Нового царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Нового царства искусство




сложившаяся в эпоху ее правления, получила развитие в искусстве последующего времени. В пластике времен Аменхотепа III нарастает зна­чение декоративности. Его многочисленные портре­ты стилистически различны: от идеализированных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинкс Аменхотепа) до вполне индивидуализиро­ванных портретов, передающих не только черты лица, но и характер. Чрезвычайно разнообразны скульптурные портреты частных лиц (зодчего Аменхотепа, придворных фараона).

Разнообразны и значительны в Н. ц. и. произведе­ния малых форм. В отличие от искусства Среднего царства эти памятники характеризует большая изысканность, пластическая округлость форм. Осо­бое место занимают изделия из дерева, в которых мастера стремятся выявить фактуру. Нередко та­кие изделия украшаются золотой инкрустацией (такова скульптурная парная группа, изображаю­щая жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амо-на» Раннаи). Лица тонко моделированы, при сохра­нении канонических принципов изображения в них усилены портретные черты. Скульптурный груп­повой портрет, в особенности изображение супру­жеской четы, вообще распространен в Н. ц. и.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают замет­ное влияние некоторые жанры литературы, по­лучившие в эпоху Нового царства широкое рас­пространение: гимны, военные летописи, любов­ная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских хра­мов налицо усиление декоративности; свободное варьирование техник барельефа и высокого рель­ефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета,


сочетающий разную высоту рельефа и в этом отно­шении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регист­рам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. В пери­од правления XVIII династии в рельефах и роспи­сях самостоятельное значение приобретает пей­заж, в котором примечательно сочетание вполне реалистичных изображений животных и стилизо­ванных растительных мотивов. В изображении че­ловеческих фигур жестковатая четкость силуэта уступает место мягкой моделировке, точной про­работке деталей одежды. От искусства данной эпо­хи сохранились и своеобразные зарисовки на кера­мических черепках (обычно они служили эскизами для рельефов).

Усиление декоративности проявляется и в сфе­ре живописи. Значительно шире становится тема­тика росписей; наряду с красочными монументаль­ными композициями получают распространение произведения, выполненные в графической мане­ре (это обычно иллюстрированные канонические тексты «Книги мертвых»). Складывается устойчи­вая традиция выделения трех малых циклов в ри­туальной росписи: сцены земной жизни, обряд оживления усопшего и изображение жертвенного пира. Росписи начала правления XVIII династии отличает стремление к стилизации архаической манеры: для них типичны яркие цветовые контра­сты, четкость контуров. Но при этом в композиции уже не применяется прием сплошного заполнения свободного поля; фигуры располагаются с интерва­лами. Во всех обрядовых росписях в изобилии при­сутствуют символические знаки и иероглифика; общеобязательным является изображение лотоса, означавшего солнечный свет и жизнь.


Ложечка для притираний. Начало XIV в. до н. э.





Образцовый памятник декоративных росписей в Н. ц. и. — живописные панно гробницы Нахта, жреца Амона (XV в. до н. э.). Изображения музи­цирующих девушек даны в сцене воскрешения и жертвенного пира и отличаются редкой пластич­ностью и изысканностью силуэтов. Грация и музы­кальность отличают каждое изображение женской фигуры в Н. ц. и. Фигурки купальщиц, музыкантш и танцовщиц часто сочетаются с чисто декоратив­ными формами в предметах бытового обихода: примером такого рода является туалетная ло­жечка из дерева и кости в виде плывущей де­вушки с розовым цветком лотоса в руках. Подоб­ные изображения встречаются и в росписях посуды.

Важной областью художественного творчества становится изготовление изделий из стекла, кото­рому приписывались магические свойства и кото­рое сменило камень в качестве материала для по­гребальной посуды и утвари.

Сосуды и маски из стекла окрашивались в свя­щенный зеленый цвет жизни и возрождения или в голубой — цвет богов.


Дальнейшая история Н. ц. и. связана с кратким и самобытным в культурном отношении временем правления Эхнатона, который реформировал еги­петскую религию, что повлекло за собой значи­тельные изменения в иконографии и привело к воз­никновению новых жанров и стилевых приемов. Несмотря на огромное сопротивление потомков влиянию культуры амарнского периода, на попыт­ки уничтожить все следы, ее приемы проникли в искусство последующей значительной эпохи Но­вого царства — эпохи Тутанхамона (см. Тутанхамо­на эпохи памятники). После правления Тутанхамо­на амарнские традиции существуют параллельно с художественными традициями таких центров, как Мемфис и древние Фивы. Рельефам мемфисского некрополя свойственны углубленно созерцательный характер образов и графическая манера с преобла­данием рисунка над пластической моделировкой. Ее воздействие ощущается в росписях гробницы Не-фертари в Фивах.

Новое строительство ведется в Карнаке и Лук­соре, храмам которых придается еще большая пышность и торжественность. При Рамсесе II ин-







Портрет Аменхотепа II. Рельеф. Начало XIV в. до н. э.


Роспись гробницы Нефертари в Фивах. Первая половина XIII в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: