ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Нового царства искусство
сложившаяся в эпоху ее правления, получила развитие в искусстве последующего времени. В пластике времен Аменхотепа III нарастает значение декоративности. Его многочисленные портреты стилистически различны: от идеализированных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинкс Аменхотепа) до вполне индивидуализированных портретов, передающих не только черты лица, но и характер. Чрезвычайно разнообразны скульптурные портреты частных лиц (зодчего Аменхотепа, придворных фараона).
Разнообразны и значительны в Н. ц. и. произведения малых форм. В отличие от искусства Среднего царства эти памятники характеризует большая изысканность, пластическая округлость форм. Особое место занимают изделия из дерева, в которых мастера стремятся выявить фактуру. Нередко такие изделия украшаются золотой инкрустацией (такова скульптурная парная группа, изображающая жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амо-на» Раннаи). Лица тонко моделированы, при сохранении канонических принципов изображения в них усилены портретные черты. Скульптурный групповой портрет, в особенности изображение супружеской четы, вообще распространен в Н. ц. и.
Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности; свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета,
сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. В период правления XVIII династии в рельефах и росписях самостоятельное значение приобретает пейзаж, в котором примечательно сочетание вполне реалистичных изображений животных и стилизованных растительных мотивов. В изображении человеческих фигур жестковатая четкость силуэта уступает место мягкой моделировке, точной проработке деталей одежды. От искусства данной эпохи сохранились и своеобразные зарисовки на керамических черепках (обычно они служили эскизами для рельефов).
Усиление декоративности проявляется и в сфере живописи. Значительно шире становится тематика росписей; наряду с красочными монументальными композициями получают распространение произведения, выполненные в графической манере (это обычно иллюстрированные канонические тексты «Книги мертвых»). Складывается устойчивая традиция выделения трех малых циклов в ритуальной росписи: сцены земной жизни, обряд оживления усопшего и изображение жертвенного пира. Росписи начала правления XVIII династии отличает стремление к стилизации архаической манеры: для них типичны яркие цветовые контрасты, четкость контуров. Но при этом в композиции уже не применяется прием сплошного заполнения свободного поля; фигуры располагаются с интервалами. Во всех обрядовых росписях в изобилии присутствуют символические знаки и иероглифика; общеобязательным является изображение лотоса, означавшего солнечный свет и жизнь.
Ложечка для притираний. Начало XIV в. до н. э.
Образцовый памятник декоративных росписей в Н. ц. и. — живописные панно гробницы Нахта, жреца Амона (XV в. до н. э.). Изображения музицирующих девушек даны в сцене воскрешения и жертвенного пира и отличаются редкой пластичностью и изысканностью силуэтов. Грация и музыкальность отличают каждое изображение женской фигуры в Н. ц. и. Фигурки купальщиц, музыкантш и танцовщиц часто сочетаются с чисто декоративными формами в предметах бытового обихода: примером такого рода является туалетная ложечка из дерева и кости в виде плывущей девушки с розовым цветком лотоса в руках. Подобные изображения встречаются и в росписях посуды.
Важной областью художественного творчества становится изготовление изделий из стекла, которому приписывались магические свойства и которое сменило камень в качестве материала для погребальной посуды и утвари.
Сосуды и маски из стекла окрашивались в священный зеленый цвет жизни и возрождения или в голубой — цвет богов.
Дальнейшая история Н. ц. и. связана с кратким и самобытным в культурном отношении временем правления Эхнатона, который реформировал египетскую религию, что повлекло за собой значительные изменения в иконографии и привело к возникновению новых жанров и стилевых приемов. Несмотря на огромное сопротивление потомков влиянию культуры амарнского периода, на попытки уничтожить все следы, ее приемы проникли в искусство последующей значительной эпохи Нового царства — эпохи Тутанхамона (см. Тутанхамона эпохи памятники). После правления Тутанхамона амарнские традиции существуют параллельно с художественными традициями таких центров, как Мемфис и древние Фивы. Рельефам мемфисского некрополя свойственны углубленно созерцательный характер образов и графическая манера с преобладанием рисунка над пластической моделировкой. Ее воздействие ощущается в росписях гробницы Не-фертари в Фивах.
Новое строительство ведется в Карнаке и Луксоре, храмам которых придается еще большая пышность и торжественность. При Рамсесе II ин-
Портрет Аменхотепа II. Рельеф. Начало XIV в. до н. э.
Роспись гробницы Нефертари в Фивах. Первая половина XIII в. до н. э.