Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 10 страница

Организационные формы государственной промышленности должны

были строиться в соответствии с двумя основными функциями государства в сфере хозяйствования: регулированием торговой деятельности и ее организацией. Приспосабливаясь к законам рынка, государственная промышленность была вынуждена использовать принцип конкуренции как инструмент для удержания рынка в собственных руках. С правовой точки зрения главной задачей овладения рынком являлось создание норм торгового законодательства.

Сочетание свободного рынка с системой основных государственных монополий в экономике для правовой ≪надстройки≫ должно было вызвать (с точки зрения рыночной концепции хозяйственного права) развитие коммерческого оборота на основе гражданского и торгового права, с одной стороны, и появление особой правовой формы для построения всей массы государственных предприятий —с другой.

Деятельность как государственных, так и частных предприятий регулировалась промышленным законодательством, разделенным на две сферы. Критерии разграничения основывались на разном подходе законодателя к тем или иным социальным группам предприятий. Товарно-денежное хозяйство обусловило сосуществование частноправовых элементов с новыми формами планирования и регулирования. Главной задачей было установление наиболее эффективных организационных форм и отношений, в которые включались госпредприятия, участвуя в товарном обороте.

В свою очередь рыночная деятельность госпредприятий потребовала их выделения в качестве субъектов права, т. е. наделения их правами юридического лица. Обособление предприятия в коммерческом обороте шло по трем направлениям: счетно-бухгалтерскому, имущественному и хозяйственно-административному (управленческому).

С организационной точки зрения юридические лица делились на корпорации и учреждения. Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность

(срок его существования не оговаривался) и единообразие этого института (юридического лица) при различном его содержании. Оно могло возникнуть как объединение физических или юридических лиц. В последнем случае имело место появление сложного юридического лица, отличающегося особым способом образования, процедурой участия его членов в управлении делами и порядком использования результатов совместной деятельности.

Сложные юридические лица различались по степени связи целого с частями. Практика дала три основные разновидности такой связи: акционерное общество с входящими в него достаточно автономными юридическими лицами; трест — эта связь достаточно жесткая (усиленное единство, сниженная субъективность составных частей); синдикатские и кооперативные объединения (промежуточный тип).

По соображениям хозяйственной целесообразности юридическими лицами закон признавал самые различные формирования и не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали вне его прямых велений.

С точки зрения гражданского оборота важным представлялось деление юридических лиц на преследующие чисто хозяйственные цели или цели публично-правовые, социальные, культурные. Это деление не совпадало с делением юридических лиц на публично-правовые и частноправовые. С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью, часто забывая об общехозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообразования часто формировались стихийно. До 1922 г. регулирование цен трестами и синдикатами чаще всего сопровождалось их повышением. В конце 1922 г. была создана специальная комиссия по ценам (из представителей ВСНХ, Наркомфина, Госплана, ВЦСПС и Комвнуторга), в задачи которой входило регулировать цены.

После осеннего кризиса 1923 г. политика всех этих органов стала согласовываться с эмиссионной, кредитной и налоговой политикой госорганов. Начали разрабатываться межведомственные торгово-оперативные планы, поскольку только при координации усилий различных регулирующих органов ценообразование могло стать регулируемым процессом. Положительную роль в этом деле сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924).

Законодательное регулирование отпускных цен в промышленности началось с постановления СТО (октябрь 1922 г.), которое наделило Комвнуторг правами по координированию торговой политики ведущих хозяйственных органов. Комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924 г. начался процесс снижения цен на промтовары. Еще в феврале 1924 г. СТО поручил Комвнуторгу устанавливать предельные цены для оптовой и розничной торговли всех секторов (государственный, кооперативный, частный). В перечень были включены наиболее потребляемые товары.

Важным рычагом в регулировании производства и оборота стала налоговая политика государства. В 1917—1918 гг. налоговое обложение распространялось на сохранившиеся в частном владении объекты. Процессы экспроприации частного капитала привели к сокращению числа различных налогов.

Однако в период ≪военного коммунизма≫ при широком обобществлении частных имуществ наметилась тенденция к отмиранию и. этих оставшихся налогов. В феврале 1921 г. подготовлен проект о полной отмене налогов. Проект декрета остался не рассмотренным в комиссии ВЦИК, но сбор налогов был приостановлен.

На первом этапе нэпа система налогообложения характеризовалась множественностью различных сборов. Закон добивался упорядоченности налогообложения, сводя различные сборы в единый натуральный налог, отменяя чрезвычайные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогооблагаемых__ хозяйств (неразвитостью частного капитала, мелкотоварным характером кустарных производств и т.п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге. Классификация хозяйств, которая давалась в Положении, отразила тот факт, что в поле зрения налоговых органов находились наиболеепростые формы торгово-промышленной деятельности. В феврале 1922 г.принимается новое Положение, в котором законодатель увеличивал число разрядов облагаемых предприятий и их предельный размер (почислу занятых на них рабочих).

Перевод госпредприятий на хозрасчет стал основанием для их включения в число облагаемых объектов. В марте 1922 г. были введены новые правила взимания промыслового налога, предусматривавшие многократное обложение (поочередно облагались разные стадии производства, трест, затем синдикат, в который входил трест). Этот порядок устранялся в третьем Положении о промысловом налоге (январь 1923 г.) только в отношении госпредприятий, частные и кооперативные предприятия продолжали облагаться по старым правилам. Тем самым частное предпринимательство было поставлено в особые условия (кооперация частично освобождалась от налога в декабре 1923 г.). Налоговые ставки для частных промышленных предприятий стали постепенно подниматься.

Одновременно стало возрастать значение другого прямого налога подоходного. В постановлении X съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости ≪усилить обложение новой буржуазии и тех буржуазных профессий и промыслов, которое возрождаются при нэпе≫.

Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г. В отличие от промыслового он учитывал не величину оборота предприятия, а его доходность.

Подоходное обложение имело четкую социальную направленность, которая усиливалась в каждом следующем Положении о подоходном налоге (второе было принято в ноябре 1923 г., третье — в сентябре 1926 г.). Закон упразднял внешние признаки облагаемых объектов (размеры предприятий, источники доходов и т.п.), сохранив разделение по социальному признаку: доходы от личного труда по найму, личного кустарного труда, владения предприятием на правах аренды или частной собственности. Устанавливалась прогрессивная шкала обложения.

В июне 1926 г. введено Положение о налоге на сверхприбыль, для ее исчисления устанавливался ≪нормативный принцип≫ — сами налоговыеорганы устанавливали норматив обложения, и доля дохода, превышавшая ≪норму≫, считалась сверхприбылью.__ Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В декабре 1921 и в конце 1922 г. закон дал перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установил предельные ставки обложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи.

К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т. п.

Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья кооперации, тогда же льготы по подоходному налогу распространены на все виды кооперативов. Налоговые льготы получили также различные кустарно-промысловые товарищества и артели мелких производителей.

В сфере налоговой политики главными объектами становились государственные хозрасчетные и частнокапиталистические предприятия.

В отношении первых закон использовал фиксированные ставки налогов, стремясь превратить обложение не только в источник получения средств для народного хозяйства, но и в стимул для интенсификации хозяйственных процессов.

В отношении же частнокапиталистических предприятий налог постепенно превращался в пресс, вытеснявший их из экономики. Налоговая система в ходе нэпа изменила свою ориентацию — о т охвата большего числа субъектов к обложению групп с высокой доходностью. Значительную роль при этом играли практика и возрастание доли, приходящейся на местные налоги. При относительно небольшой численности ≪новой буржуазии≫ налоговая тяжесть, ложившаяся на эту группу, постоянно возрастала.

Административные формы регулирования экономики особенно широко применялись в первые месяцы нэпа. Стремление ограничить конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных административных полномочий. Продовольственные комиссары на местах получили право запрещать торговлю в отдельных районах (если там не выполнялись обязательства по сбору налогов). Исполкомы контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В ряде губерний проводилось закрытие рынков милицией. Отдельные районы страны бронировались исключительно под государственные заготовки, и торговля в них запрещалась.__ Проводились конфискация и снос рыночных построек. Однако с развитием товарооборота пришлось пересмотреть многие аспекты административного регулирования торговли и предпринимательства.

Установка IX съезда Советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер. С переходом к нэпу эти меры начали выполнять не столько запретительно-разрешительные функции, сколько контрольные.

Вместе с тем основной сферой применения административного регулирования становился обобществленный (плановый) сектор экономики. Административные акты, с помощью которых государство воздействовало на товарный оборот, по характеру и содержанию делились на: общие акты, устанавливающие основы торгового оборота (круг субъектов и объектов оборота); акты, относящиеся к технической стороне торговой деятельности (о регистрации, порядке ведения операций и т.п.); акты, издававшиеся с целью воздействовать на рынок путем внесения планового начала (например, регулирование цен).

Регистрация частных предприятий осуществлялась вначале отделами управления исполкомов, затем (с 1922 г.) — отделами милиции. В октябре 1924 г. контрольно-регистрационные функции были переданы финансовым органам. Быстрое развитие товарооборота потребовало унификации регистрационного порядка. Вместе с тем появление новых организационных форм хозяйствования (акционерные и смешанные общества) потребовало создания и специальных административных органов.

В апреле 1922 г. был образован Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. В августе 1923 г. дела об акционерных (без участия иностранного капитала) обществах были переданы Экономическому совещанию РСФСР, а Главконцесском сосредоточил свою деятельность в сфере концессий.

Единый порядок регистрации предприятий был установлен Положением о торговой регистрации (октябрь 1925 г.). Для частных лиц право владения предприятием признавалось законом лишь в случае его своевременной регистрации.

В октябре и декабре 1921 г. были приняты декреты СНК, устанавливавшие ответственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений о деятельности хозяйственного предприятия. В марте 1922 г. СТО принял постановление ≪Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий≫ перед ВСНХ и ЦСУ. В октябре 1922 г. СТО обязал частные предприятия делать публичные отчеты (в газете ≪Экономическая жизнь≫) о своей деятельности: о балансах, основном капитале, типе товарищества, составе участников, юридическом адресе и т.п. Это же правило распространялось на частные банки, акционерные общества, ОВК и арендованные предприятия. Для контроля за финансовым положением предприятий в августе 1923 г. при СТО было создано Кредитбюро. В сентябре 1923 г. СНК издал Декрет об обязательном ведении торговых книг.

Часть контрольных функций взяла на себя РКИ. В марте 1922 г. ВЦИК поручил РКИ контроль за расходованием денежных и материальных средств частных предприятий, полученных ими от госорганов.

Однако органы РКИ не проводили ревизии самих частных предприятий и не вмешивались в их деятельность. Этим занимались финансовые органы. Но в отношении арендных предприятий РКИ осуществляла контроль с точки зрения общего соответствия деятельности частного предприятия советским законам, в дополнение к этому РКИ наблюдала за условиями сохранности и эксплуатации частными лицами государственного имущества.

Репрессивные меры административного характера применялись к нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства. Частник подвергался взысканиям за нарушение правил ведения торговли, налоговой отчетности, охраны труда, соблюдения и публикации цен и т.п.

21.3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Судебная реформа 1922 г.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработкепроекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В.И. Ленинвозражал против принципа двойного подчинения, настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики всвоей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и ихпомощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных,общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, задеятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Этичетыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями оботмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК,руководить деятельностью прокуроров на местах.Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернскимисполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок снедвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов.

Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившееначало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система:

1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

2) народный судв составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

3) губернский суд;

4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавалисьспециальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)]. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами израбочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны былиобладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двухсудебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных,военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебныхработников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорнойинстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особоопасных преступлениях — первой инстанцией. За период с 1922 по1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках.Изменилась система революционных трибуналов. Их число резкосократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов,корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановлениеоб упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал.

Декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ)при НКВД.На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охранагосударственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особыечасти войск.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народныесуды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. ОрганыГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания,предварительного следствия и мер административного воздействия. Приэтом внесудебные репрессии, применявшиеся ранее ВЧК, отменялись,подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в су дебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы приЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на железнодорожных и водных транспортныхпутях — транспортные отделы.

Аналогичные реформы органов госбезопасности были проведены вдругих республиках (Украине, Белоруссии). В договоре об образовании СССР предполагалось создать объединенный орган для борьбыс контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом во всесоюзном масштабе.

Конституция СССР 1924 г. в целях объединения революционныхусилий союзных республик по борьбе с политической и экономическойконтрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждала при СНКСССР Объединенное Государственное Политическое Управление(ОГПУ), председатель которого входит в СНК с правом совещательного голоса. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на ПрокурораВерховного суда СССР.

В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. Насоюзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик,особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Был создан мощный единый орган государственной безопасности.

Доктрина революционной законности стала идеологической основойстроящейся системы правоохранительных органов. Единая правовая базаи единая централизованная система прокуратуры должны были обеспечить ее выполнение. Основным законом страны была КонституцияСССР.

Переход к нэпу потребовал пересмотра представлений о законности иправах граждан. Ряд актов закреплял общие и специальные имущественные права граждан. Их личные права закреплялись в актах, регламентирующих судебную деятельность, в законах об адвокатуре и прокурорскомнадзоре. Свертывание внесудебной деятельности органов безопасноститакже способствовало расширению сферы личных неимущественныхправ. Вместе с тем процессы, происходвшие в сфере советской юстиции,создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиции правящему режиму.

В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии имели целью унификацию идеологической сферы, уничтожение политической и идейной оппозиции.

21.4. Кодификация советского права: характерные черты, основные кодификации.

Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующееместо должна была занять Конституция. Далее шло ≪социальное право≫,включающее семейное и право социального обеспечения. Затем должныбыли располагаться ≪имущественные права≫, точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права (о национализации земли и производства), а также ≪допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени≫. Завершать сборник должны были кодифицированные правила о труде, ≪остатки договорного≫ и международноеправо.

Систематизированные таким образом нормы составят ≪обязательное для всех право≫, тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства. 20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы.

Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного, наследственного права. При формировании особой отрасли гражданского права в 1921—1923 гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм, регламентировавших хозяйственную жизнь.

Позже (1923—1924) в развитии гражданского (хозяйственного) законодательства наметилась другая тенденция, что сказалось на усложнении структуры и языка правовых норм ГК. Гражданско-правовые нормы дифференцировались по принципу обязательности: диспозитивные и принудительные. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регулировавших его, являлись диспозитивными. Наоборот, по мере так называемой социализации гражданского права (т.е. проникновения в него плановых начал) возрастало число принудительных норм.

Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы определительные, декларативные, истолкователъные и организационные. При разработке ГК предполагалось выделить в кодексе группу основных статей,непосредственно выражающих социально-экономические задачи новогогражданского права. Такими декларативными статьями ГК стали ст. 1≪О применении гражданского законодательства на практике≫ и ст. 4≪О нормировании общего порядка разрешения гражданских споров≫.

В эти статьи были введены неправовые критерии (так, ст. 1 устанавливала порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия ≪социально-хозяйственному назначению≫). Это давало судьям большой простор для толкования закона, не связывая их четкими правовыми нормами. В истолковании многих правоведов ГК не следовало рассматривать как полный и окончательный набор правил. Даже не закрепленные в законе имущественные права, если на практике они осуществлялись в противоречии с их ≪социально-хозяйственным назначением≫ (что определял суд), на основании ст. 1 ГК могли быть аннулированы.

Закон в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Правовая форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены правовых норм техническими и организационными. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о ≪господствующей роли социалистической собственности≫.

В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, но как части единого комплекса..

Наряду с государственной и кооперативной собственностью закон выделял частную собственность, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

С лета 1921 г. государство начало осуществлять меры по денационализации ранее экспроприированной у частных лиц собственности. В мае 1922 г. была приостановлена национализация частных предприятий. В июне 1924 г. ВСНХ дал разъяснение о допустимом числе рабочих, труд которых мог использоваться на одном частном предприятии (20 человек). Денационализация не получила широких масштабов. В ходе ее восстанавливались правовые институты, а не индивидуальные права бывших собственников. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстанавливать отмененные в ходе революции имущественные права.

Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более ≪законным≫, чем ссылки бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности — во всех случаях для возникновения права собственности требовалось волеизъявление государства.

Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности (определениекруга объектов, допускаемых в частную собственность, установление предельного размера частного предприятия, размера наследственноймассы, получаемой частным лицом, размеров домовладения, торговогопредприятия и т.п.).

Закон ограничивал также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Право сдачи в аренду собственникомсвоего имущества до мая 1922 г. запрещалось или, во всяком случае,носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.).

Пользование домовладением (сдача его внаем) также ограничивалось законом — установление нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи. Закон использовал специальный термин ≪обладание≫ (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.

Определенные льготы предоставлялись кооперативам, кустарям и арендаторам государственного имущества. Изъятия из общих правил распоряжения имуществом распространялись также на концессионные предприятия.

В июне 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление ≪Об отчуждении государственного имущества≫, согласно которому бездействующие государственные предприятия могли отчуждаться кооперативным и частным организациям и лицам (размеры предприятий, отчуждаемых частным лицам, ограничивались).

Стремление законодателя обеспечить государственный договорный интерес ясно проявилось в статьях ГК об убыточных для государствах договорах (ст. 30). При установлении факта ≪убыточности≫ договор расторгался. В качестве гарантии интересов стороны-государства вводился институт неустойки. Ряд других статей (ст. 1, 19, 364) также обеспечивал гарантии для государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: