Публицистическая статья

Полемика.

Пушкин о критике

АС ПУШКИНА

Журналистская и редакторская деятельность

До 30-х гг 19 в обязанности редактора были весьма размыты, именно П. ввел точное определение этой должности.

=)

1) Первым выделил обязанности редактора

2) Обосновал основы редактирования

1824 г – первыое выступление Пушкина в роли журналиста «Сын Отечества»

Завуалированный протест реакционизму.

1825 г Пушкин начинает сотрудничать в «Русском Телеграфе».

Печатает там, например, разгромную рецензию некоему Лемонте посмевшему не слишком корректно перевести и прокомментировать басни крылова во Фр.

=)

1827 г. начинает активно сотрудничать в «Московском Вестнике».

Ушел из-за конфликта с издателем (Погодин). Пушкин хотел стать полновесным редактором журнала, Погодин был против.

1825-30 гг Пушкин сотрудничает с альманахом Дельвига «Северные Цветы»

Альманах выходит непериодически. По сути – это был сборник произведений.

Альманах – сборник лит. произведений, объединенных общей темой.

1830 г. начинает выходить «Литературная Газета».

Тут Пушкин-журналист начинает работать в полную силу.

Оф. задача газеты:

- знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы Европейской и особенно Российской.

Но не тут-то было!

=)) С самого начала «Л.Г.» противопоставила себя «Пчеле» и Ко.

В первом номере было сказано почти открытым текстом – Булгарина и ему подобных печатать не будем.

Рабочая редакция:

-- Дельвиг

-- А.М. Сомов поэт, но больше журналист

-- Переводчик и тех редактор Щастный

-- Пушкин автор

Отел политики был запрещен, поэтому свои мысли о ситуации в стране и мире можно было выражать только через статьи на отвлеченные темы, о литературе, например.

По сути журналы были хобби Дэльвига и Пушкина. =)

Критик должен руководствоваться убеждениями, а не личным отношением.

Что такое критика по Пушкину:

«Наука открывать достоинства и недостатки в произведениях искусств и литературы»

31г. газета закрылась – умер Дэльвиг – Сомов перестал печатать там хоть сколько-нибудь интересные материалы, опасаясь заинтересовавшейся ими цензуры.

Пушкин был непримиримым противником вежливости. Не то чтобы поливать грязью оппонента, но нужна жесткость суждений.

Полемика должна быть умной, дельной и живой.

Настоящий полемист должен заставлять мыслить и смеяться.

Но нельзя, говорил Пушкин, скатываться в межличностные разборки.

- Стилизация

- Пародия речи оппонента

- Эзопов язык

- идр

«Точность и краткость – вот достоинство прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат.»

То есть он говорил, что многие авторы в погоне за красивыми словами теряют смысл.

Пушкин же был близок к реализму и, как редактор, выкидывал пачками листы из рукописей других авторов.

Но Тютчева Пушкин напечатал целой тетрадкой. =D

- Это же шедеврально, Федор!

Вовлекал в прозу народный язык, НО!

При всем желании ему не удалось сделать массовыми ни одно из руководимых им изданий, так как он обращался к «образованной публике», подготовленной и эрудированной. К сожалению, ни «литературная газета», «ни «современник» не были окупаемыми, имели весьма узкий круг читателей.

«Современник»

1836-1837 – Пушкин

Пушкин умер в 36м, но на 37й год уже был готов номер.

4 раза в год – раз в 3 месяца. Выходили книги.

1837-1846 г. Плетнев – безобидный человечек, бывш. профессор Московского университета. Почти 10 лет сумел продержать журнал на плаву.

Но ничего интересного не публиковал.

1846-1853 гг Некрасов Н.А. + Панаев – Взлет журнала. Некрасов – прекрасный человек и талантливый редактор. Им удавалось так ловко обходить цензуру, что только диву даешься.

1853 г. умер Панаев. Ред –Некрасов + тот самый Чернышевский.

Чернышевский – весьма известный революционер, благодаря еговлиянию журнал стал егапопулярным.

1856-1862 Некрасов +Чернышевский+Добролюбов! =)))

Журнал поднимается еще выше поднимается в плане читаемости.

1862 – 8 месяцев журнал был закрыт.

После НЧД поработали в том же составе

1866 год –журнал закрыли навсегда.

В 35м г Пушкин добился от Бенкендорфа разрешения печатать «маленький литературный альманашек». Так «Современник» был дозволен, как литературный сборник, внешним видом напоминал альманах. И имел всего 2 отдела: стихотворения и проза.

У него был формат альманаха – карманный.

Для чтения в карете.

Повести, стихотворения, и никаких разборов полетов.

Но Пушкин не удержался и стал помещать в Современнике статьи.

Исторические, например, где стал окольными путями обсуждать наболевшие вопросы.

! – весело, Екатерина разрешила всем крепостным, желавшим свободы – ехать за Урал и отрезать себе хоть по 10 гектаров земли.

Авторы «Свременника»

-Пушкин

-Жуковский

-Вяземский

-Адоевский

-Гоголь

-Тютчев

-Надежда Дурова.

Также Пушкин печатал провинциальных авторов.

- Казы Герей

Смирдин предлагал Пушкину 15 000 р. отступных, чтобы он закрыл свой журнал и пошел к нему в «Библиотеку..»редактором.

Начиная со второго тома литературные произведения перестали быть ведущими.

В журнале появились материалы публицистических, документальных и научных жанров.

Записки, очерки, зарисовки, разные научно-популярные статьи и тд.

Пушкин высмеивал Булгарина за то, что он оглуплял читателя.

«Современник» пользовался успехом только у вдумчивого читателя.

Финансового успеха у журнала не было.

Тираж

1е 2 тома -2400 эзмпл.

3 том – 1200

4 том – 900

Мешало – форма альманаха

Изначально очень узкий круг читателей

Отсутствие политического отдела

Смирдин и др. товарищи вели борьбу тем, что не брали на реализацию журнал.

Журнал можно было купить только по подписке.

Так как Смирдин объявил войну «Современнику» книготорговцы по всей области не брали Пушкинский журнал на реализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: