Крестьянская реформа 1861 г

Сенат

Билет 16.

  1. Развитие государственной системы России во 2ой половине 18 века.
  2. Крестьянская реформа 1861 года. Изменения в сословном статусе крестьянства. Основные акты.

1. Развитие государственной системы России в XVIII в.

Монарх:

Возгл. гос-во, ему всеце­ло и прин-т высшая зак, исп и суд власть, глав­ноком-й армии.

Изменяется порядок престолонаследия. В 1722 - Указ о наследии престола: право монарха по собствен­ной воле назначать своего наследника. (воля монарха). Законодательные акты - монархом или сенатом от его имени.

Все гос учр-ия были обязаны исполнять решения монарха.

М. верх-й судья и ист-к всей судеб­ной власти. Его решения отме­няли все другие, только ему принадл. право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская. Дума:

Стала судебно-управленческим органом, надзор за деят-ью исп-ых органов (приказов) и органов местного управления.

В 1701 г. фу-ии БД были переданы Ближней канцелярии. Чиновники, входившие в канцелярию, объе­динились в совет и получили название Консилии министров.

1711 – БД ликвидирована

Сенат учр 1711 г. как как чрезвычайный орган во время отсут Петра I

Состав: 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

Структура: присутствие и канцелярия.

При­сутствие - общее собрание сенаторов (обсуждались и принимались решения посредством голосова­ния.) Указы Сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в Сенат дела регистрировались и заноси­лись в реестр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, при­казного, (осущ-ла делопроиз-во)

Компетенция:

- судебная и орг-суд-ая деят-ть

- финансовый и налоговый контроль

- внешне-Торговые и кредитные полномочия.

(О законодательных полномочи­ях ничего не говорилось)

Для контроля за деят-ью Сената в 1715 г. должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь, при Сенате учр-сь должности гене­рал-прокурора и обер-прокурора. (Им подчинены прокуроры при коллегиях)

Генерал-прокурор:

- руководил заседаниями Сената

- осуществлял контроль за его деятельностью.

Генерал-прокурор и обер-прокурор назнач и смещ-сь мо­нархом.

1717 г. - система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и поря­док работы. Кроме руководителей + 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, реги­стратор, переводчик и подьячие

1718 г. - реестр коллегий:

1) Иностранных дел

2) Казенных сборов

3) Юстиции

4) Ревизи­онная (бюджетная)

5) Военная

6) Адмиралтейская

7) Коммерц (торговля)

8) Штатс-контора (ведение гос расходов)

9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодоб и Промыш­-ая).

1721 г. - Вотчинная коллегия

1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия (функции уп­равления промышленностьюи задачи экономичес­кой политики и финансирования.) За Берг-коллегией -функ­ции горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720).

1711 - 1718 Сенат - заместител государя в вопросах гос упр-ия, глава исп влас­ти (в отсутствие государя).

1726 - Верховный Тайный совет (решение всех вопросов внут и внешней политики)

ВТС стал рассм жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов.

ВТС приобретает законодательные полно­мочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо им.

1730 ВТС – ликв-ся

1731 г. на его место - Кабинет министров (совещательные функ­ции при императрице (Анне Иоанновне)).

С 1735 у Кабинета – законод-ые полномочиями, 3 подписи министров = подписи императрицы.

КМ фактически возглавил исп власть в стране, сосредоточив все государственное управление.

Сенат сотруд­ничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

В 1741 КМ ликв-ся и Сенат вновь - высшее полит учр-ие,

В том же году созд-ся Кабинет Ее Величества, возгл-ый секретарем императ­рицы (Елизаветы Петровны).

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет (8 человек), кот в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе.

Совет просуществовал до 1801 г., затем заменен Непременным Государственным Советом.

С 1763 г. Сенат - высшее адм-судеб­ное учреждение (6 департаментов):

· 1й.- гос финансы и секретное делопр-во

· 2й.- судебные делае

· 3й - дела провинций (администрацией, финансами)

· 4й - воен дела

· 5й - местная адм-ция

· 6й – местные суды

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.

Многочисл секретные комиссии создавались в период Крестьянской войны 1773—1775 гг. (носили чрезв хар-р и образовывались в соответствии с политической ситуацией).

Предпосылки:

- КП сдерживало равитие рынка и крест. предприн-ва: помещичьи хоз-ва включались в рыночный оборот, т.е. те, кто не мог приспособиться к нов.эк. усл-ям, теряли земли, попадали в заклад.

- Крымская война стимулир. быстрое разв. промыш-ти => неэф-ть соц-й и эк-й с-м.

- промышл. переворот, широкое внедрение машинного произв-ва, строит-во ж/д…=> широкое исп-ие наёмн. раб. силы.

- крестьяне уходили на заработки из-за сильного увелич-ия оброчных (ден) повинностей, ослаблялась личная зав-ть от помещика, кот. б. вынуждены закладывать свои земли.

Подготовка:

В нач. 1857 – Секретный Комитет (во главе – шеф жандармов А.Орлов). Однако из-за необх-ти гласности – преоьразован в Главный комитет по крест. делам, опиравшийся на губернские дворянские комитеты, от кот-х – предложения.

В 1858 – 1859 – ок. 50 губ. комтитетов. Их контролировали назначаемы прав-вом члены (по 2 в каждом).

Всего выраб-сь 2 осн-х позиции:

3) сохр-ие всей зем. соб-ти в руках помещиков, т.е. развитие круп. помещ. хоз-ва

4) передача полвой земли в соб-ть крестьян за выкуп и создание в деревне 2 форм землепольз-ия: помещичьего и крест.

2 стадии:

1. освобождение помещичьих крестьян от личной зав-ти

2. превращение их в мелк. соб-ов при сохранении значит. части дворян. землевлад.

(Предполагалось избежать «прусского ва­рианта» — сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным «французский вариант» — создание мелкой поземельной собствен­ности широкого круга владельцев.)

Чтобы предотвр-ть пролетаризацию крестьян – 2 условия:

3. кр. запрещалось отказ-ться от надела в теч 9 лет

4. в роли землепольз-ля – не 1 крест-н, а крест. община целом.

Прав. полож-ие крестьян: уничтож. личн. зав-ть и вотчинная власть помещиков, крест. самоупр-ие (волостн. об-во, сходы итд… - конрт. местн. адм-ей). В буд. предп-сь ослабить власть общины над крест., отменить Круг.пор., увеличить наделы за счёт гос-ва.

19 фев 1861 г. Ал II подписал Манмфест об осв-ии крестьян + Положения (общие и местные).

Крестьяне полу­чают личную свободу, а до заключения выкупной сделки с помещи­ком земля переходит в пользование крестьян. Наделение землей осуществлялось по добровольному соглаше­нию помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.

Крестьяне становились лично свободными. Они наделялись зем­лей за выкуп при сохранении помещичьей собственности на землю. Госу­дарство облагало крестьян прямыми налогами не на имущество, а на их личный труд (круговая порука), ограничение свободы передвижения при помощи особой паспортной сис­темы и выполнение органами крестьянского самоуправления ряда полицейско-охранных функций.

В основу выкупной суммы была положена не фактическая стои­мость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не рыночный, а феодаль­ный принцип.

Итог:

-:

а) наделы крес­тьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком, возросли;

б) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами;

в) крестьяне оставались обособленным сословием.

+:

В центр.и южн. районах Рос­сийского государства сфор-лся новый класс- крестьян-собственников. => необходимо было создавать новую местную администрацию и суд. => неизбежно вела к др кр преобразо­ваниям

Черты реформы:

Либральные:

-личная свобода крест., право распор-ся своей рабочей силой

- право крест. приобр-ть землю в соб-ть

- аренда земли

- наёмный труд

- право выхода из общины

- право самоуп-ия

Феодальные:

- помещичья соб-ть на землю

- отрезки

- малоземелье и ьезз-ые крест.

- чересполосица

- повинности (барщина и оброк)

- выкуп земли (отм-н с 01.01.1907)

- состояние врем. обяз-ти (до 1884)

- подушная подать (до 1885)

- круговая порука в общине (до марта 1903)

- контроль гос-ва за крест. самоуп-м

Билет 17.

  1. Формирование новой системы права при переходе к абсолютизму. Становление отраслевого законодательства в петровскую эпоху.
  2. Законодательная политика Временного буржуазного правительства России в 1917.

1 К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия (АМ).

Для АМ хар-но максимальное сосредоточение власти (как светский, так и духовной) в руках 1
личности.

Для возникн-я АМ необх. ситуация
перехода от феодальной к капиталистической системе.

Для АМ хар-но наличие сильного, разветвл проф бюрократич аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представит органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российск абсолютизму.

особенности:

• если АМ в Европе складывалась в усл разв-я капиталист отнош и отмены
старых феод институтов (особенно крепостного пра­ва), то абсолютизм в России совпал с развитием крепост­ничества;

• если соц базой западноевр абсолютизма
был союз дворянства с городами (вольными, имперскими),
то российский абсолютизм опирался почти исключит
на крепостнич дворянство, служилое сословие.

«Полицейское государство». Уст-е АМ в России сопровожд широкой экспансией гос-ва, его вторжением во все сферы обществ, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремл-я выразились прежде всего в стремлении к расшир-ю своей терр и выходу к морям.

Другим напр-ем экспансии стала пол-ка дальнейшего закрепощения; наиб жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в.

Наконец, усиление роли гос-ва проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельн сосл и соц групп. Наряду с этим происходила юр консолидац правящего класса, из разных феод слоев сложилось сословие дворянства.

Гос-во, сложившееся к началу XVIII в., называют «по­лицейским» не только потому, что именно в этот период была создана проф полиция, но и потому, что гос-­во стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламенти­руя их.

«Просвещенный» абсолютизм. В отдельн периоды сущ-я АМ ее идеологией становилась идеология «просвещения»: возникали правовые формы, напоминающие западноевр (фр, англ), предпринимались попытки создания правовых основ государственности (правового гос-ва), конст, культурн просветит-ва.

Эти тенденции были обусловлены не только личностью монарха (Екатерины II, Александра I), но и соц-эконом и полит ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиц и консерв методов хо­зяйств-я и пол-ки, искала более гибкие формы.

Этому способствовало культурное и промышл развитие страны. «Просвещ» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полиц и патриарх) методы упр-я ста­новились неэффект. Однако в любой момент м. б. осущ возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после Крест. вой­ны Пугачева).

Экономика абсолютизма. В сфере эконом идеологии господств становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на|
превышение экспорта над импортом, накопление, бережливо
и гос протекционизм.

Областью зарождения капиталист элементов (без npoявления кот невозм уст-е абсолютизма) в России стали: мануфакт произв-во (гос и частн), барщинное помещичье произв-во, отходные промыслы
крестьянск торговля
(областью накопл-я капитала, разумеется, оставалась и купеческ торговля).

В XVIII в. в России действовало около 200 мануфактур: (гос, купеческ, владельческ), на кот было занято до 50000 рабочих. Проблему составляло отсутствие свободн рынка труда: на мануфакт были заняты приписные крестьяне, отходники и беглые.

Складывается всероссийский рынок, центром торг свя­зей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, поме­щики и крестьяне. Хар-но отнош-е законодателя к тор­гующим крестьянам: наряду с уст-ем разреш-й и льгот для них закон постоянно склонен ограничивать эту деят-ть.

. Становление отраслевого законодательства в петровскую эпоху

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное уложение1649г. К нему добавились в первой четверти XVIII века: манифесты, именные указы, уставы, регламенты, учреждениями, объявленными указами, утверждёнными докладами. В XVIII веке законодат. Стало более чётким, менее казуальным; письменное оформление стало обяз.; появилось указание, что закон не имеет обратной силы.

Законодат. Инициатива принадлежала кроме монарха ещё и центр. гос. учрежд. и спец. комиссиям (Табель о рангах 1722, кроме императора-коллегии.

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Серьёзная трудность в обобщении и кодификации разнородных и взаимоисключающих норм.

Процветала правовая неграмотность. Заимствован континентально-европейский путь подготовки правоведов: не через практику, а через обучение теории.

Палата об Уложении. Задача - привести в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых н.а.

Кодификация 1714г. – пересмотр Соборного уложения (работу выполнял Сенат) в 1718 принято решение принять в качестве источников: Соборное Уложение 1649г, Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Главная цель - выделение норм, направленных на укрепление и защиту гос. интереса. Проект включал 4 книги, всего 2000 статей. В 1726 введены сословные представители.

Результаты: Воинские артикулы 1715 (каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал опред. санкцию); Утверждённый в 1720г. Устав Коллегиям, при подготовке была осуществлена рецепция иностранного права; Кодификация норм частного права – «Пункты о вотчинных делах 1725»;

Формы правовых актов:

регламенты. Всего 7 (примеры: Камер-коллегия, о гос. доходах; Генер. Регламент, о форме и деятельности коллегий)

манифесты. Издавались только монархом (крупные полит. события, вступление на престол)

именные указы. Также издавались и подписывались монархом. Решения, относящиеся конкретным гос. учреждениям: Сенату, коллегиям и т.д.

указы. Издавались монархом, от его имени Сенатом и нацелены на решение конкретного дела или случая.

Уставы. Сборники, содержащие нормы (Воинский устав 1716, Морской устав 1720).

2. Законодательная политика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: