Эллинизма искусство. крупулезная и настойчивая систематизация зна­ний, накопленных в течение столетий, стремле­ние к их классификации и единовременному ос­мыслению. В науке эта


АНТИЧНОСТЬ



.крупулезная и настойчивая систематизация зна­ний, накопленных в течение столетий, стремле­ние к их классификации и единовременному ос­мыслению. В науке эта тенденция проявилась з создании целостных фундаментальных систем и разработке единых основ ряда наук (звездный ка­талог Гиппарха; систематизация ботаники, выпол­ненная Теофрастом; многочисленные труды по географии; «Начала» Эвклида; открытия Архимеда и мн. др.). Этот процесс суммирования коснулся и художественной жизни: правители государств, за­ботясь об упрочении своей славы и власти, соби­рали при дворах цвет тогдашней науки и искусства. Всемирной славой пользовалась библиотека в Алек­сандрии, где хранилось около 700 тыс. свитков — трудов по всем существовавшим отраслям знаний.

Серьезнейшие изменения по сравнению с клас­сическим периодом происходят и в религии, и в философии. Особенностью эллинистической фи­лософии является возникновение, наряду с класси­ческими, нескольких новых школ, чьи интересы сосредоточены на проблеме человеческой свободы и нравственности, поиске путей к достижению спо­койствия духа, отрешенности и мужественного приятия судьбы. В середине II в. до н. э. философ­ские поиски эллинистических авторов сближаются с религиозными традициями; кроме того, делаются попытки достичь глобального синтеза существую­щих религиозных, философских и мистических учений. Подобные черты присущи и религиозной культуре. Наиболее характерным признаком элли­нистической мифологии и религии является синк­ретизм, в котором огромную роль играли восточ­ные влияния. Боги греческого пантеона нередко отождествлялись с древнейшими восточными бо­жествами и при этом наделялись новыми свойства­ми. Постепенно укрепились культы некоторых универсальных божеств, объединивших в себе сходные функции наиболее почитаемых богов раз­ных народов. Их изображения и упоминания зачас­тую существенно помогают определить время воз­никновения того или иного художественного памятника. Особенно значимым божеством был Зевс Гипсист (Высочайший), называвшийся также Пантократором (Всемогущим), Гелиосом (Солнцем) и Сотером (Спасителем). Необычайной популярнос­ти достигает древнейший по своему происхожде­нию культ Диониса, мистерии которого в этот пе­риод заимствовали некоторые особенности из восточных культов Осириса, Сабазия и Адониса. Специфическим явлением в религиозно-мифологи­ческой жизни эллинизма стало появление культа Сераписа, в облике которого соединились черты Зевса-Посейдона с атрибутами египетских божеств (Осириса и священного быка Аписа). Некоторые во-


 
\ . ■Як
   
\ Х:;:
   
  •1
1 Л тШГШ  
Афродита. III в . до н. э.

сточные культы были восприняты греками почти в неизменной форме. До уровня главных божеств выросло значение некоторых прежде второсте­пенных религиозных персонажей, в первую оче­редь — богини Судьбы (а по некоторым версиям — божества Случая), Тихе. Обилие новых культов дополнялось возникшей под восточным влиянием традицией обожествления царей.

Художественная культура также отличается не только обилием новшеств, но и немалыми проти­воречиями. Э. и. находит пути к соединению повы­шенной экспрессии и подчеркнутого рационализ­ма, даже своего рода академизма; нарочитой архаизации и дерзкого новаторства; драматизма и просветленной лиричности. В результате таких разнообразных тенденций усилились различия ло­кальных художественных школ (александрийской. родосской, пергамской, афинской, сирийской и др.!. Однако вскоре после падения власти греко-македо-нян различия и расхождение этих и других культур




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: