. 15–17.

[996] Брандт Г. Современная конница / Пер. В. Микулина, пред. С. М. Буденного. М., 1936. С. 19.

[997] Пастухов А. Суй против Когурё — малоизвестные подробности // Публикация: XLegio © 2003: https://www.xlegio.ru/ancient-armies/far-east-warfare/goguryeo-sui-wars-little-known-details/

[998] Чингисиана: свод свидетельств современников / Пер. сост. И ком. А. Мелехина. М., 2009. С. 247.

[999] Горелик М. В. Сакский доспех // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М. 1987. С. 110–133; Тереньев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. По данным лексики и иконографическому материалу. М., 1993.

[1000] Цыремпилов В. Б. Математическая культура в средневековой Монголии // Исследования по истории и культуре Монголии. Сборник научных трудов / Отв. редактор Ш. Б. Чимитдоржиев. Новосибирск, 1989. С. 126–137. Turner J. Hilton. Roman Elementary Mathematics: The Operations.

[1001] Щербатской Ф. И. Научные достижения древней Индии // Избр. труды русских индологов-филологов. М., 1962. С. 267.

[1002] Серебрянников Б. А. Гаджиева Н. З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. С. 3, 75, 85.

[1003] Ральдин Х. Ц. Этнический состав современного населения Монгольской Народной Республики // Проблемы этнографии и этнической истории народов восточной и юго-восточной Азии / Отв. ред. Г. Г. Стратанович. М., 1968. C. 11–35.

[1004] Серебрянников Б. А. Гаджиева Н. З. С. 103.

[1005] Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути. К 190-летию Азиатского музея: каталог выставки / Ред. О. П. Дешпанде. СПб., 2008.

[1006] Нурмекунд П. О траслитерации санскритских слов в ранних буддийских переводах на китайский язык // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 217.

[1007] Связями с Римом объясняются античные черты в росписях Мирана III в. н. э., где сохранилась надпись брахми с именем художника — «Тита» (Rowland B. The Art of Central Asia. N. Y., 1974. P. 33; Stein A. Serindia. Vol. 1. Ox., 1921. P. 538.): Ставиский Б. Я Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 211–212.

[1008] Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент. 2002. С. 153; 192–194; 226–228; 188.

[1009] Личное наблюдение.

[1010] Надпись Тита обнаружил Стейн (Кочергина H. П. Аурел Стейн и его исследования Восточного Туркестана // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 188–200).

[1011] Время пребывания в ДРА: 1979 — 1989.

[1012] Боровкова Л. А. Кушанское царство. С. 271–274.

[1013] Краузе В. Тохарский язык // Тохарские языки. М., 1959. С. 43.

[1014] Скардильи П. Готы: язык и культура / Пер. А. Д. Сыщикова. Ред. Г. А. Баева, П. В. Шувалов. СПб, 2012. C. 79.

[1015] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов // Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. Сб. стат. к 75-летию А. Л. Грюнберга. Отв. ред. М. Н. Боголюбов. СПб, 2006.

[1016] Ермолаева Е. Л. Никита Виссарионович Шебалин // Phililogia classica. Вып. 8. СПб, С. 103. Душман = враг.

[1017] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 277–283.

[1018] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 47–206.

[1019] Серебрянников Б. А. Гаджиева Н. З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. С. 102.

[1020] Акельев Е. В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012. С. 258; Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 550; См. также: Рерих Ю. Н. Грамота царя Петра I к Лубсан-Тайджи // Тибет и Центральная Азия. Т. II. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 48–60.

[1021] Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. М., 1964–1973.

[1022] Hubschmid J. Die asko- / usko- suffixe und das Problem des Ligurischen. Paris. 1969. P. 187-203; Sandquist S. Domain Gallo-Roman // Revue de Linguistique Romane. T. 55. Strasbourg, 1991. P. 594.

[1023] Верещагин В. В. Из путешествия по Средней Азии / Очерки, наброски, воспоминания В. В. Верещагина. С рисунками. СПб, 1883: https://rus-turk.livejournal.com/2785.html

[1024] По Средней Азии. Записки художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского с 199 рисунками автора. СПб, 1894. С. 38.

[1025] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 570–575.

[1026] Ставиский Б. Я Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 23.

[1027] Фрейман А. А. Находка согдийских рукописей и памятников в Таджикистане (Предварительное сообщение // Согдийский сборник. Сборник статей о памятниках согдийского языка и культуры, найденных на горе Муг в Таджикской ССР. Л., 1934. С. 9–13.

[1028] Сообщил А. А. Хушвактов. Он же: Бактриану сейчас называют Бохтар а бактрийцев бохтариён.

[1029] Соколовский В. М. Монументальная живопись VIII — начала IX века дворцового комплекса Бунджиката, столицы средневекового государства Уструшаны. СПб, 2009: Воронина В. Л. Негматов Н. Н. Открытие Уструшаны // Наука и человечество. М., 1975. С. 69.

[1030] Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М., 1973. С. 52.

[1031] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 239–243.

[1032] Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1992. С. 50–52; Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова / Пер. Н. Н. Поппе. М.–Л., 1940.

[1033] Бравин Н. Беляев И. Указатель племенных имен к статье Н. И. Аристова: Заметки об этническом составе тюркских племен и сведения о их численности // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т. 27. Вып. 2. СПб, 1903.

[1034] Бартольд В. В. Сочинения. Том VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. М., 1971. С. 45.

[1035] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 195–215.

[1036] Панченко Д. В. Тиберий и финансовый кризис в Риме в 33 г. н. э. // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XVII. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 24–26 июня 2013 г. СПб, 2013. С. 680–696.

[1037] Tac. Ann. 6, 16–17. Пер. А. С. Бобовича.

[1038] Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / Сост. В. Серов. М., 2003.

[1039] Зеймаль Е. В. Кушанская хронология (материалы по проблеме) // Международная конф. по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху. М., 1968. С. 116–117.

[1040] Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кэсаре Лингском // Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 56–87.

[1041] Там же. С. 79–80.

[1042] Mevlânâ Celâleddin Mehmed Rumi, 30 сентября 1207, Балх, Афганистан — 17 декабря 1273, Конья, Турция. Джалаладдин Руми. Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи / Пер. Н. Гребнева. М., 1986.

[1043] Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки. М., 1978. С. 102–103.

[1044] Volkmann Hans. Ptolemaios XV. Kaiser // RE. 1959. S. 1760–1761.

[1045] Каркопино Ж. Цезарь и Клеопатра / Перевод С. Э. Таривердиевой / Jérôme Carcopino. Passion et politique chez les Césars. Hachette, 1958. P. 11–63: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1304421097

[1046] Инвентарный номер JE 46278.

[1047] Discovery.com / Пер. В. Солкина / maat.org.ru / https://newcecropia.blogspot.com/2012/04/blog-post.html#more

[1048] Галушин В. М. Дроздов Н. Н. Ильичёв В. Д. Константинов В. М. Курочкин Е. Н. Полозов С. А. Потапов Р. Л. Флинт В. Е. Фомин В. Е. Фауна Мира. Птицы. Справочник. М., 1991. С. 87–91.

[1049] Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 70.

[1050] Wallis Budge E. A. A Hieroglyphic Vocabulary to the Book of the Dead. N.–Y., 1911. P. 273–276.

[1051] Керам К. В. Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи / Пер. М. В. Воронковской и и Н. А. Савинкова. Под ред. В. И. Гуляева. Hamburg, 1972. М., 1979. https://en.wikipedia.org/wiki/Aztec

[1052] 班超, 32 — 102 — полководец и дипломат. Брат историка Бань Гу, составившего Ханьшу.

[1053] Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент. 2002. С. 120–123.

[1054] Васильев Л. С. Бань Чао в Западном крае // Вестник древней истории. 1955. №1.

[1055] 甘英.

[1056] Хенниг Р. Глава 56. Китаец Гань Ин у берегов Евфрата (98 г. н. э.) // Неведомые земли / Пер. Л. В. Вольфсон и Р. З. Персиц. М., 1961.

[1057] Marcus Cocceius Nerva, римский император с 18 сентября 96 года по 27 января 98 года, основатель династии Антонинов и первый из Пяти хороших императоров, по определению Э. Гиббона. Schipp O. Die Adoptivkaiser — Nerva, Trajan, Hadrian, Antonius Pius, Mark Aurel und Lucius Verus. Darmstadt, 2011.

[1058] Hoppál Kr. The Roman empireaccording to the Ancient Chinese sources // Acta Ant. Hung. 51, 2011. P. 263–305 (https://www.academia.edu/1945062/The_Roman_Empire_according_to_the_Ancient_Chinese_Sources); The Roman Empire in Chinese sources / D. D. Leslie and K. H. J. Gardiner. Rome. 1996. Пер. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гань_Ин

[1059] Здесь под ордою разумеется главное ханское стойбище у Лангайских гор.

[1060] В обоих местах должно разуметь на северо-запад.

[1061] Че-ки Дуюй.

[1062] Гуан-лу Да фу.

[1063] Шы-гу пишет: Шаньюй подозревал, что Двор думает объявить ему войну.

[1064] Шы-гу пишет: близ укрепленной границы уже не было ни пищи, ни зверей; и посему нечего было промышлять на охоте; притом не боялись Чжичжы; почему хотели возвратиться на север, на прежние места.

[1065] Шы-гу пишет: если китаец учинит воровство в земле хуннов, или хунн учинит воровство в Китае, то взаимно давать знать о сем; и потом наказывать и вознаграждать.

[1066] Шы-гу пишет: Но-шуй есть река Но-чжень-шуй, протекающая ныне в Дулгаской [Тукюеской] земле.

[1067] Ин-ша пишет: дорожный меч есть драгоценный меч у хуннов.

[1068] Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древнейшие времена. М.–Л. 1950. Т 1. С. 90–92.

[1069] Успенская Е. Н. Антропология индийской касты. СПб, 2010. С. 132–133.

[1070] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 191.

[1071] Coedes G. The Indianized Stats of Southeast Asia. Kuala Lumpur, Singapore, 1968. P. 15–16. Пер. Е. Н. Успенской.

[1072] Кит. 塔里木盆地.

[1073] Тихонов Д. И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 160.

[1074] Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 77–78.

[1075] Пер. Г. М. Бонгард-Левина. Древнеиндийская цивилизация. С. 79–80.

[1076] https://en.wikipedia.org/wiki/Upanishads

[1077] Санскр. उपनिषद्.

[1078] Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971; Упанишады в 3-х книгах / Пер. пред. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1991; https://ru.wikipedia.org/wiki/Упанишады

[1079] См.: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.

[1080] Валпола Рахула. Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны / Пер. Pavel Bure (Rahula W. Theravada — Mahayana Buddhism. Gems of Buddhist Wisdom. Kuala Lumpur, 1996): https://www.dhamma.ru/lib/authors/misc/t_m_ru.htm

[1081] Санскр. पारमिता, pāramitā, кит. 波羅蜜多, палл. боломидо.

[1082] Парамита: Шантидева. Бодхичарья-аватара. Путь Бодхисаттвы / Перевод Ю. Жиронкиной: https://www.advayta.org/item/000002/?text_id=289

[1083] Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб, 2000. С. 56–76.

[1084] Матф. 10, 34.

[1085] Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. С. 82–83.

[1086] Lucan. B. C. 5, 4–6: instabatque dies qui dat noua nomina fastis quique colit primus ducentem tempora Ianum.

[1087] Грешных А. Н. Предание о царе Янусе в античной традиции // Новый исторический вестник. Журнал РГГУ. 2009, №1. С. 5–13.

[1088] Кит. 大乘, да-чэн; тиб. ཐེག་པ་ཆེན་པོ་, theg-pa chen-po.

[1089] Saddharma Puṇḍarīka Sūtra, Саддхарма Пундарика Сутра.

[1090] Williams P. Buddhism. Vol. 3. The origins and nature of Mahāyāna Buddhism. Routledge. 2004. P. 50.

[1091] Karashima Seishi. Some Features of the Language of the Saddharma-puṇḍarīka-sūtra // Indo-Iranian Journal. 44, 2001. P. 207–230.

[1092] https://en.wikipedia.org/wiki/Mahayana

[1093] Бог войны сабинян, подобный латинскому Марсу.

[1094] Штаерман Е. М. Квирин // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 282–283.

[1095] Грешных А. Н. Празднество Агоналий и культ Януса в архаическом Риме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 82, 1. 2008 (https://cyberleninka.ru/article/n/prazdnestvo-agonaliy-i-kult-yanusa-v-arhaicheskom-rime). С. 142–149.

[1096] 1, 318–334. Пер. Ф. Петровского.

[1097] Trist. 4, 6, 45–48. Пер. А. В. Подосинова.

[1098] Пер. Н. А. Федорова: Вергилий. Энеида. С комментариями Сервия. М., 2001.С. 276–277.

[1099] Dio Cass. 51, 20.

[1100] Егоров А. Б. Добродетели щита Августа. С. 281. RgdA 13: Ianum Quinnum, quem claussum esse maiores nostri voluerunt cum per totum imperium populi Romani terra marique esset parta victoriis pax, cum priusquam nascerer, a condita urbe bis omnino clausum fuisse prodatur memoriae, ter me principe senatus claudendum esse censuit. Diehl E. Res Gestae Divi Augusti. Bonn, 1918.

[1101] Пер. М. Ф. Дашковой. Комментарий А. И. Немировского. Хрестоматия по истории Древнего мира. Эллинизм. Рим / Под ред. В. Г. Боруховича, С. Ю. Монахова, В. Н. Парфенова. М., 1998. С. 394.

[1102] Hor. Carm. 4, 6–16: Iovi derepta Parthorum superbis postibus et vacuum duellis Ianum Quirini clausit et ordinem rectum evaganti frena licentiae iniecit emovitque culpas et veteres revocavit artis, per quas Latinum nomen et Italae crevere vires famaque et imperi porrecta maiestas ad ortus solis ab Hesperio cubili.

[1103] Between Republic and Empire. Interpretations of Augustus and His Principate, edited by Kurt A. Raaflaub and Mark Toher. Berkeley — Los Angeles — Oxford. 1993. P. 275 / Попал ли Меценат в немилость? Литературный патронат в эпоху Августа. Пер. Елены Валльрабенштайн под ред. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1277837812

[1104] Aug. 22. Пер. М. Л. Гаспарова.

[1105] Trist. 4.

[1106] Греческий вариант трёхязычной надписи с острова Филы: Парфенов В. Н. Документы // Император Цезарь Август. СПб, 2001. С. 219–220.

[1107] Аммиан Марцеллин. История / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Вып. I. Киев, 1906. С. 168.

[1108] Speidel M. P. The Roman Army in Arabia // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. B. II. 8. Berlin–N. Y., 1977. P. 687–730.

[1109] Хенниг Р. Глава 37. Поход Элия Галла в Аравию (25 г. до н. э.) // Неведомые земли / Пер. Л. В. Вольфсон и Р. З. Персиц. М., 1961.

[1110] Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1997. С. 167–168.

[1111] Хенниг Р. Глава 38. Поход Петрония в Судан (23/22 г. до н. э.) // Неведомые земли / Пер. Л. В. Вольфсон и Р. З. Персиц. М., 1961.

[1112] https://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Ethiopia

[1113] 1, 19, 3. Пер. В. М. Смирина.

[1114] 5, 601–622.

[1115] Iugum, иго, ярмо, врата из двух копий, воткнутых в землю и соединенных вверху третьим.

[1116] 9, 9, 5–7. Пер. Н. В. Брагинской.

[1117] Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Отв. ред. Г. Г. Майоров. М., 1990. С. 190–312, 315–413.

[1118] Исследователи задаются вопросом: можно ли вообще конструировать модель развития буддийской мысли, если главный спор идет относительно значения таких терминов, как dharma, śūnya и prajnā и т. п.?

[1119] Кузнецов Б. И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб, 2002. С. 33.

[1120] Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Вып. 3 // Памятники письменности Востока, 73, 3. Bibliotheca Buddhica XL / Изд. Г. М. Бонгард-Левина, М. И. Воробьевой-Десятовской, Э. Н. Темкина. М., 2004. С. 126.

[1121] Старофранц. cloistre-clostre, запор-засов.

[1122] Lucr. 1, 416.

[1123] Замечания А. В. Парибка о слове матрика (matrka): Вопросы Милинды (Милиндапаньха). С. 44–48.

[1124] Filos P. Greek Papyri and Graeco-Latin Hybrid Compounds // The Language of the Papyri / Ed. T. V. Evans and D. D. Obbink. N. Y., 2000. P. 221–252.

[1125] Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. XIII. С. 203.

[1126] Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 92.

[1127] Котовская М. П. С. 93.

[1128] Данные, красноречиво названные автором «римские синхронизмы»: Зеймаль Е. В. Кушанская хронология (материалы по проблеме) // Международная конф. по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху. М., 1968. С. 110–124; К периодизации древней истории Средней Азии (сер. I тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.) // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 149–157; Ставиский Б. Я. О северных рубежах кушанской Бактрии // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976. С. 43–46.

[1129] Пугаченкова Г. А. Тургунов Б. А. Новый буддийский памятник в Южном Узбекистане // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник. 1988. М., 1989. С. 519–530.

[1130] Дуров В. С. Как читали древние римляне // Hyperboreus. Vol. 7. Petropoli, 2001. Fasc. 1–2. C. 219–224.

[1131] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. С. 24–31.

[1132] Седьмая, последняя часть Корана, существующая в виде отдельной книги.

[1133] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 522.

[1134] Блок А. А. Двенадцать. Скиθы / Предисловие Иванова-Разумника. СПб, 1918. Стихотворение было написано в течение двух дней — 29 и 30 января 1918 года, сразу же после окончания поэмы Двенадцать.

[1135] Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л., 1985. С. 107; Погребова М. Н. Раевский Д. С. Ранние скифы и Древний Восток. К истории становления скифской культуры. М., 1992; Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981.

[1136] 11, 8, 4.

[1137] 2, 1, 14.

[1138] 11, 14, 4. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977.

[1139] Пахалина Т. Н. О происхождении топонимов Ишкашим, Язгулям и Вахан // Иранское языкознание. М., 1976. С. 43–49.

[1140] Санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि; дословно Пробуждённый мудрец из рода Шакьев или Сакьев.

[1141] Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. Новосибирск, 1994; Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. С. 121–133; Ольденбург С. Ф. Владимирцов Б. Я. Щербатской Ф. И. Розенберг О. О. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. Самара, 1998.

[1142] Штаерман Е. М. Янус // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 649–650; Преемник Ромула благочестивый Нума Помпилий построил храмы главных римских богов Януса, Фидес (Верности) и Термина и учредил важнейшие жреческие коллегии фламинов, фециалов и салиев: Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 63.

[1143] Жуковская Н. Л. Праздники в буддизме. https://nervana.name/astro/budd.htm

[1144] Штаерман Е. М. Римской мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1982. Т. II. C. 380–384.

[1145] 2, 761.

[1146] Грошева А. В. Смоковница (лат. ficus) // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XV. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 20–22 июня 2011 г. СПб, 2013. С. 112–127.

[1147] Plin. N. H. 16, 37, 1.

[1148] Serv. Verg. Aen. 4, 458; Plin. N. H. 8 24, 3; 34, 1–2.

[1149] Штаерман Е. М. Римской мифология. C. 380–384; Serv. Verg. Aen. 8, 315.

[1150] Тханиссаро Бхиккху. Глагол для слова нирвана. Колесо Дхаммы, 2010, https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html

[1151] Aen. 8, 319.

[1152] Aen 1, 2.

[1153] Соколов В. С. Анонимные римские историки IV века н. э. // Вестник МГУ. История. 1963, №1. C. 62–75.

[1154] Стасевич И. В. Бақсылык и практика традиционного целительства в современном Казахстане (По материалам Западного Казахстана) // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. Вып. 2. СПб, 2009. С. 76–92.

[1155] Мошков В. А. Труба в народных верованиях // Живая старина отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып. 3. СПб, 1900. С. 322, 327; Дикшитар В. Р. Рамачандра. Война в Древней Индии. Философия, этика, стратегия, тактика / Пер. А. Б. Давыдовой. М., 2012. С. 337–341.

[1156] Plut. Crass. 23.

[1157] Сулейменов О. О. Улыбка бога: https://kitap.net.ru/sulejmenov/ulybkaboga2-04.php

[1158] Совр. Аверса в Кампанье.

[1159] https://en.wikipedia.org/wiki/Atellan_Farce

[1160] Суворов А. В. Наука побеждать / Ред. М. Антоновский. СПб, 1806. (https://militera.lib.ru/science/suvorov/app.html): Из-за личного вмешательства Павла I широкие круги русской общественности и русской армии смогли познакомиться с творением Суворова только спустя восемь лет, после страшного поражения при Аустерлице — прямого следствия забвения русских суворовских принципов военного искусства. Гонения, обрушившиеся в 1799 г. на Антоновского как на человека с дурной репутацией у властей, стоили ему потери места и довели до "совершенной нищеты".

[1161] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. С. 26–27.

[1162] Сергеенко М. Е.: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1292507633

[1163] Беранже П. Ж. 1858. Пер. В. Курочкин. Поэты «Искры». В двух томах. Т. 1. Л., 1987.

[1164] Сергеенко М. Е. С. 28–29.

[1165] Глава III: Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности // Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

[1166] Puri B. N. India under the Kushanas. Bombay, 1965. P. 55.

[1167] Зелинский А. Н. Кушаны и махаяна // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 223–225.

[1168] Маршак Б. И. 233 г. н.э. = 101 г. эры Канишки? // Уходя, оставить свет... Памяти Е. В. Зеймаля. СПб, 2004. С. 46–49.

[1169] Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 11–31.

[1170] Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия. С. 24–25.

[1171] Ок. 385 — 420 гг.

[1172] Павел Орозий. История против язычников. 6, 21–22 // Хрестоматия по истории Древнего мира. Эллинизм. Рим / Под ред. В. Г. Боруховича, С. Ю. Монахова, В. Н. Парфенова. М., 1998. С. 435–439.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: