Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 9 страница

Затем, восстановив против себя крестьянство, продразверстка не удовлетворила и горожан: на дневной предусмотренный рацион прожить было невозможно, интеллигенты и "бывшие" снабжались продуктами в последнюю очередь, а зачастую и вообще ничего не получали. Помимо несправедливости системы обеспечения продовольствием, она также была очень запутанной: в Петрограде существовало, по меньшей мере, 33 вида карточек на получение продовольствия со сроком годности не более месяца.

Наряду с продразверсткой, Советская власть вводит целый ряд повинностей, как то: дровяную, подводную и гужевую, а также трудовую.

Обнаружившийся огромный дефицит товаров, в том числе и первой необходимости, создает благодатную почву для формирования и развития в России "чёрного рынка". Правительство тщетно пыталось бороться с "мешочниками". Силы правопорядка получили приказ арестовывать любого человека с подозрительным мешком. В ответ на это забастовали рабочие многих петроградских заводов. Они требовали разрешения на свободный провоз мешков весом до полутора пудов, что свидетельствовало о том, что не одни крестьяне занимались продажей своих "излишков" тайком. Народ был занят поиском продуктов, рабочие бросали заводы и, убегая от голода, возвращались в деревни. Потребность государства учесть и закрепить рабочую силу на одном месте заставляет правительство ввести "трудовые книжки", а Кодекс законов о труде распространяет трудовую повинность на все население в возрасте от 16 до 50 лет. При этом государство имеет право проводить трудовые мобилизации на любые работы, помимо основной.

Принципиально новым способом вербовки рабочих было решение превратить Красную армию в "трудовую армию" и милитаризировать железные дороги. Милитаризация труда превращает рабочих в бойцов трудового фронта, которых можно перебрасывать куда угодно, которыми можно командовать и которые подлежат уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Троцкий, например, полагал, что рабочие и крестьяне должны быть поставлены в положение мобилизованных солдат. Считая, что "кто не работает, тот не ест, а, так как есть должны все, то все должны работать", к 1920 году на Украине - районе, находившимся под непосредственным контролем Троцкого, были милитаризированы железные дороги, а любая забастовка расценивалась как предательство. 15 января 1920 года образуется Первая Революционная Трудовая армия, возникшая из 3-ей Уральской, а в апреле в Казани была создана Вторая Революционная Трудовая армия.

Результаты оказались удручающими: солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.

Еще один аспект политики, являющийся, вероятно основным, и имеющий право находиться на первом месте - установление политической диктатуры, однопартийной диктатуры партии большевиков. В период гражданской войны В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что: "диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие…".

Под пресс всеобъемлющего насилия попали политические противники, оппоненты и конкуренты большевиков.

Сворачивается издательская деятельность, запрещаются небольшевистские газеты, происходят аресты руководителей оппозиционных партий, которые впоследствии объявляются вне закона. В рамках диктатуры контролируются и постепенно уничтожаются независимые институты общества, усиливается террор ВЧК, насильно распускаются "непокорные" Советы в Луге и Кронштадте. Созданная в 1917 году ВЧК, задумывалась изначально, как орган расследования, но местные ЧК быстро присвоили себе после короткого суда расстреливать арестованных. После убийства председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого и покушения на жизнь В. И. Ленина, СНК РСФСР принял постановление о том, что "при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью", что "необходимо освободить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях", что "подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам". Террор носил массовый характер. Только за покушение на Ленина Петроградская ВЧК расстреляла, по официальным сообщениям, 500 заложников. Это получило название "красный террор".

"Власть снизу", то есть "власть Советов", набиравшая силу с февраля 1917 года через различные децентрализованные институты, созданные, как потенциальное противостояние власти, стала превращаться во "власть сверху", присвоив себе все возможные полномочия, используя бюрократические меры и прибегая к насилию.

О бюрократизме надо сказать подробнее. Накануне 1917 года в России насчитывалось около 500 тысяч чиновников, а за годы гражданской войны бюрократический аппарат удвоился. В 1919 году Ленин только отмахивался от тех, кто настойчиво говорил ему о бюрократизме, охватившем партию. В. П. Ногин, замнаркома труда, ещё на VIII съезде партии, в марте 1919 года, говорил:

"Мы получили такое бесконечное количество ужасающих фактов о … взяточничестве и безрассудных действиях многих работников, что просто волосы становились дыбом… Если мы не примем самых решительных постановлений, то немыслимо будет дальнейшее существование партии".

Но лишь в 1922 году Ленин соглашается с этим:

"Коммунисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это"; "Все у нас потонули в паршивом бюрократическом болоте…"

Первоначально большевики надеялись решить эту проблему разрушением старого управленческого аппарата, однако оказалось, что без прежних кадров, “спецов”, обойтись было невозможно, да и новая экономическая система, с ее контролем над всеми сторонами жизни, располагала к формированию совершенно нового, советского, типа бюрократии. Так бюрократизм стал неотъемлемой частью нового строя.

Но вернемся к диктатуре.

Большевики полностью монополизируют исполнительную и законодательную власть, одновременно происходит уничтожение небольшевистских партий. Большевики не могут позволить критику правящей партии, не могут предоставить избирателю право свободы выбора между несколькими партиями, не могут смириться с возможностью отстранения правящей партии от власти мирным путем в результате свободных выборов. Уже в 1917 году кадетов объявляют "врагами народа". Эта партия пыталась реализовать свою программу с помощью белых правительств, в которые кадеты не только входили, но и возглавляли их. Их партия оказалось одной из самых слабых, получивших на выборах в Учредительное собрание всего 6 % голосов.

Также и левые эсеры, признавшие Советскую власть как факт действительности, а не как принцип и, поддерживавшие большевиков до марта 1918 года, не встроились в политическую систему, возводимую большевиками. Поначалу левые эсеры не сошлись с большевиками по двум пунктам: террору, возводимому в ранг официальной политики, и брест-литовскому договору, который они не признавали. По мнению эсеров, необходимы: свобода слова, печати, собраний, ликвидация ВЧК, отмена смертной казни, немедленные свободные выборы в Советы при тайном голосовании. Левые эсеры осенью 1918 года объявили Ленина в новом самодержавии и установлении жандармского режима. А правые эсеры объявили себя врагами большевиков еще в ноябре 1917 года. После попытки государственного переворота в июле 1918 года, большевики удалили представителей партии левых эсеров из тех органов, где они были сильны. Летом 1919 года эсеры прекращают вооруженные действия против большевиков и заменяют их обычной "политической борьбой". Но с весны 1920 года они выдвигают идею "Союза трудового крестьянства", реализуют её во многих регионах России, получают поддержку крестьянства и сами участвуют во всех его выступлениях. В ответ большевики обрушивают репрессии на их партии. В августе 1921 года XX совет эсеров принял резолюцию: "Вопрос о революционном низвержении диктатуры коммунистической партии со всей силой железной необходимости ставится в порядок дня, становится вопросом всего существования российской трудовой демократии". Большевики, в 1922 году, не медля, начинают процесс над партией эсеров, хотя многие её вожди уже в эмиграции. Как организованная сила их партия перестаёт существовать.

Меньшевики под руководством Дана и Мартова попытались организоваться в легальную оппозицию в рамках законности. Если в октябре 1917 года влияние меньшевиков было незначительным, то к середине 1918 года - невероятно возросло среди рабочих, а в начале 1921 года - в профсоюзах, благодаря пропаганде мер по либерализации экономики. Поэтому с лета 1920 года меньшевиков стали постепенно удалять из Советов, а в феврале-марте 1921 года большевики произвели свыше 2 тысяч арестов, в том числе всех членов ЦК.

Возможно, была еще одна партия, имевшая возможность рассчитывать на успех в борьбе за массы - анархисты. Но попытка создать безвластное общество, эксперимент батьки Махно, на деле обернулись диктатурой его армии в освобожденных районах. Батька назначал в населенных пунктах своих комендантов, наделенных неограниченной властью, создал особый карательный орган, расправляющийся с конкурентами. Отрицая регулярную армию, он вынужден был проводить мобилизацию. В итоге попытка создания "вольного государства" потерпела неудачу.

В сентябре 1919 года анархисты взорвали в Москве, в Леонтьевском переулке, мощную бомбу. Погибли 12 человек, ранены свыше 50, в том числе и Н. И. Бухарин, который собирался выступить с предложением об отмене смертной казни.

Через некоторое время "Анархисты подполья" были ликвидированы ВЧК, как и большинство местных анархистских групп.

Итак, к 1922 году в России сложилась однопартийная система.

Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" – уничтожение рынка и товаро-денежных отношений.

Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между отдельными товаропроизводителями, отраслями производства, различными районами страны.

Война же нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля (в 1919 году он равнялся 1 копейке довоенного рубля), происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной.

Также, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному, привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений.

22 июля 1918 года принят декрет СНК "О спекуляции", запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети – и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения. Подобная политика потребовала создания специальных сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учётом и распределением всей имеющейся продукции. Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех, или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции.

Одновременно происходит национализация банковского дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся отделом Комиссариата финансов (декретом от 31 января 1920 года был объединен с другим отделом того же учреждения и превратился в Отдел бюджетных расчетов). К началу 1919 года полностью национализируется и частная торговля, кроме базарной (с лотков).

Итак, госсектор составляет уже почти 100 % экономики, поэтому ни в рынке, ни в деньгах надобности не было. Но если отсутствуют или игнорируются естественные экономические связи, то их место занимают связи административные, устанавливаемые государством, организуемые его декретами, распоряжениями, реализуемые агентами государства – чиновниками, комиссарами. Соответственно, для того, чтобы люди верили в оправданность тех изменений, которые происходят в обществе, государство применяло еще один метод воздействия на умы, также являющийся неотъемлемой частью политики “военного коммунизма“, а именно: идейно-теоретический и культурный. В государстве насаждались: вера в светлое будущее, пропаганда неизбежности мировой революции, необходимость принятия руководства большевиков, утверждение этики, оправдывающей любое деяние, совершенное во имя революции, пропагандировалась необходимость создания новой, пролетарской, культуры.

Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизовать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием. Большевики имели в своем распоряжении не более трети военных предприятий России, контролировали районы, которые давали не более 10 % угля, чугуна и стали, почти не имели нефти. Не смотря на это, в годы войны армия получила 4 тысячи орудий, 8 миллионов снарядов, 2,5 миллиона винтовок. В 1919-1920 гг. ей выделили 6 миллионов шинелей, 10 миллионов пар обуви.

Большевистские методы разрешения проблем привели к утверждению партийно-бюрократической диктатуры и одновременно к стихийно нарастающим волнениям масс: крестьянство деградировало, не ощущая хоть какой-нибудь значимости, ценности своего труда; росло число безработных; цены вырастали вдвое каждый месяц. Также итогом "военного коммунизма" стал неслыханный спад производства. В 1921 году объем промышленного производства составил только 12 % довоенного, объем продуктов на продажу сократился на 92 %, государственная казна пополнялась на 80 % за счет продразверстки. Весной и летом в Поволжье разразился жуткий голод – после конфискации не осталось зерна. Не справился "военный коммунизм" и с обеспечением продовольствием городского населения: выросла смертность среди рабочих. С уходом рабочих в деревни сужалась социальная база большевиков. Член коллегии наркомпрода Свидерский так сформулировал причины надвинувшейся на страну катастрофы:

"Причины отмечаемого кризиса сельского хозяйства лежат во всем проклятом прошлом России и в империалистической, и революционной войнах. Но несомненно вместе с тем, что монополия с разверсткой до крайности затрудняли борьбу с… кризисом и даже мешали ей, усилив, в свою очередь, расстройство сельского хозяйства".

Лишь половина хлеба поступала через государственное распределение, остальное через чёрный рынок, по спекулятивным ценам. Нарастало социальное иждивенчество. Пух бюрократический аппарат, заинтересованный в сохранении существующего положения, так как оно означало и наличие привилегий.

К зиме 1921 всеобщее недовольство "военным коммунизмом" достигло предела.

Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

20.3. Реорганизация организации государственного единства.

Реорганизация советской системы привела к уточнению функций всех государственных органов. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов. Уточнялась (в связи с районированием) компетенция местных Советов, регулировались имущественные и финансовые права центра и мест, продолжалась борьба с бюрократизацией Советов. В 1924—1925 гг. были проведены перевыборы местных Советов. ВЦИК изменил свой характер представительного органа и сосредоточился на более конкретных вопросах. В самом начале 20-х гг. его состав был значительно увеличен за счет включения представителей новых автономных и союзных республик. Усилилась роль Президиума ВЦИК, утверждавшего проекты декретов СНК. В январе 1922 г. были разграничены компетенции СНК и СТО. В ведении последнего оставались экономические функции: утверждение хозяйственных планов, отчетов экономических наркоматов, руководство отдельными отраслями промышленности.

Тема 21.

Государство и право в годы НЭПа.

21.1 Оформление диктатуры РКП (б).

21.2. Изменение государственной системы в условиях переходного периода и многоукладной экономики.

21.3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Судебная реформа 1922 г.

21.4. Кодификация советского права: характерные черты, основные кодификации.

21.1. Оформление диктатуры РКП (б).

Новый политический режим укрепился в стране в ходе Гражданской войны. К концу 1920 г. ≪белые≫ армии были разгромлены, в целом ликвидирована внутренняя оппозиция. При помощи репрессивно-политического аппарата происходило оформление партийной диктатуры. Концентрация власти внутри партии совпала с концентрацией власти в государственных органах: одни и те же люди управляли делами партии и государства. Проходил процесс перехода власти от одних центральных органов (съезда, ВЦИК) к другим, более узким (СНК), от местных органов к центральным.

На VIII съезде РКП(б) в марте 1919 г. было принято решение: РКП(б) должна завоевать для себя безраздельное политическое господство в Советах и фактический контроль над всей их работой. Право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам.

Постепенно высшая власть от ЦК стала переходить к Политбюро, которое подчинило своему влиянию СНК и другие высшие государственные органы. Через Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции Центральная контрольная комиссия РКП(б) контролировала деятельность наркоматов. Борьба за власть теперь могла осуществляться лишь в правящей партии.

Следующим шагом стала ликвидация любой оппозиции внутри правящей партии. Ее отдельные группы (рабочая оппозиция, демократический централизм, левые коммунисты и др.) неоднократно выступали против руководства РКП(б) по разным вопросам: о Брестском мире, об отношении к крестьянству, о принципах организации РККА, трудовых армиях, внутрипартийной дисциплине и проч. Оппозиция часто выступала против централистских тенденций в партии и государственном управлении (на восьмой партконференции в декабре 1919 г.), против принципов военного коммунизма и бюрократизации. В начале 1920 г. оппозиционные настроения проникли в руководство ВСНХ. Ответной реакцией стало усиление тенденции, ориентированной на милитаризацию промышленности, труда и транспорта (Л.Д.Троцкий).

Внутри партии стали разворачиваться острые политические дискуссии, что угрожало единству правящей партии и позициям ее руководства.

 

21.2. Изменение государственной системы в условиях переходного периода и многоукладной экономики.

В 1923 г. СТО РСФСР преобразовался в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР, во всех исполкомах Советов создавались экономические совещания для координации работы местных хозяйственных органов.

Малый СНК готовил дела и проекты для обсуждения в СНК и СТО, выступая в роли подготовительной комиссии СНК. По особому постановлению С НК или распоряжению председателя СНК малый СНК мог рассматривать вопросы иностранной политики, обороны и бюджета. Состав малого СНК назначался СНК. Наркомат РКИ был реорганизован из Народного комиссариата государственного контроля в 1920 г. В условиях мирного строительства РКИ сосредоточила свою деятельность на отдельных наиболее важных проблемах, отказавшись от политики полного охвата. РКИ обладала правом приостанавливать незаконные действия. В 1923 г. НК Р КИ объединился с Центральной контрольной комиссией ЦК РКП(б), к контрольной работе наряду с комиссиями содействия Р КИ стали подключаться партийные и комсомольские организации.

В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия при СТО — Госплан. Организационной основой для нее стала комиссия ГОЭЛРО, действовавшая с 1920 г. В 1921 г. Госплан составлял отраслевые планы, в 1923 г. был составлен первый план по промышленности в целом. К 1925 г. были подготовлены контрольные цифры народного хозяйства за год, затем Госплан перешел к разработке перспективного планирования народного хозяйства и составлению пятилетних планов.

При переходе к нэпу центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля. Главки были сведены в главные управления ВСНХ, организованные по функциональному принципу. Основная масса предприятий, ранее подчиненных непосредственно ВСНХ, передавалась территориальным (губернским) совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ.

В 1923 г. все отраслевые главки ликвидировались, вместо них в структуре ВСНХ создавались Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности (внутри него — отраслевые отделы). Главное экономическое управление осуществляло регулирование промышленности в целом, Центральное управление государственной промышленности осуществляло руководство отраслевыми трестами.

Первые тресты стали возникать еще летом 1921 г. Введение хозрас-чета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Внутри самих трестовых объединений существовал внутренний хозрасчет предприятий. Мелкие и кустарные предприятия входили в сферу регулирования Главного управления по делам мелкой и кустарной промышленности (Кустпром), являвшегося подразделением ВСНХ.

Распределительный механизм, созданный государством еще в годы Гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В августе 1918 г. был принят Декрет об обязательном обмене, в котором кооперация рассматривалась как инструмент распределения продуктов.

В ноябре 1918 г., когда все торговые предприятия были национализированы, склады и лавки кооперативов остались в их управлении, но под контролем Наркомпрода. Последний назначал своих представителей в правление областных и губернских объединений кооперативов. (Эта мера совпала с временным возвращением меньшевиков и эсеров в Советы.) Национализация московского Народного банка покончила с финансовой независимостью кооперативов.

В декабре 1918 г. Съезд рабочих кооперативов усилил представительство в Центросоюзе для этой категории объединений. В марте 1919 г. Все типы кооперативов (рабочие и общегражданские) объединялись в единый распределительный орган — Потребительскую коммуну, в которую включалось все население. Потребительские коммуны объединялись в губернские союзы, избиравшие своих делегатов в Центросоюз (система кооперативов повторяла систему Советов); кооперативный отдел ВСНХ был закрыт, и контроль за системой возлагался на Наркомпрод.

В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, создана единая сеть кооперации во главе с бюрократизировавшимся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.

Наркомат продовольствия, которому в самом начале нэпа были поручены товарообменные операции (с использованием кооперативного распределительного аппарата), вскоре утратил эту функцию. В мае 1922 г. при СТО была создана Комиссия по внутренней торговле (Комвнуторг), преобразованная в 1924 г. в Наркомат внутренней торговли. Наркомпрод при этом был ликвидирован. В 1925 г. Наркомторг объединился с Наркомвнешторгом.

В марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял резолюцию О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом. Разверстка как способ государственных заготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим правильного и спокойного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами. После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них излишки на нужные им товары.

Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах ≪местного хозяйственного оборота. В общегосударственном масштабе товарообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующей замены торговли натуральным продуктообменом. По Генеральному договору, заключенному Наркомпродом с Центросоюзом, товарообменные операции сосредоточивались в руках потребительской кооперации. Контрольные функции и право устанавливать обменные эквиваленты Наркомпрод оставлял за собой. Нередко продорганы на местах своими действиями стесняли операции потребкооперации.

Развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новое оживление мешочничества, в производящие губернии хлынула огромная масса индивидуальных заготовителей. Кооперации, не располагавшей большими средствами, приходилось конкурировать с частными торговцами; монополии, предоставленные кооперации, не соответствовали ее реальны возможностям. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже.

В июле 1921 г. ВСНХ принял постановление, разрешавшее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы местного оборота≫ и переходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены Наказом СНК О новой экономической политике, новый договор между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.

Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям: по пути легализации тех или иных конкретных форм торговой деятельноти и включения в оборот все новых предметов. В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров.

С мая 1921 г. законодатель рекомендовал местным органам власти избегать излишней регламентации частнохозяйственной деятельности.

Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный (явочный) порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда (с десяти рабочих в 1920 г. до двадцати на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Законом была предусмотрена денационализация мелких и кустарных предприятий. Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам (собственником при этом оставалось государство).

В 1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в едином документе. Таким документом стало майское постановление ВЦИК 1922 г. ≪Об основных частных имущественных правах≫, в котором был провозглашен принцип__ ≪все, что не запрещено, — дозволено≫. (Декларированные в постанов- лении имущественные права детально развернуты в статьях принятого четвертой сессией ВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.)

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение вводилась новая денежная единица с золотым обеспечением и проводился обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая ≪ортодоксальная≫ политика (сбалансированный бюджет, твердые нало- говые поступления, активный внешнеторговый баланс), противопоставленная идее ≪диктатуры промышленности≫. Политика Наркомфина столкнулась с политикой ВСНХ.

На теоретическом уровне противоречие выразилось в борьбе концепции Преображенского о превалировании промышленности над другими отраслями хозяйства (и эксплуатации социалистической индустрией досоциалистических форм производства) и концепции Бухарина, основанной на идее союза индустрии с крестьянским рынком, ее питающим.

Первая установка предполагала централизованное планирование и высокие темпы реализации, вторая настаивала на эволюционном и постепенном развитии, важную роль отводила кооперации. Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота.

В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов. Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиями оказывались подчиненными действию двух правовых режимов — автономного {частноправового), поскольку предприятие участвовало в товарном обороте и находилось под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правового), поскольку оно входило в систему планового хозяйства и подчинялось воздействию плановых органов.

С переходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственных предприятий. Перед законодателем встали проблемы, ранее ему не известные: определить четкие правовые рамки деятельности частных предприятий, установить правовые нормы взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности; разработать __ правовую базу для государственных предприятий, которая позволила быим наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонники рыночной системы заявляли: ≪Нэп требует решительного, единого, централизованного законодательства, направленного ценойуступок интересам частных лиц и буржуазной идеологии на развитиепроизводительных сил страны. В отношении гражданского права этоозначает восстановление основных положений гражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах≫.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: