Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 7 страница

[1173] Romul. 12, 27, 29.

[1174] Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

[1175] Пер. В. М. Тюленева. Павел Орозий. История против язычников. 6, 21–22. С. 438.

[1176] Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2. М., 1961. С. 407–96, 513–21.

[1177] Там же, т. 13, с. 6–7.

[1178] Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 13. С. 1–167: https://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html

[1179] Виктор Суворов. Ледокол: https://lib.ru/WSUWOROW/icebreak.txt

[1180] Леонтьев Л. А. О работе К. Маркса «К критике политической экономии» (1859–1959), М., 1959; Малыш А. И. Формирование марксистской политической экономии, М., 1966. С. 331–49.

[1181] «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно»: крылатые слова В. И. Ульянова: Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Полное собрание сочинений. Т. 23. С. 43–44.

[1182] Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

[1183] Судзуки Д. Т. Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. Бишкек, 1993; Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003.

[1184] Лиэ К. А. Миф о Хинаяне / Пер. Олега Богославского: The myth of Hinayana by Kåre Albert Lie: https://www.dhamma.ru/lib/authors/misc/myth.htm

[1185] Зеймаль Е. В. Проблема кушанского пантеона // Культура Востока: проблемы и памятники. СПб, 1992. С. 60–67; Литвинский Б. А. Буддизм в Средней Азии (Проблемы изучения) // Вестник древней истории. 2001. №4. С. 188–199.

[1186] Mudra (symbolic gestures) // Encyclopædia Britannica. 2010; Johnson Nathan J. Barefoot Zen: The Shaolin Roots of Kung Fu and Karate, York Beach, Weiser, 2000; Saunders E. Dale. Mudra: A Study of Symbolic Gestures in Japanese Buddhist Sculpture. Princeton, 1985; Hirschi Gertrud. Mudras: Yoga in Your Hands. York Beach, Maine. 1998; Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 59–66.

[1187] Мани Б. Р. Терракота с изображением Канишки с супругой в Джаульяне (Таксила) // Вестник древней истории. 1990. №4. С. 132–135.

[1188] 2, 3, 8. Пер. Б. А. Старостина. Весь данный параграф представляет собой парафразу тезиса, сформулированного Варроном в его Менипповых сатирах: Vocatur a caelatura caelum, Graece ab ornatu kosmos, latine a puritia mundus, т. е. Небо называют так от искусства резьбы, греческое космос от украшения, латинское mundus — от опрятности (Turnebus A. Commentarii et emendationes in libros M. Varronis De lingua Latina. Parisiis, 1566. P. 13): https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265#n005

[1189] Оранский И. М. Фольклор и язык Гиссарских Парья. С. 366: Об этимологии и распространении этого слова в новоиндийских языках у P. Tedesco, JAOS, 65, 2, 1945, P. 82. Оранский И. М. (3 мая 1923, Петроград — 16 мая 1977): 1) Индийский диалект группы парья (Гиссарская долина). Материалы и исследования. Вып. 1. Тексты (фольклор). М., 1963; 2) Иранские языки. М., 1963; 3) Фольклор и язык гиссарских парья (Средняя Азия). Введение, тексты, словарь. М., 1977; 4) Введение в иранскую филологию. М., 1988.

[1190] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 13–14.

[1191] Тихонов Д. И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами. С. 159.

[1192] Лакоза И. И. Верблюды // Большая Советская Энцикопедия; https://slovari.yandex.ru/~19377/

[1193] Араб. جَمَل‎‎, ивр. גמל

[1194] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов // Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. Сб. стат. к 75-летию А. Л. Грюнберга. Отв. ред. М. Н. Боголюбов. СПб, 2006. С. 344.

[1195] https://www.vseposlovicy.ru/m/verblyud/

[1196] Рукописное написание: греческое Boytta, род. падеж.

[1197] 150 — 211–216 гг.

[1198] Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973. С. 245–246.

[1199] 15, 20.

[1200] Julicher. Archelaos 40 // RE. Bd 2, 1896. Sp. 455. Об Архелае: Hieronim. Vir. ill. 72; Socrat. Shol. Hist. eccl. 1, 22.

[1201] Бонгард-Левин Г. М. Карпюк С. Г. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982. С. 42–52:

[1202] Ивик Олег. История загробного мира. М., 2010. С 114, 283.

[1203] Таскин В. С. Об этногенезе цзе // Материалы по истории кочевых народов в Китае III–V вв. Вып. 2. Цзе. Пер. В. С. Таскина. М., 1990. С. 26.

[1204] Гумилев Л. Н. XIII. Раскол: становление орды — военной демократии / История народа Хунну: https://gumilevica.kulichki.net/HPH/hph13.htm

[1205]Кляшторный С. Г. Гуннская держава на Востоке (III в. до н.э. — IV в. н.э.) // История древнего мира. Кн. 3. Лекция 14. Упадок древних обществ. М., 1989. С. 252–254.

[1206] Крадин Н. Н. Империя Хунну. М., 2002; Николаев В. В. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. М., 2000; Николаев В. В. История предков чувашей. XXX в. до н. э. в. — XV в. н. э. Чебоксары, 2005; Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V в.). СПб, 1994. С. 151–156; Гунны на Западе // История татар с древнейших времен. Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148–152.

[1207] Иностранцев К. А. 1) Хун-ну и Гунны. Библиографический обзор теорий о происхождении народа Хун-ну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов // Живая старина отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып. 3. СПб, 1900. С. 253–386; 2) Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). Л., 1926.

[1208] Казанский М. М. Мастыкова А. В. «Царские» гунны и акациры // Гунны, готы, сарматы между Волгой и Дунаем / Под ред. А. Г. Фураева. СПб, 2009. С. 114–126.

[1209] Heather J. The Fall of the Roman Empire: A New History of Rome and the Barbarians, Oxford US, 2006; Менхен-Хельфен Дж. Мир гуннов. Исследования их истории и культуры. Пер. В. С. Мирзаянова по изданию: Maenchen-Helfen, Otto J. The World of the Huns: Studies in Their History and Culture / Ed. by Max Knight. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press. 1973: https://www.mirzayanov.com/images/mirgunnovfinal.pdf

[1210] Attila, Ἀττήλας, ср.-в.-нем. Etzel, ум. 453.

[1211] Французское boudoir — комната, принадлежащая женщине. Название будуар появилось в XVIII в. Отсюда будировать — дуться (на кого-л.). В словаре старофранцузского языка нет глагола bouder: Словарь старофранцузского языка к книге для чтения по истории старофранцузского языка В. Ф. Шишмарева. М.–Л., 1955.

[1212] «Деяния венгров» магистра П., которого называют Анонимом / Пер. В. И. Матузовой. Вст. статья и ком. М. К. Юрасова // Петербургские славянские и балканские исследования. 2007. №1–2. С. 97.

[1213] Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 23.

[1214] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Пер. Е. Ч. Скржинской. СПб, 2001. С. 106–107.

[1215] По-русски трудно передать вызывающее улыбку, разве так: пуп — пупок.

[1216] Flavius Romulus Augustus.

[1217] https://www.roman-emperors.org/auggiero.htm

[1218] Вульфила, Ульфила, Wulfila, Ulfilas, Vulfilas, Gulfilas, Ulphilas — епископ (надсмотрщик) готов, легендарный создатель готского алфавита. По свидетельству Филосторгия (ок. 360 — ок. 430 гг.), происходил от пленных, вывезенных готами (ок. 267 г.) из набега на Малую Азию в Садоголтины.

[1219] Скардильи П. Готы: язык и культура / Пер. А. Д. Сыщикова. Ред. Г. А. Баева, П. В. Шувалов. СПб, 2012. C. 67–68, 90.

[1220] Страбон (Geogr. 7, 11) сообщает, что за немногие годы гет Бурвиста создал «великую державу» (μεγάλην αρχήν κατεστησατο) и «покорил гетам большинство соседей». «Он был страшен даже римлянам, так как дерзко переходил Истр, ограбляя Фракию до Македонии и Иллирии; он разорил кельтов, смешанных с фракийцами и иллирийцами, бойев же до конца смел с земли». По современному определению, держава (αρχή) Бурвисты включала Молдавию, Румынию, Болгарию, часть Западной Украины, Буковину, Венгрию и Чехию. Бурвиста «погиб низвергнутый, так как некоторые восстали против него», раньше даже чем римляне двинули против него свои войска (Geogr. 7, 3, 11).

[1221] Дикиней (Dicineus, Decaeneus, Δικαίνεος) по Страбону (Geogr. 7, 3, 11) – помощник (συναγωνιστής) Бурвисты (I в. до н. э.), вождя военноплеменного гето-дакийского союза. Дикиней считался кудесником, волшебником (у Страбона: ανηρ γόης), обладавшим даром предвидения, благодаря чему он будто бы истолковывал волю богов; он побывал в Египте, где постиг все науки. Помощь Дикинея Бурвисте заключалась в том, что он, воздействуя на людей своими предсказаниями, помогал последнему держать народ в повиновении.

[1222] 88 г. до н. э. Однако надо помнить о привычке удревления истоков у древних авторов.

[1223] 14 — 37 гг. н. э.

[1224] Готское слово белагины, belagines, которым в VI в. назывались записанные на готском языке древние законы, Як. Гримм переводит как Satzung — постановление, узаконение: Grimm Jac. Über Jornandes und die Geten. S. 228.

[1225] Иордан раскрывает содержание practica как уменье жить в добродеянии (in bonis actibus conversare).

[1226] В theoretica входят, по тексту Иордана, всевозможные астрономические познания о знаках зодиака, о фазах Луны, о размерах Солнца, о движении звезд.

[1227] Выражение polus coeli в значении небосвод чаще употреблялось в поэтической речи. Обычно же и греч. о πόλος и лат. polus понимались в значении оконечности земной оси, как полюс в современном смысле слова.

[1228] Число 346 звезд взято из звездного каталога Птолемея 7 книги Альмагеста; причем разумеются 346 звезд в зодиакальных созвездиях северного полушария неба. Под именами (quibus nominibus) надо понимать не названия 346 звезд, а названия созвездий, входящих в полосу зодиака; под знаками (quibus signis) — знаки зодиака.

[1229] Войлочный колпак (pilleus, pilleum), головной убор в римском быту; Подобная шапка была признаком свободы, поэтому ее носили и вольноотпущенники. Выражение ad pileum vocare, призывать к пилею, значило призывать рабов к оружию. Светония в биографии Нерона (57) пишет, что смерть Нерона вызвала столь необыкновенную радость, что народ (в знак освобождения от тирании) надел войлочные шапки (plebs pileata) и двигался в таком виде по всем улицам Рима. Греческим словом ο πίλος обозначали (кроме войлока) войлочную шапку как головной убор варваров. Латинское слово pilus значит волос на теле человека или животного; в связи с этим находится противопоставление людей, одетых в войлочные шапки — шапки из шерсти, людям, головы которых покрыты лишь их волосами (capillus).

[1230] Capillati (от capillus, волос), люди с непокрытыми головами, простоволосые, в противоположность пиллеатам, имеющим на голове войлочные, шерстяные шапки. Оба слова — pilleati и capillati — отмечают общественное различие: первый относится к представителям привилегированного класса, второй — к рядовым членам племени.

[1231] Преемник Дикинея.

[1232] Под древней Дакией (Dacia antiqua) Иордан подразумевал римскую провинцию, расположенную к северу от нижнего Дуная.

[1233] Дунай, у Овидия Истр.

[1234] 1200 римских миль равны примерно 1800 км. Длина Дуная равна 2860 км.

[1235] Язык бессов (lingua Bessorum), язык фракийцев.

[1236] Тит Флавий Домициан, император в 81 — 96 гг.

[1237] Евтропий (IV в.) в Бревиарии римской истории (Eutrop. 7, 23, 4) сообщает, что Домициан дважды посылал войска против даков; в первом походе был разбит и убит консуляр провинции Оппий Сабин, во втором – префект претория Корнелий Фуск, противником которого был вождь даков Диурпаней, или Дорпаней.

[1238] Иордан поясняет, что ансами называют не просто людей (non puros homines), а полубогов (semideos). Из последующего текста видно, что готы называли ансами предков рода Амалов, которых также считали героями (...Ansis vocaverunt, quorum genealogia – и далее дается генеалогия Амалов: horum ergo heroum... primus fuit Gapt...). Моммзен в указателе (Index personarum) ссылается на Мёлленгоффа, который вместе с Як. Гриммом сближал термин anseis с норманнским названием богов aesir и англосаксонским ês.

[1239] 55–57, 67–78. Пер. и примеч. Е. Ч. Скржинской.

[1240] Подосинов А. В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985.

[1241] Absinthia, фр. absinthe (абсент) — полынь. Tristia deformes pariunt absinthia campi terraque de fructu quam sit amara docet.

[1242] Ep. 3, 8, 1–24. Пер. А. В. Подосинова.

[1243] Primus pilus, первый центурион, первый среди pili.

[1244] Фракийского.

[1245] На Дунае был римский флот. Его создал Марк Агриппа.

[1246] Ep. 4, 7, 1–38. Пер. А. В. Подосинова.

[1247] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 61.

[1248] L. D. Saxa, сражался при Мутине и после этого командовал частью войска, действовавшего против парфян и Лабиена (в 40 г.): Cic. Phil 8, 9. 26. 11. 5. 12. 13, 13, 27. Vell Pat. 2, 78. Dio Cass. 48, 24. 25.

[1249] D. Saxa, Dio Cass. 48, 25.

[1250] Plut. Ant. 37.

[1251] Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. I. М., 1993. С. 105–176; Росс Э. Кельты-язычники. Быт, религия, культура / Пер. Н. Чехонадской. М., 2005.

[1252] Сверчков Л. М. Археология Синьцзяна // Тохары. Древние индоевропейцы в Центральной Азии. Ташкент, 2012. С. 29–46.

[1253] Xinjiang Gushi: Gudai Xinjiang Juminji Qi Wenhua ( The Ancient Corpses of Xinjiang: The Peoples of Ancient Xinjiang and their Culture ) by Wang, Binghua and Victor H. Mair, Xinjiang, 2001; См.: Amand M. Folklore et archéology belgo-romane. Latomus, XXVIII, 1969. P. 199203; Filip J. Keltovéve strední Evrope. Prague, 1956. S. 510. Любопытное обсуждение в ЖЖ «Изен ползын Илбек Хакасстан!» // Проблемы мумий: https://anadoluolgy.livejournal.com/785377.html

[1254] Гедин С. Тарим — Лоб-нор, Тибет. Путешествие по Азии 1899–1902. СПб, 1904. С. 75–77.

[1255] Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии. Новосибирск, 1988. С. 113, 257.

[1256] Tomomi Tamura, Nara National Research Institute for Cultural Properties.

[1257] 28 июня 2012 г.: https://linguaggio-macchina.blogspot.it/2012/06/roman-jewellery-found-in-japan-tomb.html

[1258] Strab. 16, 758.

[1259] 246–241 до н. э. Дройзен И. Г. История эллинизма. Т. 2. М.–СПб, 2003. С. 486–534.

[1260] Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки. М., 1978. С. 153.

[1261] Шеркова Т. А. Египет и Кушанское царство. М., 1991. С. 57–58.

[1262] Blue Lucy. Boats, Routes and Sailing Conditions of Indo-Roman Tade // Migration, trade and peoples. Europian Associations of South Asian Archaeologists Proceedings of the Eighteenth Congress. L., 2005, Parts 1–3 / Ed. Michael Willis, British Academy, L., 2009. P. 3–14; Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта (332 г. до Р. Х. — 284 г. по Р. Х. // Изследования по истории обмена в эпоху эллинистических монархий и Римской империи. Казань, 1907.

[1263] Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб, 2000.

[1264] Megow J. V. S. Art of the Europian iron age. A stady of the elusive image. Bath; Somerset, 1970. P. 11. Широкова Н. С. Культура древних кельтов. Л., 1983. С. 19–30.

[1265] Примечательна форма ‘twrš, с сохранением –š древнеиранской формы nom. и с гласным –u- во втором слоге (-w-).

[1266] Лившиц В. А. С. 224.

[1267] Ревункова Е. В. Представления о волосах (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность. СПб, 1992. С. 108–118: Г. А.

[1268] Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. С. А. Лясковского. Предисловие С. И. Ковалева. М., 1949. Пичикян И. Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991.

[1269] Plut. Crass. 33. Ород = Гирод.

[1270] Пугаченкова Г. А. Черты эллинизма в искусстве Среднеазиатско-Пенджабского региона // Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985. С. 196.

[1271] Мешкерис В. А. К изучению музыкальной культуры Восточной Парфии (По археологическим данным) // Вестник древней истории. 1997. №4. С. 144.

[1272] Массон М. Е. К вопросу о северных границах государства «Великих Кушан» // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 45: если даже кушаны действительно когда-либо и привели к покорности Маргиану, то только на самое короткое время.

[1273] В каком смысле Галлия может быть названа неолатинской // Фуллье А. Психология французского народа. СПб, 1899 г.

[1274] Комментарии к переводу Н. Брагинской Г. П. Чистякова: следующий далее текст (9, 17, 3 — 19, 17), по справедливому мнению исследователей и комментаторов, представляет собой юношеское упражнение в декламации, носившее чисто риторический характер. Много лет спустя оно, видимо, без изменений, было включено Ливием в его труд. К прежней декламации было лишь прибавлено несколько вводных слов (17, 1—2). Примером подобной же декламации может служить юношеский трактат Плутарха Об удаче и доблести Александра Великого (Моралии, 326—345 A), где разрабатывается тот же самый вопрос: какая именно сила, доблесть или удача, вознесла Александра? Ливий утверждает, что римлян вскормила их доблесть, тогда как Александр прославился благодаря Фортуне; Плутарх же высказывает противоположную точку зрения: в еще одной декламации Об удаче римлян (Моралии, 316 C — 326 C) он доказывает. что римляне вышли на мировую арену «по благоволению Удачи», а в декламации, посвященной Александру, говорит, что тот добился славы лишь в упорной борьбе с противодействующей ему Фортуной. Не только Ливий включал свои юношеские декламации в позднейшие сочинения. Павсаний ввел в Описание Эллады (1, 25; 7, 7; 8, 49 и др.) свое риторическое рассуждение О том, как Эллада потеряла свое величие.

[1275] Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, 6, 30, 2: Счастье во всем играет большую роль, особенно же в делах войны.

[1276] По Геродоту (1, 214), Кир царствовал 29 лет. Помпею, когда он погиб, было 58 лет; употребляя выражение longa vita (долгая жизнь), Ливий говорит здесь прежде всего о том, что политическая карьера Помпея длилась более 40 лет.

[1277] Т. е. Александра.

[1278] Ливий имеет в виду оратора Кинея, учителя Демосфена, который, по словам Плутарха (Пирр. 19), побывав в Риме как посол Пирра, рассказывал потом, что сенат показался ему собранием царей.

[1279] Дарий III, разбитый Александром при Арбеле в 331 г. до н.э.

[1280] См.: 8, 24.

[1281] Речь идет об усвоении Александром обычаев и нравов персидских царей (эта тема развивается Ливием дальше).

[1282] Имеются в виду казнь Филота Пармениона (330 г. до н.э.) и убийство Клита (328 г.), спасшего Александру жизнь в битве при Гранике (334 г.).

[1283] Александр, как пишет Курций (8, 5, 5), утверждал, что он сын Зевса и требовал, чтобы в это верили.

[1284] Некоторые комментаторы полагают, что этим историком был вольноотпущенник Фавста Суллы Тимаген из Александрии, который, по свидетельству Сенеки Старшего (Контроверсии, 10, 5, 22), был сначала приближен к Августу, потом, поссорившись в ним, сжег уже готовое сочинение о его времени, а затем занял резко антиримскую позицию (Сенека. Письма, 91, 13).

[1285] Ораторы Демосфен и Ликург. Правда, Демосфен произносил свои филиппики за несколько лет до разрушения Фив Александром (335 г. до н.э.).

[1286] Цитата из Гая Луцилия (около 168 — 102 гг. до н.э.), автора Сатур, дошедших до нас в отрывках (613): Часто римляне в сраженьях были побеждаемы, / Но ни разу — в целых войнах; ну, а это главное. Пер. М. Л. Гаспарова.

[1287] Рим ко времени Александра просуществовал около 13 поколений (по 33 с половиной года), а царствование Александра продолжалось 13 лет.

[1288] Ср.: Демосфен. Первая Олинфская речь, 4.

[1289] Приблизительно 45 тыс. воинов.

[1290] Сариса — копье в 12 локтей (5—6 м) длиной (см.: Полибий, 18, 12).

[1291] Об этом ироническом замечании Александра Эпирского рассказывают также Квинт Курций (8, 1, 37 со ссылкой на Клита) и Авл Геллий (17, 21, 23).

[1292] С 264 по 241 г. до н.э.

[1293] Полибий (3, 22) сообщает о договоре между этими двумя государствами, заключенном в первом году Республики (509 г. до н. э.), и даже приводит его текст в переводе на греческий. Ливий о нем не упоминает, первым в его изложении (7, 27, 2) появляется договор Рима с Карфагеном о дружбе и союзе, заключенный в 348 г. до н.э. Диодор Сицилийский (16, 69, 1) прямо называет его первым.

[1294] В 192–188 гг. до н.э. Рим воевал с Антиохом III. Это — Сирийская война, закончившаяся битвой при Магнезии (описана Ливием в 36 и 37 кн.).

[1295] Во Второй Македонской войне (200–197 гг.) царь Филипп V был разбит Титом Квинкцием Фламинином в битве при Киноскефалах.

[1296] Персей — сын Филиппа V. Судьба этой войны (Третьей Македонской) (171–167 гг. до н.э.) была решена битвой при Пидне (168 г.). О ней см. у Ливия в кн. 43–45.

[1297] Намек на поражения, нанесенные парфянами Крассу в 53 и Антонию — в 36 г. до н.э.

[1298] Речь идет о мире, установленном Августом после Актийского триумфа. Ср.: Тибулл, 1, 10, 45: Нынче же мир да питает поля…

[1299] Пер. Н. В. Брагинской; Тит Ливий. История Рима от основания города. Кн. 9. М., 1989.

[1300] Зеймаль Е. В. Парфия и Греко-Бактрийское царство // История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. С. 474.

[1301] Dis Pater: Caes. B. G. 6, 16; Lucan. 1, 455.

[1302] Из галло-римских надписей известен также Огмиос (ирландск. Огма), водитель мертвых: Носенко Е. Э. Представления кельтов о загробном мире // Вестник древней истории. 1990. №3. С. 109–101.

[1303] Diod. 5, 28, 6: Род. ок. 90 (Агирион, остров Сицилия), умер в 21 до н. э.,

[1304] Valer. Max. 2, 6, 10. Широкова Н. С. Кельтские друиды. Л., 1984. С. 15–79. О Пифагоре: Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа (ок. 530 — ок. 430 гг. до н. э.). Л., 1990.

[1305] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. С. 11–13.

[1306] Книга о лошади / Под ред. С. М. Буденного. М., 1952. Т. 1; Климук А. Парфенов В. Вопросы селекции и испытаний ахалтекинских лошадей // Коневодство и конный спорт. 1982. №6.

[1307] Машкин Н. А. История Древнего Рима / Отв. ред. А. Г. Бокщанин. М., 1949. С. 204.

[1308] Сарианиди В. И. Тилля-тепе и ювелирное искусство ранних кушан // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М. 1987. С. 268–281.

[1309] Михайлова Т. А. Рецензия: Fr. Le Roux, Chr. J. Guyonarc’h. Les Druides. Rennes, 1986 // Вестник древней истории. №1. 1991. С. 200–207.

[1310] Пер. М. М. Покровского: Caes. B. G. 6, 13: In omni Gallia eorum hominum, qui aliquo sunt numero atque honore, genera sunt duo... Sed de his duobus generibus alterum est druidum, alterum equitum.

[1311] Caes. B. G. 6, 14.

[1312] Pomp. Mela. 3, 2; Caes. 6, 14, 3.

[1313] Широкова Н. С. Кельтские друиды. Л., 1984. С. 33.

[1314] Широкова Н. С. С. 37.

[1315] Фюстель де Куланж. История общественного строя древней Франции. Т. I: Римская Галлия. СПб, 1908. С. 35.

[1316] Cic. De Div. 1, 41, 90. Пер. М. И. Рижского.

[1317] Султанов Т. И. Бабур-наме как источник по исторической этнографии афганцев // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5–6. СПб, 1994. С. 52–63.

[1318] Лебедев К. А. Граматика языка пушту. М., 1970; Лебедев К. А. Яцевич Л. С. Конарковский М. А. Русско-пушту-дари словарь. М., 1983.

[1319] N. H. 16, 249. См. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 84–89.

[1320] Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. Е. В. Глушко. М., 2004. С. 33. Также: Chadwick N. K. The Druides. Cardiff and Connecticut, 1966, P. 12. Jullian C. Histoire de la Gaule, T. II. P., 1908. P. 85.

[1321] Сакральный календарь друидов / Calendaria / Под ред. А. Шапошникова, В. Татаринова. М., 2001. С. 3.

[1322] Мешкерис В. А. К изучению музыкальной культуры Восточной Парфии (По археологическим данным) // Вестник древней истории. 1997. №4. С. 138–149.

[1323] annos nonnulli vicenos in disciplina permanent.

[1324] neque fas esse existimant ea litteris mandare.

[1325] quod neque in vulgum disciplinam efferri velint neque eos, qui discunt, litteris confisos minus memoriae studere.

[1326] volunt persuadere, non interire animas.

[1327] ab aliis post mortem transire ad alios.

[1328] 6, 14. Пер. М. М. Покровского. Широкова Н. С. С. 29.

[1329] Истрин В. А. Развитие письма. М., 1961. С. 247–248.

[1330] Или Беса-Бэса?

[1331] Лоукотка Ч. Развитие письма / Пер. Н. Н. Соколова / Ред. и пред. П. С. Кузнецова. М., 1950. С. 183–184.

[1332] Ранебуддийский алтарь, найденный в бассейне Енисей, имеет греческие черты: Выставка Искусство Китая. Каталог. М.–Л., 1940. С. 6.

[1333] Кондратьев В. Г. Очерк грамматики древнетюркского языка. ЛГУ, 1970. С. 3; Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.–Л., 1951. См.: Кызласов И. Л. Рунические письменности Евразийских степей. М., 1994.

[1334] Лубо-Лесниченко Е. И. Уйгурский и киргизский пути в Центральной Азии // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа XVII. Л., 1989. С. 4–9.

[1335] Фридрих Иоганнес. История письма / Пер., вступ. и комм. И. М. Дьяконова. М., 1979. С. 166–168.

[1336] Лившиц В. А. О происхождении древнетюркской рунической письменности // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. С. 3–13.

[1337] Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Вып. 3 // Памятники письменности Востока, 73, 2. Bibliotheca Buddhica XXXIV / Изд. Г. М. Бонгард-Левина и М. И. Воробьевой-Десятовской. М., 1990. С. 63.

[1338] देवनागरी Devanāgarī, божественное городское [письмо].

[1339] Вопросы Милинды (Милиндапаньха) / Пер., пред., иссл. и комм. А. В. Парибка. М., 1989.

[1340] The Questions of King Milinda /. Trans. from the Pali by T. W. Rhys Davids. Oxf., 1890. P. XXI.

[1341] Род. до 50 — ум. после 120 гг. н. э.

[1342] Вопросы Милинды переведены в Китае в 317–420 гг.: Вопросы Милинды (Милиндапаньха). С. 9.

[1343] Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. С. 147.

[1344] Зайцев А. И. Диоген Синопский // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М., 2001; Диоген Лаэртский. Книга шестая // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Пер. и прим. М. Л. Гаспарова. Общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. М., 1979.

[1345] Совр. Сиялкот, англ. Sialkot.

[1346] Strab. 11, 2, 1.

[1347] Мерварт А. М. Индийский народный театр // Восточный театр. Л., 1929. С. 104–105; Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 130.

[1348] Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. С. 146–147.

[1349] Англ. Varanasi, санскр. वरणासी, varaṇāsī или санскр. वाराणसी, vārāṇasī.

[1350] Англ. Banaras, хинди बनारस, урду بنارس, Banāras.

[1351] Англ. Kashi, хинди काशी, урду کاشی, Kāśī.

[1352] https://www.britannica.com/EBchecked/topic/623248/Varanasi

[1353] The History of Buddhist Thought by Edward J. Thomas. P. 85.

[1354] Браун Т.-Ф.-Р.Г. Греки на Ближнем Востоке // Кембриджская история древнего мира. Т. III. Ч. 3. Расширение греческого мира VIII–VI века до н. э. / Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда / Пер. А. В. Зайкова. Ред. Г. А. Таронян, Е. В. Ляпустина. С. 13–17; https://en.wikipedia.org/wiki/Yona

[1355] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов. С. 341.

[1356] Bopearachchi Osmund. Monnaies Gréco-Bactriennes et Indo-Grecques, Catalogue Raisonné. Bibliothèque Nationale de France. 1991. P. 123–125.

[1357] Монетная система Рима: веса и номиналы. Портал античной нумизматики (https://www.coins.msk.ru/an/monsist.shtml); Crawford M. H. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974; A Dictionary of Roman Coins: Republican and Imperial. L., 1889; Зограф А. Н. Античные монеты // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 16. М.–Л., 1951.

[1358] Rajuvula: Bopearachchi Osmund. Monnaies. P.125; Bopearachchi Osmund. Indo-Greek, Indo-Scythian and Indo-Parthian coins in the Smithsonian Institution. Washington. 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: