Темы для самостоятельного изучения под контролем
КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
IV.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД
Тема 1. «Золотой век» культуры домонгольской Руси (XII – 30-е гг. XIII вв.)
Цель: изучить содержание и особенности процесса развития культуры на Руси XII – 30-е гг. XIII вв.; выяснить основные черты этого процесса, позволяющие характеризовать указанный период в истории отечественной культуры как «золотой век».
План:
1. Литература домонгольской Руси.
2. Зодчество: тенденции к уменьшению объёма и упрощению конфигурации.
3. Живопись: появление региональных особенностей; формирование местных художественных школ.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
Усвоению основных понятий и содержания темы в процессе её самостоятельного изучения будет способствовать заполнение следующей таблицы:
Основные направления в развитии культуры Руси XII – 30-е гг. XIII вв. | Жанры | Произведения, памятники |
- Рекомендуется обратить особое внимание летописанию, как ведущему жанру древнерусской литературы изучаемого периода. При этом обязательно обращение к знаниям, полученным в ходе изучения курсов «Источниковедение» и «Отечественная историография».
|
|
- При изучении истории развития зодчества и живописи советуем обратится к видеоматериалам центра технических и информационных средств обучения, располагающегося в ауд. № 10 корпуса 4.
- Для закрепления и контроля приобретённых знаний рекомендуется обратится к тестам по истории культуры России, внесённым в оболочку программы «Конструктор тестов» под №№ 28-45 в компьютерном классе корпуса № 4:
Тема 2. «Серебряный век» русской культуры
(конец XIX – начало XX вв.).
Цель: изучить основные тенденции, направления и особенности в развитии отечественной культуры указанного периода; познакомиться с именами и достижениями тех, кто составил список деятелей культуры «серебряного века».
План:
1. Просвещение и образование в России на рубеже XIX – XX веков.
2. Наука и научная жизнь.
3. Развитие отечественной литературы.
4. Музыкальная культура России.
5. Развитие реалистических традиций в русском изобразительном искусстве.
6. Архитектура конца XIX – начала XX веков.
7. Театральное искусство.
8. Вклад русской культуры рубежа XIX – XX веков в сокровищницу мировой культуры.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:
Значительность объёма рекомендуемых к усвоению знаний предполагает необходимость их систематизации с помощью заполнения следующей таблицы:
Основные направления в развитии культуры | Жанры или виды | Имена | Достижения, произведения, памятники |
- При изучении вопросов №№ 1 и 2 плана рекомендуется обратиться к знаниям, полученным в рамках изучения курсов «История педагогики», «История России», «Отечественная историография»;
|
|
- При изучение вопроса № 3 обязательно обращение к основным произведениям поэтов и писателей «Серебряного века»;
- Изучение вопросов №№ 3-7 целесообразно совмещать с ознакомлением с видеоматериалами центра технических и информационных средств обучения (ауд. № 10 корпуса № 4).
- Содержание знаний по вопросу № 8 может быть дополнено через привлечение компьютерной программы «Концепция русской идеи в отечественной культуре: социально-философский аспект анализа». Изд-во 1-с, 2004 и компьютерного учебника «История России: XX век». – М., «Клио Софт», 2004.
Для закрепления и контроля приобретённых знаний рекомендуется обратиться к тестам по Истории культуры России, внесённым в оболочку программы «Конструктор тестов» под №№ 207-370 в компьютерном классе корпуса № 4.