Творчество А.Н. Воронихина

Андрей Никифорович Воронихин, 1759—1814 гг.

Был крепостным графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Скорей всего Воронихин был его внебрачным сыном, т. к. с детских лет воспитывался вместе с детьми графа. Вместе с сыном графа осуществил путешествие по Европе, где продолжил свое обучение.

В 1785 г. Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 г. он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 г. художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины:

  Вид картинной галереи в Строгановском дворце, 1793 г., ГЭ
Вид Строгановской дачи, 1797 г., ГРМ

С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

Именно граф Строганов дал Воронихину вольную, однако и после этого Воронихин остался жить с ним под одной крышей. Возможно именно по протекции Строганова, его проект Казанского собора в обход конкурса был принят к строительству (несмотря на победу Камерона).

Начался творческий путь Воронихина еще в конце 18 века, т. е. его творчество — это переходный период от екатерининского классицизма к ампиру.

Дворец Строгановых, архитектор Растрелли   К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.  
  Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке под Петербургом в 1795—1796.   Постройка в стиле Камерона.
  Кабинет-фонарик дворца в Павловске, 1803—05 гг.
  Дача Багратиона в Павловске, 1811—12 гг. Эту постройку достраивал уже Росси, в дальнейшем она стала называться Павильон роз.

Из архитекторов 18 века Воронихину наиболее близок Камерон.

  • Казанский собор в Петербурге, 1801—11 гг.

В этой постройке очень много от ампира, но в то же время в решении отдельных деталей прослеживается образ, связанный с 18 веком. Это первое монументальное каменное сооружение в творчестве мастера.

Образ храма был задуман еще при Павле I. Однако если бы согласно первому проекту Воронихин возвел колоннаду перед западным фасадом, как у Бернини, это бы обрезало собор и площадь перед ним от главной магистрали города — Невского проспекта. Поэтому Воронихин заложил в проект две колоннады: со стороны северного и южного фасадов. Планировалась еще одна колоннада, соединяющая северную и южную. А перед западным фасадом еще и полукруглая площадь. Площадь оформлена решеткой, выполненной по рисункам Воронихина в 1810—12 гг.

Генеральный план Казанского собора архитектора А.Воронихина.   На плане видна вторая, нереализованная колоннада собора.   В 18 веке колоннады всегда были ниже основного объема, т. е. они его не скрывали, а, напротив, выявляли. А у Воронихина колоннада скрывает базилику за собой. Если бы Воронихин сделал все три колоннады, они бы поглотили тело собора, т. е. можно сказать, что здание — образец ампира, т. к. оно обнимает пространство.  
  Современный план Казанского собора   Колоннада скрывает несимметричность базиликального плана, центрируя постройку, что опять же типично для эпохи ампира.
О назначении постройки говорит лишь купол, увенчанный крестом. Конструкция купола выполнена не из дерева, а из металла, следовательно, можно сказать, что Воронихин — новатор в области технологий.

Решается градостроительная задача и одновременно организуется целый район города,

т. к.:

  • планируется ожерелье площадей
  • сквозь портики пропущены улицы, соединяющие периферию с центром города
  • в отличие от овальной закрытой площади Бернини, Воронихин раскрывает свою колоннаду городу, мыслит большими объемами, как настоящий градостроитель
  • пилястры скрывают углы постройки
  • орден коринфский с канелюрами
  • зодчий использует овы, жемчужники, декоративные вставки, ниши, однако в дальнейшем ампир от этого откажется

Изначально на площади перед собором высился деревянный обелиск. Он исчез когда появились статуи Кутузова и Барклая де Толли, работы скульптора Орловского в 1830-х годах.

Казанский кафедральный собор (собор Казанской Божьей Матери), адрес: Невский проспект, 25   Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге, один из фасадов которого выходит на Невский проспект, другой — на Канал Грибоедова. Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, на котором находится и Казанский мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.   После окончания строительства в 1811 году до конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран.

После окончания Отечественной войне 1812 года храм стал своеобразным памятником победы. Здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. В этом соборе хранятся ключи покоренных городов и знамена неприятелей.

В собор ведут двери, копирующие райские двери флорентийского баптистерия Сан Джованни работы Лоренцо Гибберти, однако порядок рельефов нарушен.

Здание украшают аттики, а в центральной части они соединяются с фронтоном. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

  • Горный институт, 1806—11 гг.
Образец ампира. Здание расположено на Васильевском острове, в зоне, где Нева впадает в Финский залив. Воронихин превратил этот участок в морские пропилеи города. Восприятие постройки рассчитано на человека, который находится на корабле, который в свою очередь входит в город.

Здание стоит на изгибе реки, что ставило перед зодчим трудную задачу. На этом месте уже стоял постройки предшествующего времени, в которых функционировал горный институт. Постройки сообщались между собой с помощью пробитых в стенах дверей. С точки зрения эстетики, красоты в этих сооружениях не было. Здания и интерьеры были неудобны для работы. К уже существующей застройке Воронихин пристраивает два боковых крыла центральный портик. Постройку украшают всего несколько деталей: сандрики небольшого размера, 12-колонный портик, мощная дорика, гладь стены, которая лишена скульптурного декора. Единственным украшением постройки являются две скульптурные группы:

  Похищение Прозерпины, скульптор Деммут-Малиновский
Геракл, удушающий Антея, скульптор Пименов   В 18 веке скульптура украшала постройку, а сегодня — напрямую рассказывает о назначении постройки, помогаю понять содержание, т. к. присутствует глубокая смысловая и художественная связь.  
На северо-западе Москвы у кольцевой дороги находится усадьба Братцево, которая когда-то принадлежала Строганову. Предполагается, что создателем усадьбы был Воронихин.  
Львиный(Эрмитажный)каскад построен по проекту А.Воронихинав 1799-1801 гг.   Каскад был украшен бронзовыми львами, исполненными по модели И. Прокофьева. В середине XIX в. Львиный каскад был полностью разобран и на его месте по проекту А. Штакеншнейдера установили трехстороннюю колоннаду из серого гранита.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: