ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Целла
Золотая пантера с гравировкой. Келермесский курган. VI в. до н. э. |
Таманский сфинкс (фигурный лекиф из Фанагории). Конец V в. до н. э.
Слоновая кость обычно передавала обнаженное тело, лицо; золото применялось в изображении волос, оружия, одежды и украшений, а также священных атрибутов (например, эгида Афины в Парфеноне). Некоторые сведения об этой технике дают остатки статуй середины VI в. до н. э., найденные в Дельфах. Определенное представление об использовании золота может также дать т. н. таманский сфинкс — великолепный фигурный лекиф из Фанагории конца V в. до н. э. Существуют высказывания древних авторов, позволяющие утверждать, что Фидий применял при создании Афины Парфе-
нос (см. Парфенон) золото разных тонов, что способствовало большей пластической выразительности и тонкости градаций формы. Подобный прием применяли и греческие мастера Северного Причерноморья при создании некоторых культовых;: ювелирных украшений, используя золото двух-трех оттенков и гравированный рисунок на нем.
|
|
ЦЕЛЛА (лат. се11а), первоначально небольшая комната для съестных припасов, кладовая в римских жилых домах и усадьбах. Также внутренняя часть культовых зданий — храмов и монументальных гробниц; закрытое святилище, в котором находилось изображение божества.
Целла храма Афины Афайи на острове Эгина. Ок. 500-480 г. до н. э. |
В римском храмовом зодчестве Ц. по своей функции полностью совпадает с наосом древнегреческого храма (см Периптер). Поэтому святилище в древнегреческом храме также называют Ц., подразумевая при этом все три обычных помещения храмового святилища: наос (собственно святилище), пронаос (преддверие) и опистодом (помещение позади святилища). Ц. могла иметь двойную колоннаду (см. Парфенон).
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (крито-микенское искусство), памятники культуры бронзового века (Ш-П тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря — Кикладах, Крите, а также в некоторых областях материковой Греции (Микены) и Малой Азии (Анатолия). Центры эгейской культуры были открыты в результате археологических исследований XIX в. (экспедиции Г. Шлимана, А. Эванса). Ученые выделяют несколько самостоятельных археологических
культур, которые нередко также называются эгейскими цивилизациями: фессалийская, македонская, западноанатолийская, элладская, киклад-ская, минойская. Художественные памятники каждой из них обладают яркой самобытностью. Развитие Э. и. происходило неравномерно, культурные центры переживали периоды расцвета и упадка в различное время, в связи с чем историю эгейской культуры принято делить на три основных периода: ранний, средний и поздний. При этом каждый локальный период подразделяется на три субпериода (I, II, III), например: раннеминойский — I, среднефессалийский — III и т. п. Формирование культуры эгейского мира было длительным и зависело от множества перекрещивающихся влияний. Культуры Средней Греции и Западной Анатолии возникли на основе местного неолита; на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои. Ок. 2300 г. до н. э. Пелопоннес и Северо-Западная Анатолия были разрушены набегами враждебных племен, вероятно, индоевропейского происхождения. В результате к началу II тыс. до н. э. материальная культура Греции, Трои и многих островов сильно видоизменилась. На острове Крит, не затронутом разрушениями, продолжала развиваться минойская культура; в начале II тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, а позднее — линейное письмо.
|
|
Период наивысшего единства эгейской культуры — первая половина II тыс. до н. э. Ок. 1600 г. до н. э. на материковую Грецию пришли новые племена (возможно, ахейцы), положившие начало возникновению небольших городов-государств т. н. микенского периода вокруг древних центров — Микен, Тирин-фа, Орхомена и др. В середине XIV в. до н. э. на Крите также появилось микенское население, принесшее собственную культуру и систему письменности. С конца XIII в. до н. э. глубокий внутренний кризис эгейской культуры был усилен нашествием дорийцев и «народов моря», что привело в конечном счете к гибели эгейской цивилизации.
Э. и. развивается в условиях многообразных и глубоких взаимосвязей с художественной культурой Сирии, Финикии, Древнего Египта. В целом по сравнению с искусством Древнего Востока Э. и. отличается более светским характером. Среди древнейших локальных направлений культуры с их памятниками особенно выделяется своеобразием кикладская культура с ее изделиями для погребальных обрядов. К их числу относятся кикладс-кие идолы — мраморные статуэтки и головы статуй геометризованных и до предела обобщенных очертаний, нередко скрипкообразной формы. Ок. XXIII в. до н. э. центр культурного развития