Третья Республика. Будущее государственного устройства страны – это основная проблема первых послевоенных лет. Подавляющее большинство Национального собрания составляли монархисты. Однако во Франции в то время не было достаточной социальной базы для монархии. В 1875 году были приняты три конституционных закона, которые вместе составили новую конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената, Закон об отношениях государственных властей. Эти законы устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом и парламентским правительством. Национальное собрание (сенат и палата депутатов) избирали президента абсолютным большинством голосов сроком на 7 лет. Президент обладал всеми атрибутами конституционного монарха, за исключением положения о наследственном характере его власти. Палата депутатов и сенат осуществляли законодательную власть. Без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Президент имел право распустить палату депутатов с согласия сената. Последний роспуску не подлежал. После 1875 года борьба между республиканцами и монархистами продолжалась и постепенно, к 1884 году во Франции окончательно утвердилась республика.
|
|
Сентябрьская революция 1870 года и восстановление республики. Поражение Франции под Седаном определило судьбу монархии. В сентябре 1870 года в Париже произошло восстание, и под давлением народа была провозглашена республика. Пруссия, руководимая Бисмарком, решила отторгнуть у Франции провинции Эльзас и Лотарингию. Война для Франции превращалась в справедливую, освободительную. Это вызвало патриотический подъем в стране. Однако правительство помышляло лишь о скорейшем заключении мира любой ценой. В начале 1871 года по предварительному мирному соглашению Франция отдавала Эльзас и Лотарингию и обязывалась уплатить контрибуцию.
Вторая империя. Президентский переворот. Луи-Наполеон стал первым избранным президентом республики, поскольку получил значительную поддержку со стороны крестьян, поверивших обещаниям уменьшить налоговое бремя, обеспечить дешевыми кредитами и т.д. Буржуазия также поддержала Луи-Наполеона, так как нуждалась в сильной власти для предотвращения новых революционных выступлений. В декабре 1851 года Луи-Наполеон разогнал Национальное собрание. Конституция 1848 года была упразднена. Конституция 1852 года законодательно закрепила государственный переворот. Вся полнота власти переходила к президенту, которому были подчинены все основные звенья государственного аппарата, в том числе: армия, полиция, жандармерия. Только президент обладал правом законодательной инициативы. Президент избирался на 10 лет и лишь это отличало его от наследственного монарха.
|
|
Реставрация империи. В ноябре 1852 года специальным законом империя была восстановлена, а Луи-Наполеон был провозглашен императором французов под именем Наполеона III. Монархия преследовала демократические организации и в стране установилась военно-полицейская диктатура. В политике сочетались демагогия и репрессии. Выход из трудных ситуаций в стране империя видела в победоносной войне, которую она начала летом 1870 года против Пруссии.
Парижская Коммуна 1871 года. В ночь на 18 марта 1871 года правительственные войска пытались захватить пушки парижской Национальной гвардии и разоружить рабочих. Но солдаты отказались стрелять в народ и стали брататься с ним. Правительство бежало из города, и власть в столице перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии. Восставшими руководили так называемое «большинство» и «меньшинство». К первым принадлежали новые якобинцы и бланкисты – последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция может быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи учения П.Ж. Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о немедленной отмене государства.
Руководители министерств и ведомств покинули город, а оставшиеся в нем чиновники саботировали работу. В этих условиях было принято решение об увольнении всех чиновников, которые не вышли на работу. По решению Центрального комитета, Национальной гвардии были проведены всеобщие прямые выборы в представительный орган власти – Совет Парижской Коммуны. 26 марта 1871 года состоялись выборы, в результате которых в Совет вошли в большинстве рабочие или их представители.
К органам власти и управления Коммуны прежде всего необходимо отнести Совет Парижской Коммуны. Совет организовал в своем составе 10 специальных комиссий: военной, продовольственной, общественной безопасности, труда и обмена, финансов, по просвещению и др. Особую роль играла исполнительная комиссия, на которую возлагалось наблюдение за исполнением декретов Коммуны и постановлений комиссий.
Суд и процесс. Комиссия юстиции осуществляла демократические принципы организации суда и процесса: выборность, равенство всех перед законом, гласность суда, удешевления процесса и т.д. Суды выбирались. Судебная система Коммуны состояла из:
· общегражданских судов (обвинительное жюри по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые суды);
· военные суды (дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд).
Совет Парижской Коммуны явился для всех судов кассационной инстанцией и судом первой инстанции по делам, представляющим особую важность. Церковь была отделена от государства.
19 апреля 1871 года Коммуна опубликовала Декларацию к французскому народу – программный документ о принципах предполагаемого государственного строя. Франция оставалась демократической республикой. Но граждане имели право создавать автономные коммуны по образу Парижской. Все должностные лица находились под контролем общества. Провозглашались неотъемлемые права граждан на труд, свободу личности, свободу совести и т.д. Во второй половине мая 1871 года правительственные войска заняли Париж, и Коммуна прекратила свое существование.
Конституционные законы 1875 года претерпели важные изменения:
1) произошло умаление власти президента;
2) Национальное собрание превратилось в основное звено государственной власти;
|
|
3) правительство было подконтрольно обеим палатам.
Функционирование режима республики. Кконцу XIX века во Франции исчезло прежнее деление партий на республиканцев и монархистов и на их базе возникло множество различных политических группировок: Левые республиканцы, левые демократы и др. В выборах принимали участие лишь лица, имеющие французское гражданство, достигшие 21 года и проживающие в одном месте более 6 месяцев. Женщины и военнослужащие были лишены избирательных прав. Коммуны избирали выборщиков по одному от каждой коммуны, которые затем избирали сенаторов. В этот период происходила частая смена правительства, поскольку в парламенте не было стабильного большинства. Но чиновники продолжали занимать свои посты не один десяток лет, так как это не затрагивало основную часть государственного аппарата.
1. Демократизация избирательного права (Акты о народном представительстве ХХ в.).
2. Соотношение источников права в современной Великобритании.
3. Гражданское и уголовное право современной Великобритании (общая характеристика основных категорий).