История государства и права зару s 7 страница

Корпоративная революция XX в., в основе которой ле­жат научно-техническая и информационная революции, при­


Глава 20. Право США



 

вела не только к изменению соотношения индивидуальной и ассоциированной частной собственности, она вызвала саму модификацию частной собственности, диффузию ее, более тесную связь с общественным интересом. Дальнейшее обоб­ществление производства и труда придали частной собст­венности все более ярко выраженный общественный харак­тер.

Наибольшее развитие среди других гражданско-пра-вовых институтов США в XIX — XX вв. получило договор­ное право. Именно этот институт, а не право собственности, по сути дела стал стержнем всей правовой системы амери­канского общества, основанного на свободе рыночных отно­шений и конкуренции.

Возросшая роль договора стала особенно очевидной после гражданской войны в период стремительного промыш­ленного развития США и формирования динамичной ры­ночной системы. Совершенствованию договорного права способствовала политика экономического либерализма, при которой сложилась почти неограниченная свобода заклю­чения самых различных соглашений, имеющих юридиче­скую-силу. В свою очередь свобода договора была в принци­пе не связанной собственническими интересами и открыва­ла путь для индивидуальной и корпоративной предприни­мательской деятельности.

К концу XIX в. в полной мере сформировалась характер­ная для договорного права США конструкция встречного удов­летворения, основанная на обещании совершить ожидаемые действия. При таком широком понимании договора рыночные отношения получили свое юридическое выражение именно в договорном праве и в основанном на договоре правопорядке.

Значительную роль в становлении и развитии договор­ного права сыграли в это время суды, в особенности док­трины Верховного суда США. Во второй половине XIX в., когда договорные отношения получили широкое распростра­нение, свобода договора в доктрине Верховного суда была поднята до конституционного уровня. Так, в одном из своих дел Суд прямо указал, что XIV поправка к Конституции включает право граждан заключать договоры.

До конца XIX в. договорные отношения закреплялись прежде всего в прецедентном праве. В XX в. на первый план выступает законодательство штатов. В целом в XIX в. дого­ворное право было переработано в двух направлениях: вве-


 

Раздел III. История права в новое и новейшее время



дение письменной формы для некоторых наиболее важных видов договоров и "понимание передачи договорных прав в качестве разновидности прав собственности".

В использовании письменного документа, придающего соглашению юридическую силу, стороны и суды во многом опирались на статуты об обманных действиях, которые вос­ходили к английскому средневековому законодательству.

Разработка общего иска "о принятом на себя" с начала XVII в. имела своим результатом то, что неформальные дого­воры стали в основном обеспечиваться исковой защитой. В отличие от формальных договоров (например, договоры за пе­чатью) неформальные договоры нередко заключались устно.

Поскольку в таких делах американские суды сталки­вались с некоторыми сложными проблемами, развитие до­говорного права шло здесь в направлении признания обяза­тельности письменной формы договора. Практически все штаты приняли по подобию Статута об обманных действи­ях Англии свои собственные законы. Большая часть этих законов содержала требование использования письменной формы (особенно при заключении договора на сумму более 500 долл.).

Эти положения о недопущении обманных действий при заключении договоров купли-продажи позднее получили свое выражение и в Единообразном торговом кодексе США.

В XX веке под влиянием различных научных, техниче­ских, экономических, международно-правовых и иных фак­торов институт договора претерпел существенные измене­ния. Значительно усложняются договорные отношения, в том числе под влиянием роста государственного вмешательства в рыночные отношения.

Появляются и получают правовое закрепление много­численные новые виды договоров (договор лизинга, соче­тающего в себе аренду и продажу товара, договоры о пере­даче разного рода научно-технической информации, обла­дающей коммерческой ценностью, — ноу-хау и т. д.).

Дифференцируются и приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского и торгового права, как, например, купля-продажа, получающая особую юридиче­скую регламентацию в случаях продажи в кредит и с рас­срочкой платежа, аукционов, публичных торгов и т.п.

Значительная роль в этом принадлежит ЕТК. Он коди­фицировал многие важные сферы торгового права, которые


Глава 20. Право США 59'i

ранее регулировались отдельными унифицированными за­конами.

Развивается и система способов обеспечения исполне­ния договорных обязательств. В законодательстве этот про­цесс получил полное воплощение в тексте ЕТК. Специаль­ный раздел этого Кодекса, посвященный обеспечению сде­лок, содержал понятие "обеспечительного интереса". В ЕТК под таким интересом понимался интерес в движимом или недвижимом имуществе, обеспечивающий оплату или ис­полнение обязательства.

В обстановке усиливающейся рыночной конкуренции, приобретающей нередко жесткий характер под влиянием крупного капитала, явное неравенство сторон в договоре обусловливается не только диспропорциями в их экономи­ческой силе. Такое неравенство юридически подкрепляется договорными формами, получившими признание в судеб­ной практике, а в ряде случаев санкционированными самим законодательством.

В XX веке в США, как и во многих других странах Запада, были узаконены (с некоторыми антитрестовскими оговорками и изъятиями) отдельные виды картельных со­глашений, ограничивающих договорную свободу их участ­ников, которые лишаются права вести дела с третьими ли­цами без согласия организаторов картели.

Договорная свобода мелких и средних контрагентов-биз­несменов ограничивается также посредством распростра­нившихся в предпринимательской практике "договоров при­соединения".

Крупные компании нередко сами определяют условия заключения ими договоров, фиксируя их в заранее разра­ботанном тексте, который и предлагают всем контрагентам, проявляющим желание вступить с ними в договорные отно­шения. Последние не могут повлиять на содержание таких договоров, а потому они вынуждены или отказаться от них, или принять их в заранее подготовленном виде.

В области договоров присоединения четко прослежи­вается общая тенденция гражданского права США — рас­ширить права судов в толковании договора вплоть до изме­нения или даже исключения из него условий, которые, по мнению суда, являются неразумными.

"Если суд, — гласит ст.2-302 Единообразного торгового кодекса США, — найдет, что договор или какая-то его часть


 

Раздел III. История права в новое и новейшее время



с точки зрения права были неоправданны в момент его за­ключения, суд может отказать в принудительном исполне­нии по этому договору, или он может признать юридиче­скую силу за частью договора без неоправданного условия, или ограничить применение любого такого условия так, чтобы избежать неоправданных, последствий".

Большое распространение получают сделки, заключае­мые в связи с реализацией государственных заказов (воен­ных и других), приобретающие, по сути дела, императив­ный характер, поскольку одной из сторон в них выступают правительственные органы. В таких сделках, получивших название публичных контрактов, равенство сторон являет­ся относительным, так как правительственный орган в оп­ределенных случаях может своим распоряжением менять договорные условия или даже их прекращать.

Особое значение для договорных отношений имеют в США нормы антитрестовского законодательства, содер­жащиеся прежде всего в Законе Шермана 1890 г., в Законе Клейтона 1914 г. и в Законе о федеральной торговой комис­сии, принятом в том же году.

Антитрестовское законодательство ограничивает или даже запрещает некоторые виды договоров, если они при­водят к уничтожению или существенному нарушению ры­ночной конкуренции. Например, согласно Закону Клейтона объявлялась неправомерной дискриминация в ценах, запре­щались "связывающие" и "исключительные" контракты, если в результате их исполнения произойдет существенное ослабление конкуренции или обнаружится тенденция к соз­данию монополий.

Антитрестовский Закон Робинсона-Патмена 1936 г. за­прещал контракты, предусматривающие поддержание еди­ной схемы цен, а также продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам с целью уничтожения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

Закон Шермана запретил также любые соглашения или сговоры физических или юридических лиц, их объедине­ния, особенно в форме треста, если такие договорные и вне-договорные (индивидуальные) действия ведут к существен­ному ограничению междуштатной торговли или торговли с иностранными государствами.

К антитрестовскому праву непосредственно примыка­ет и законодательство о защите прав потребителей. Соб-


Глава 20. Право США

ственно говоря, отдельные нормы, направленные на защиту прав потребителей, содержались еще в Законе о Федераль­ной торговой комиссии 1914 г. На эту Комиссию среди про­чих обязанностей, в том числе наряду с ведением антитре­стовских дел, возлагалась также функция по поддержанию определенного "качества" конкуренции и борьба с "нечест­ными" методами конкуренции. Так, комиссия проводила рас­следования по выявлению ложной рекламы, фальсифика­ции товара, продажи товаров без должной маркировки и т. д., поскольку данная практика угрожала самим принципам конкурентной борьбы, а также и непосредственно конеч­ным потребителям товара.

Деятельность комиссии показала, что недобросовест­ная конкуренция является достаточно широко распростра­ненным и опасным для общества явлением, которое требует более радикальных и всеобъемлющих законодательных мер.

Первые специализированные законы по борьбе с лож­ной рекламой и продажей некачественных продуктов поя­вились уже в 50-х гг. Они были связаны главным образом с фальсифицированной рекламой и со сбытом опасных для здоровья косметических средств и медикаментов.

В 60—70-х гг. в США развернулось широкое движение потребителей, требовавших законодательного запрещения ложной рекламы и продажи некачественных товаров. На федеральном уровне, а также на уровне штатов были при­няты общие законы о защите прав потребителей, которые впоследствии пополнялись новыми специальными положе­ниями. Эти законы затрагивали интересы широких кругов населения, являющихся повседневными и массовыми потре­бителями товаров и услуг. За ними было закреплено право на необходимую и достоверную информацию о приобретае­мом товаре, а также законодательные гарантии его надле­жащего качества.

Одновременно эти законы затронули интересы и могу­щественных фирм, стремящихся с помощью слишком энер­гичной и не всегда добросовестной рекламы вытеснить с рынка определенных товаров своих конкурентов и полу­чить монопольное признание у потребителей.

С законодательством, регулирующим предпринима­тельскую деятельность, тесно связано и право окружаю­щей среды, экологическое право. Последнее представляет собой сравнительно новое явление в правовой системе США,


600 Раздел III. История права в новое и новейшее время

и его появление связано прежде всего с быстрым ростом вторжения промышленного производства в окружающую природу.

Первые попытки охраны природных ресурсов относят­ся к концу XIX в. Так, Закон 1891 г. о лесных резерватах явился началом в политике закрепления "общественных земель" в качестве федеральной собственности. Эти земли не подлежали продаже или передаче в собственность част­ным лицам. На них постепенно создавалась система нацио­нальных лесов и парков, заповедников диких животных. Первый в истории США федеральный национальный парк Йеллоустоун был создан на основании актов Конгресса еще в 1872 г.

Уже в XX в. берет свое начало политика охраны среды обитания животных. В 1903 г. был организован первый за­поведник диких животных на острове Пеликан во Флориде. Позднее последовал целый ряд законов Конгресса по запо­ведникам (в 1918, 1958, 1966 гг.). Последний из этих законов, по существу, заложил основы национальной системы запо­ведников диких животных.

Примерно в это же время получает развитие и другое направление природоохранного законодательства, а имен­но: обеспечение хозяйственного использования природных ресурсов. Особенно остро эта проблема встала в 70-е гг. в связи с энергетическим кризисом, временным сокращением импорта нефти и возрождением "грязной" угольной про­мышленности.

В середине 70-х гг. были приняты законы Конгресса, имевшие целью ослабление негативных экологических по­следствий производственной деятельности. В 40—50-х гг. было принято специальное законодательство, направленное на обеспечение безопасности атомной энергетики. В 1982 г. был принят новый, более развернутый закон о ликвидации отходов ядерного производства. Таким образом, получила развитие еще одна сфера экологического права, связанная с удалением вредных отходов, с предупреждением загряз­нения окружающей среды.

В индустриальном обществе США эта проблема стано­вилась общественно значимой и весьма острой. Федераль­ный конгресс в 1965 г. принял Закон об удалении твердых отходов, впервые признавший эту проблему как националь ную.


Глава 20. Право США 601

Была принята также целая серия законов, начиная с 1924 г., о загрязнении нефтью, запретивших сбросы нефтя­ных отходов в прибрежные воды. В 1990 г. новый Закон о загрязнении нефтью установил порядок определения и взы­скания компенсации за ущерб, вызванный нефтяными раз­ливами. С 1955 г. была принята также целая: серия законов о контроле за загрязнением воздуха. В настоящее время эти акты получили название "Закон о чистом воздухе".

Уже в 60-х гг. стало очевидным, что решение сложных экологических задач требует комплексного подхода, а сле­довательно, консолидации и модернизации всего природо-охранительного права. В 1969 г. Конгресс США принял За­кон о национальной политике в области охраны окружаю­щей среды, а в 1970 г. — Закон об улучшении качества окружающей среды. Эти новейшие законодательные акты сделали экологическую политику США более эффективной, тем более, что в их текст в последующем вносились допол­нения (о контроле над вредными шумами, о контроле за чистотой воздуха и т. д.).

Большую роль сыграло специальное Агентство по ох­ране окружающей среды, которое получило право издавать предписания, устанавливающие стандарты качества воды, атмосферного воздуха и т. д. Важное значение имело уста­новление обязательной предварительной экологической экс­пертизы. Это требование укрепило механизмы реализации всего законодательства, поскольку был установлен принци­пиально новый порядок в принятии административных ре­шений, составной частью которого стал учет не только эко­номических факторов, но и всех возможных вредных эко­логических последствий.

Как видим, экологическое право установило механизмы, препятствующие потребительскому и чисто конъюнктурно­му подходу к природным ресурсам и к окружающей среде.

Особое место среди гражданско-правовых институтов занимает брачно-семейное право. Исторически это право относится к компетенции штатов; федеральное право в во­просы семейно-брачных отношений практически не вмеши­вается.

Таким образом, источником семейного права является законодательство штатов, которое отличается большим раз­нообразием подходов к различным сторонам семейных и на­следственных отношений.

20 История государства и права зарубежных стран. Часть 2


602 Раздел III. История права в новое и новейшее время

В некоторых штатах в сфере семейного права сохра­нили свое значение прецеденты общего права. В истории США встречались' прямые ссылки судей, рассматриваю­щих семейные споры, на прецеденты не только американ­ских, но и английских судов. Так, в 1820 г. американский суд столкнулся с вопросом о том, обладает ли жена после смерти мужа правом на получение долга по закладной. Спор был решен на основе достаточно старого английского пре­цедента (Christis Hospital v. Budgin 1712 г.). Со ссылкой на этот прецедент американский суд подтвердил такое право жены.

Большой разнобой в семейном праве разных штатов, постоянно возникающие на этой почве правовые конфлик­ты послужили причиной того, что национальная конферен­ция уполномоченных подготовила, а в 1970 г. рекомендовала штатам принять Единообразный закон о браке и разводе.

Однако уже сложившиеся традиции в брачно-семейном праве, отсутствие единства подходов в законодательст­ве разных штатов стали причиной того, что подавляющее большинство штатов этот закон не восприняли.

Законодательство разных штатов закрепило их различ­ные подходы уже в самой процедуре регистрации брака. В целом можно выделить два основных подхода к регистра­ции брака: это гражданское и церковное бракосочетание. Правда, в большинстве случаев для церковного брака необ­ходима предварительная лицензия от соответствующих му­ниципальных органов.

В некоторых штатах возможно судебное признание в качестве юридического факта и фактически сложившихся брачных отношений, с вытекающими отсюда последствия­ми (прежде всего для признания детей). Но в принципе за­конодательство отдельных штатов допускает установление отцовства и для детей, родившихся вне брака.

Что касается разводов, то поводы для него и сами про­цедуры отличаются еще большим разнообразием, чем ре­гистрация брака. В некоторых штатах на пути к разводу устанавливаются достаточно жесткие преграды, например, требуется доказать в ходе судебной процедуры вину одно­го из супругов, в том числе нанесение побоев, или грубое обращение, или супружескую неверность и т. д. Регистра­ции развода в отдельных штатах предшествует раздель­ное проживание супругов в течение установленного срока


 

Глава 20. Право США



(обычно полугода). В то же время некоторые штаты не ус­танавливают серьезных препятствий для развода: доста­точно обоюдного согласия супругов или одной лишь кон­статации непоправимого распада семьи. Среди штатов, за­конодательство которых в отношении развода является либеральным, особенно выделяется Невада, куда, как пра­вило, и обращаются супруги, стремящиеся к скорейшему оформлению развода.

Законодательство штатов не совпадает и в вопросах имущественных взаимоотношений супругов, хотя в прин­ципе по сравнению с XIX в. имущественные права жен­щин существенно расширились. Наиболее распространен­ным является режим раздельной собственности супругов, но в отдельных штатах допускается режим общности иму­щества.

Исторически в разных штатах сложился и неодинако­вый порядок наследования. Повсеместно признается насле­дование не только по закону, но и по завещанию. Пропор­ции между этими двумя наследственными массами во мно­гих случаях различны. Порядок наследования, как правило, существенно различается в зависимости от размера наслед­ства. При наследовании небольшого по размерам имущест­ва требуется лишь выполнение обычных формальностей. Когда речь идет о крупных состояниях, то формальности становятся более сложными, а главное — законодательство предусматривает особый судебный контроль на период от­крытия наследства.

Для управления наследуемым имуществом назначают­ся особые лица, выступающие в качестве исполнителей за­вещания. В их функции входят не только выполнение воли завещателя, но и соблюдение интересов законных наслед­ников и кредиторов.

Развитие трудового законодательства в XIX—XX вв. В силу определенных исторических условий формирования рабочей силы в США в XIX в. организация профсоюзов и трудовое право прошли в своем становлении длительный и Трудный путь.

Многие положения английского общего права были в условиях США использованы для создания преград орга­низованному рабочему движению. Еще в 1806 г. в связи с забастовкой сапожников в Филадельфии суд использовал доктрину общего права о "преступном сговоре", которую


604 Раздел III. История права в новое и новейшее время

применил к объединению рабочих, ставивших своей целью повышение зарплаты. По существу, в XIX в. на основе этой доктрины в судебной практике США выработалось пред­ставление о незаконности профессиональных союзов рабо­чих и организованных забастовок. Этому способствовала и доктрина экономического либерализма, согласно которой нормальным условием развития капитализма являлись ин­дивидуальные трудовые соглашения рабочих и предприни­мателей.

В США рабочим приходилось бороться за свои права на объединение. В 1842 г. суд в Массачусетсе был вынуж­ден признать, что законность "союза определяется сред­ствами, которые он применяет". Это решение постепенно привело к отказу в судах США от презумпции виновно­сти и незаконности профсоюза. Однако судебные пресле­дования профсоюзов продолжались, но уже с упором на их "незаконные" методы борьбы с предпринимателями, а соглашения рабочих о стачке и других совместных дей­ствиях по-прежнему рассматривались как преступный "сговор".

После Гражданской войны в США в некоторых штатах (Миннесота, Пенсильвания) появились специальные зако­ны, устанавливающие тюремное заключение и штрафы за подстрекательство к забастовке, за умышленные помехи в работе железных дорог, т. е. за организацию стачек желез­нодорожников, и т.п.

Американские предприниматели широко использовали для борьбы с организованным рабочим движением "свободу договора", т. е. договорные методы давления на рабочих. Так, в конце XIX— начале XX в. широкое распространение по­лучили договоры "желтой собаки", согласно которым рабо­чий, поступая на работу, заранее отказывался от права при­соединения к профсоюзу и от участия в забастовках.

В случае нарушения этих условий рабочего увольняли. Такая "договорная" практика была столь откровенно ан­тирабочей, что Конгресс вынужден был запретить ее осо­бым законом, но Верховный суд США признал этот закон неконституционным, как недопустимое вмешательство в отношения собственности.

С вступлением США в эпоху индустриально развитого общества для нейтрализации организованного рабочего дви­жения предприниматели стали использовать и такие спе-


Глава 20. Право США 605

цифические средства, как судебные приказы (injunctions) и антитрестовское законодательство.

В случае забастовки предприниматели обращались в суд с утверждением, что бастующие рабочие своими дейст­виями могут принести собственности "непоправимый вред", и с просьбой выдать судебный приказ, запрещающий за­бастовку. Суды, как правило, выдавали такие приказы, и организаторы забастовки, если они не соблюдали запрет, привлекались к уголовной ответственности за "неуважение к суду". Так, в 1895 г. была подавлена одна из крупнейших в истории США забастовка железнодорожников, а ее руко­водитель — видный деятель рабочего движения США Е. Дебс был приговорен к тюремному заключению за отказ подчиниться судебному приказу.

Образец юридической казуистики представляли собой решения американских судов, усмотревших в забастовках и иных приемах согласованной профсоюзной борьбы нару­шение антитрестовского закона Шермана. Суды произволь­но приравнивали профсоюзы к "монополиям", а их деятель­ность — к "сговорам с целью ограничить торговлю". За пер­вые 7 лет действия закона Шермана федеральные суды 12 раз признавали виновными рабочие организации и только один раз нарушение закона было обнаружено в действиях предпринимателей. По антитрестовским процессам "винов­ные" профсоюзы присуждались к возмещению в тройном размере убытков, которые хозяева понесли в результате действий профсоюза.

В США во второй половине XIX — начале XX в. под давлением общественного мнения были приняты ограничен­ные по сравнению с Западной Европой законы о детском и женском труде. Такие законы были приняты легислатура­ми отдельных штатов, но попытки их осуществления на­толкнулись на сопротивление федеральных судов. Верхов­ный суд признавал такие законы неконституционными как противоречащие XIV поправке к Конституции.

Суд заявил, что законодательное ограничение продол­жительности рабочего дня лишает работника конституци­онного права на более продолжительный рабочий день. Так, с помощью юридической казуистики и пользуясь неодно­родностью рабочего класса и расколом рабочего движения, Верховный суд США в течение длительного времени бло­кировал принятие законов о труде и иных социальных за-


606 Раздел III. История права в новое и новейшее время

конов, которые в США отставали даже от соответствующе­го законодательства некоторых латиноамериканских стран.

Договорные отношения рабочих и предпринимателей в США принимали искаженные формы также благодаря за­конодательству, устанавливающему расовую сегрегацию и дискриминацию в области труда и условий жизни негри­тянского населения. Верховный суд своей печально знаме­нитой доктриной "раздельных, но равных прав", а также другими доктринами поддержал законодательство и фак­тическую практику в отдельных (особенно южных) штатах, направленные на установление более тяжелых условий труда и низкой заработной платы для темнокожих американцев по сравнению с белым населением.

Качественные изменения в трудовом праве США ста­ли происходить лишь с 30-х гг. XX в. в результате активи­зации федеральной политики в сфере трудовых отноше­ний, построенной на принципе социального мира и создания справедливых условий труда.

К числу важнейших федеральных законов о труде, при­нятых за этот период, относятся уже рассмотренные выше (см. гл. 8) законы Вагнера 1935 г., Закон Тафта-Хартли 1947 г., Закон Блэка-Коннери 1938 г., Закон Лэндграма-Гриффина 1959 г. и некоторые другие законы общего характера. Вместе с тем, важную роль в развитии трудового и социального законодательства сыграли и такие специализированные за­коны, как Закон против судебных приказов, касающихся профсоюзов, 1932 г. (Закон Норриса-Ла Гардии), Закон о рав­ной оплате труда мужчин и женщин 1963 г., Закон о граж­данских правах 1964 г. (титул 7), Закон о дискриминации в трудовых отношениях по возрасту 1967 г., Закон о правах инвалидов 1990 г.

Перечисленные выше законы, являющиеся основой федерального трудового и социального законодательства, регламентируют, прежде всего, коллективные трудовые от­ношения, т. е. отношения между предпринимателями и проф­союзами. Они определяют правовое положение профсою­зов, коллективных договоров, регулируют забастовки, пикеты, регламентируют заработную плату, продолжитель­ность рабочего дня, особенности труда отдельных катего­рий государственных служащих, содержат нормы, касаю­щиеся охраны труда, особенности норм труда женщин, под­ростков, молодежи.


60'

Глава 20. Право США



Как известно, Конституция США, согласно Х поправ­ке, предоставила штатам полномочия создавать свои законы о труде. С 30-х гг. законодательная деятельность штатов в этой области, как и федерации, заметно активизируется

Законы штатов о труде, как правило, совпадают по со­держанию с федеральными трудовыми законами. В некото­рых штатах, например, изданы "малые законы" Тафта-Харт­ли, Лэндграма-Гриффина и т. д.

В большинстве штатов законы устанавливают уровень заработной платы, продолжительность рабочего времени. В отдельных штатах существуют нормы, отсутствующие в федеральном законодательстве (например, о продолжитель­ности обеденных перерывов).

Однако, как правило, законы штатов о труде касаются меньшего круга вопросов, чем федеральное законодатель­ство, а в некоторых штатах свое регулирование трудовых отношений вообще отсутствует: используется федеральное законодательство.

Трудовое законодательство, как федерации, так и шта­тов, определяет лишь общие направления и правила, борьбы за установление условий труда. Сами эти условия и нормы труда регулируются в коллективных договорах. Таким обра­зом, коллективные договоры занимают исключительно важ­ное место в трудовом праве и в самой профсоюзной практике

Важнейшей частью трудового права являются такие нормы общего права, которые складываются из судебный решений, в особенности из решений Верховного суда, опре­деляющих положение профсоюзов, коллективных догово­ров, забастовок.

Реализация трудового законодательства обеспечивает­ся специальными административными органами, возмож­ность существования которых предусматривается закона­ми. Таковы, например, Национальное управление по трудо­вым отношениям, созданное и усовершенствованное в соот­ветствии с законами Вагнера и Тафта-Хартли; Управление по заработной плате и рабочему времени; Национальное управление по вопросам посредничества и др.

В компетенцию этих органов входит толкование соот­ветствующих законов, рассмотрение трудовых споров. Обя­зательную силу их решениям придает суд.

Развитие уголовного права и процесса. В соответст­вии с Конституцией США уголовное право, за исключением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: