Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 11 страница

Закон непосредственно регламентировал размеры договорных сумм (ст. 236 ГК), сроки договоров (ст. 153 ГК) и другие элементы обязательства. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля,леса, крупные предприятия и др.).

Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще летом 1921 г. Декретом о взимании платы за товары, отпускаемые государст- вом для частного хозяйства. Позже предметы, перечисленные в ст. 21, 22, 53 ГК, стали объектами государственной монополии и не могли отчуждаться частным лицам. В сентябре 1921 г. было принято первое

Положение о подрядах и поставках, а в мае 1922 г. расширены права госорганов на сдачу подрядов частным лицам (регламентация залога, авансовых сумм).

В том же году был установлен публичный торговый порядок сдачи подрядов. Система публичных торгов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, они находились в более благоприятном положении, чем частные подрядчики (это было закреплено в августовской 1923 г. инструкции СНК ≪О порядке публичных торгов≫). В сентябре 1924 г. публичные торги на подрядные работы для госпредприятий и кооперации вовсе отменялись, они стали получать подряды в ином, облегченном порядке.__ В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имущество передавалось в пользование частных лиц. Еще в ноябре 1920 г. СНК принял Декрет о концессиях, однако лишь с 1923 г. началась практика заключения концессионных договоров. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка.

В это понятие включалось единство двух разнородных моментов: акта публичной власти (законодательной или административной), предоставляющего концессионеру особое право, и договорного соглашения государства с концессионером о праве пользования государственным имуществом. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоряжаться концессионным имуществом.

Близким по характеру к договору о концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем. Вместе с тем на арендатора возлагался ряд обязанностей: договор определял, какие изделия и в каком количестве должен вырабатывать арендатор; определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне. Сроки жестко регламентировались, как и другие условия аренды (ст. 416 ГК).

Общие условия, на которых заключались договоры, также регламентировались ГК.

Статья 33 ГК признавала любой договор недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием ≪крайней нужды≫ и на невыгодных для нее условиях. Инициатива расторжения договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и общественных организаций. Очевидна социальная направленность этой нормы.

На практике трудовые отношения в частном секторе хозяйства нередко маскировались в форму договора подряда или купли-продажи(с целью уклониться от норм КЗоТ, облегчить налоговое давление и т.п.). Судебная практика пошла по пути презюмирования трудового соглашения там, где разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений представляло особую трудность. Это мотивировалось защитой прав трудящихся. Закон предусматривал ответственность частных лиц перед государством за некоторые действия, понимаемые как незаконные, ст. 129 ГК предусматривала ответственность арендатора государственного имущества за его ≪расточительство≫, ст. 130 карала частного контрагента за невыполнение условий договора; ст. 132 и 133 предусматривали ответственность нанимателя в случае нарушения им трудового иликоллективного договора.

Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. В ряде случаев несоблюдение установленной законом формы влекло признание сделки недействительной. О последствиях несоблюдения договорных форм говорили ст. 71—84,101,137,153,162 ГК и др. Добросовестному контрагенту ГК гарантировал судебную защиту его имущественных прав (ст. 1, 2, 6 ГК и др).

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с де-кабря того же года. Его составной частью стал Закон ≪О трудовом землепользовании≫, принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Кодекс ≪навсегда отменял право частной собственности на землю≫, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном рапоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — три года, при четырехполье — четыре года и т.д.). При этом допускалась только трудовая аренда: ≪никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства≫. Использование наемного труда допускалось лишь при ≪непременном сохранении применяющим его хозяйством своего трудового строя, т. е. при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства≫ и при условии невозможности хозяйства самому выполнить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаблением хозяйственных сил, стихийным бедствием, недостатком рабочей силы и т.п. Субаренда запрещалась законом. В отношении наемных сельско-хозяйственных рабочих действовали нормы КЗоТ.

Право пользования землей определялось как бессрочное и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землепользования могли быть различными: общинное с уравнительными переделами, участковое (отрубные и хуторские участки), товарищеское (товарищества по совместной обработке земли, артели, коммуны).

В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам основные условия найма определялись договором сторон, от имени нанимающегося договор подписывал профсоюз. В договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойные условия труда и отдыха.

Заработная плата, выплачиваемая батракам, не могла быть ниже минимальной государственной, установленной для данной местности. Споры между нанимателем и батраками рассматривались в примирительных комиссиях при волостных исполкомах и народных судах.

Декретом ВЦИК крестьянам, отбывающим ≪меры социальной защиты≫ в виде лишения свободы в местах заключения, разрешалось в период полевых работ на срок до трех месяцев участвовать в таких работах. Отпуск из мест лишения свободы они получали по разрешениям губернских распределительных комиссий.

Законодатель отдавал предпочтение коллективным формам землепользования. Обработка земли ≪путем объединения труда≫ и средствпроизводства могла применяться при любом порядке землепользования (общинном, участковом или товарищеском). Образующиеся коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактноговыделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения. Эти льготы по своему характеру напоминали аналогичные, установленные в ходе столыпинской реформы 1906—1911 гг. (тогда льготыустанавливались единоличным хозяйством, теперь же — коллективным). Земельный кодекс регламентировал порядок организации и работыорганов управления земельным обществом (сельских сходов), правовоеположение крестьянского двора.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения Кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда (до 1925 г. Наем осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда). В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся по сравнению с условиями, установленными законами о труде, а также условия, ≪клонящиеся к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся≫. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установленной для данной категории труда государством.

Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам ≪труда и быта≫ выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах, третейских судах).

По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т.д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя). Особое внимание законодатель уделял трудовым отношениям в частном секторе хозяйства. В июле 1921 г. ВЦСПС обсуждал вопрос об условиях работы профсоюзов на частных предприятиях, в октябре 1921 г. была принята примерная форма коллективного договора для частных предприятий. В декабре 1921 г. разработан проект постановления о порядке разрешения трудовых конфликтов на частных предприятиях. В ноябре 1921 г. Всероссийская конференция по охране труда разработала. Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях.

До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях в своих руках сосредоточили профсоюзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усилилось, как и роль Наркомтруда. Для развивающейся системы коллективных и трудовых договоров правовую основу составил новый КЗоТ. Незадолго до его принятия (в августе 1922 г.) СНК принял специальный Декрет о коллективных договорах.

Наибольшие трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял Декрет, в котором уточнялось понятие ≪квартирник≫ — лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом из материала работодателя. ≪Квартирники≫ не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближались к кустарям-одиночкам. Профсоюзы и инспекции труда должны были устанавливать, являются ли те или иные категории ≪квартирников≫ кустарями или наемными рабочими (в связи с чем на них рапространялись или не распространялись нормы КЗоТ).

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. —Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений, по своей сути бывших нелегальными частными предприятиями (вывеска кооператива понадобилась им для сокрытия своей деятельности от налоговых органов и инспекции труда).

В сентябре 1922 г. СНК принял Декрет об охране труда и обеспече- нии прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предприятиях. Согласно закону кооперация должна была осуществлять производственный процесс, используя труд своих членов, и торговать преимущественно своей продукцией. Доля наемного труда, допускаемого в кооперативных предприятиях, была невысокой.__ В декабре 1928 и марте 1929 г. правительство приняло постановления о мерах борьбы с лжекооперативами. В них были сформулированы основные признаки ложных кооперативных организаций: в состав их учредителей входят лица, которым это воспрещено законом; в таких организациях преобладающее влияние имеют капиталистические (кулац-кие) элементы; деятельность таких кооперативов ≪уклоняется в сторону, противную интересам социалистического строительства≫; зависимость организаций от частных предпринимателей; преобладание в производственных кооперативах операций торгового характера над производственными и т.п.

Большинство споров между нанимателем и наемными работниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наряду с этим соглашения, достигнутые в примирительных камерах и третейских судах, приобретали силу договора и защищались статьями Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс РСФСР вступил в действие с июня 1922 г. и состоял из введения и двух частей — общей и особенной. Под преступлением Кодекс понимал ≪всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени≫.

Провозглашенными целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе ≪социалистического правосознания≫, Руководящих начал и статей УК.

При отсутствии в Кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, предусматривающим ≪наиболее сходные по важности и роду преступления≫, т. е. использовался принцип аналогии, что давало судам возможность широкого толкования закона.

При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления, совершенного им. Предполагалось, что наказание должно быть целесообразным, что также определял суд.

Система наказаний варьировалась от общественного порицания до изгнания за пределы РСФСР. По делам, находящимся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел.

Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Система преступлений по УК включала: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др. УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством: наказания за расточительное отношение арендатора к государственному имуществу, за злонамеренное использование договора с государственной организацией, нарушение законов о труде, искусственное повышение цен и злостный невыпуск товаров на рынок, сокрытие доходов, нарушение законов о государственных монополиях и т. п.

В ходе разработки УК было предложено разбить предусмотренные виды преступлений на две группы: преступления, направленные против общественных и экономических отношений, установленных властью, и преступления, направленные против ≪пережитков дореволюционного строя≫, сохранение Которых было обусловлено переходным временем.

Авторы проекта предполагали, что такая классификация послужит более четкому разграничению двух сфер правопорядка, включающего элементы старого и нового права, и будет способствовать ≪усилению классового начала≫. Эти предложения были отвергнуты, но дифференциация преступлений по степени их социально-экономической опасности сохранялась. УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью. Для таких преступлений закон устанавливал твердый минимум наказаний. УК вводил также понятие ≪экономическая контрреволюция≫ (ст. 57).

В феврале 1927 г. ЦИК принял Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления. В Положении давалось довольно широкое определение контрреволюционного преступления (всего 14 составов). В перечне различных видов этого деяния особое место заняло ≪вредительство≫ (≪подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации... путем... использования государственных учреждений и предприятий...≫), борьба с которым вскоре получила самое широкое распространение (процессы Промпартии, ≪шахтинское дело≫ и т.д.). Недонесение о готовящихся преступлениях также влекло уголовную ответственность.

В 1927 г. принят Закон о реквизициях и конфискациях имущества, применяемых в административном и уголовном порядке. Давался по- дробный перечень предметов, которые могли изыматься в государственную казну.__ УК переквалифицировал некоторые составы преступлений. До 1921 г. почти всякая форма частной торговли определялась как спекуляция. Нэп внес изменения в эти оценки, потребовалось искать новую грань между спекуляцией и допускаемой законом частной торговлей. По декрету СНК (июль 1921 г.) признаками спекуляции стали сговор с целью повышения цен, злостный невыпуск товаров на рынок и скупка-сбыт запрещенных к продаже товаров. Из прежнего понятия спекуляции выделились новые составы: контрабанда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростовщичество.

С усилением законодательного регламентирования цен частного рынка законодатель вводил в УК специальные статьи, предусматривавшие ответственность частных торговцев за нарушение этикетных и предельных цен. Нарушение договорных цен регламентировалось статьями УК о нарушении общих договорных обязательств. Статья 130 УК предусматривала ответственность частного контрагента, не исполнившего обязательства по договору с госорганом.

Судебная практика давала довольно широкое толкование ст. 128 УК (о должностных преступлениях). В число субъектов этих преступлений включались не только должностные лица, но и частные лица (≪нэпманы≫) в качестве соучастников. Репрессии были обращены на ≪смычку хозяйственников и частных предпринимателей и посредников≫. Закон строго карал также взяточничество как вид экономической преступности.

Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывескойи за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, вформе организации ≪лжекооператива≫.Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. При разработке УК выдвигалось даже предложение ограничиться однойобщей частью Кодекса, предоставив суду самому определять вид и размеры наказания. Элементы правового нигилизма сочетались с тенденцией усилить репрессивную уголовную политику.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК в феврале 1923 г., закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержавших военную, дипломатическую или государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан). Суд не ограничивался формальными доказательствами, и сам осуществлял их отбор. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый в июле и введенный вдействие с сентября 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всехобстоятельств дела. ≪За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства≫ (ст. 4. ГПК). В целях охраны публичного интереса или ≪интимной жизни стороны≫ дело могло слушаться в закрытомзаседании.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений. Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности экономического, социального и правового строя. Следующим этапом кодификационной работы стало создание основ союзного законодательства. На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты

Основы судоустройства и Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным судом СССР.

В ноябре 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Положение о Верховном суде СССР.

На Верховный суд возлагалась обязанность давать толкования и разъяснения общесоюзного законодательства судам союзных республик, заключения о соответствии Конституции СССР всех постановлений высших органов власти союзных республик, их правительств, а также правительства СССР.

Верховный суд СССР мог опротестовывать решения, постановления и приговоры верховных судов союзных республик, коллегий, специальных присутствий, Высшей арбитражной комиссии СССР и других органов, имеющих судебные функции, если их решения не соответствовали общесоюзному законодательству. Верховный суд СССР был уполномочен разрешать судебные споры между республикамиПри Верховном суде СССР состоял Прокурор Верховного суда СССР.

В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Документ определялпределы действия уголовного законодательства, виды, цели и условия применения наказаний. На его основе в 1926 г. была принята новаяредакция Уголовного кодекса РСФСР. По сравнению с предыдущейредакцией в нем более подробно разработаны разделы о государственныхи воинских преступлениях, положения о которых были приняты в 1924 г.на союзном уровне.

В декабре 1928 г. приняты Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Основой земельного строя СССР объявляласьнационализация земли и установление на нее исключительно государственной собственности Союза ССР. Все сделки с землей считались недействительными. Цель всех мероприятий по землеустройству и землепользованию — усилить в этой сфере ≪социалистическое строительство≫.

Средства на пути к этой цели — повышение технического уровня хозяйства, кооперирование, развитие сети коллективных и советских хозяйств.

Землю могли получать только те лица, которые будут обрабатывать ее своим трудом. Преимущественное право на получение земли (лучшей) имело ≪бедняцкое и середняцкое безземельное и малоземельное население≫. Лицам, лишенным права избирать в Советы, земля предоставлялась в трудовое пользование в последнюю очередь. Земля предоставлялась в пользование на неопределенный период времени.

Задачей республиканского законодательства должно стать предуп-реждение чрезмерного дробления ≪трудового хозяйства≫ и ограничение частых перераспределений земли, ≪не связанных с проведением хозяйственных улучшений или борьбой с кулачеством≫. Землеустройство по заявкам государственных учреждений и предприятий производилось вне очереди, по заявкам хуторских и отрубных хозяйств —в последнюю очередь, вплоть до отказа, если оно вело к ≪укреплению кулачества≫.

Преимущества и льготы при выделении земли предоставлялись коллективным и маломощным крестьянским хозяйствам.

Государство поощряло переход к коллективному хозяйствованию в форме коммун, артелей и товариществ. С этой целью устанавливались льготы по сельхозналогу, кредитованию, очередности наделения землей, аренде и безвозмездному пользованию имуществами и предприятиями, обеспечению семенами, скотом и сельхозмашинами. ≪Кулацким хозяйствам≫ запрещалось брать землю в аренду. Сельским Советам было вменено в обязанность отказывать в регистрации аренды, если ее условия ≪являются кабальными≫ или если земля сдается в аренду ≪кулацким хозяйствам≫. Субаренда запрещалась. Использование наемного труда в ≪кулацких хозяйствах≫ регулировалось нормами КЗоТ. Общие начала закрепили контроль сельских Советов за деятельностью земельных обществ (руководство, утверждение их постановлений и проч.). ≪Если постановление общего собрания членов земельного общества нарушает законы и распоряжения высших органов, противоречит задачам кооперирования или нарушает интересы бедноты, сельский

Совет имеет право приостановить постановление общего собрания членов земельного общества и внести на ближайшее собрание предложение о пересмотре постановления≫ (ст. 51). Общесоюзные кодификации права отразили процессы централизации власти, управления и регулирования, происходившие в стране. Заканчивался нэп, и начинался новый период государственно-правовой истории, определенный экономический либерализм сменялся жестким планированием. В правовой сфере складывалась закрытая система права, претендующая на законченность и полноту, исчезали такие правовые критерии, как ≪революционное правосознание≫, их заменяли целесообразность и нормативизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: