Круглаяскульптура и рельеф. Скульптура как вид изобразительного искусства с древнейших времен развивается в двух основных формах: круглой и рельефной

Виды скульптуры

Скульптура как вид изобразительного искусства с древнейших времен развивается в двух основных формах: круглой и рельефной.

Круглая скульптура. К ак ясно из наименования, рассчитана на круговой осмотр. В форме круглой скульптуры могут быть представлены одна, две или несколько фигур, образующих группу, бюст, голова, а в произве­дениях Нового времени, где достаточно широко применяется принцип фрагментирования,— торс или отдельные части фигуры, например, ножка балерины Э. Дега. Поэтому она тоже де­лится на несколько видов: статуя, бюст, скульптурная группа, мо­нумент, конный статуя.

Изо­бражение человека в рост, не­зависимо, больше или меньше натуральной величины, называ­ется статуей (от лат. stare - стоять).

Бюст — изображение головы человека- с верхней частью торса. В зависимости от обреза бюст может быть п оплечным, погрудным, поясным. Бюст, срезанный прямыми плоскостями по плечам, груди и спине, называется гермой (так в древности именовался межевой четырехгранный каменный столб, который венчала голова бога Гермеса — охранителя дорог и межей). Наивысшего расцвета эта форма скульптуры достигает в римском искусстве.

Вне зависимости от материала, размера и жанро­вой принадлежности требует обхода, рассмотрения со всех сторон. Полноценность художественного восприятия в различных ракурсах является одним из важнейших критериев ее оценки.

Круглая скульптура требует целостности, законченности формы, обеспечивающей выразительность силуэта при обходе, восприятии памятника с различного расстояния. Широко известная мысль Микеланджело о том, что подлинное произведение скульптуры, даже буду­чи сброшенным со скалы, должно сохраниться, свидетельствует о не­обходимости композиционной целостности не только всего изображе­ния, но и его частей. Лишенная головы и рук Ника Самофракийская именно в такой руинированной форме обрела значение символа сво­бодного полета.

Рельеф представляет собой произведение, ориентированное на определенный фон, плоский, нейтральный, иногда дополненный отдельными предметами, фиксирующими место действия или достаточ­но подробно разработанный, подобно театральному заднику. Слово «рельеф» имеет итальянское происхождение. Relievo переводится как выпуклость, выступ, подъем.

По высоте рельефы разделяются на вы­сокие — горельефы (от фр. haut — высокий), выступающие над фо­ном более чем наполовину объема, и низкие — барельефы (от фр. bas — низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема.

Особую разновидность барельефа составляет углубленный рель­еф, в котором изображение по контуру заглублено в плоскость фона. Он получил широкое распространение в искусстве Древнего Египта.

Иногда углубленным рельефом ошибочно называют технику инта­лии (от ит, intaglio — резьба), появившуюся в IV—III тысячелетии до н. э. в Двуречье, очень популярную и достигшую высочайшего художе­ственного уровня в эпоху античности. Инталия представляет собой контррельеф (от лат. contra — против). Это своего рода негатив ба­рельефа, используемый иногда в качестве печати.

При ограниченности фоном, рельеф по сравнению с круглой скульптурой обладает особыми изобразительными возможностями, в определенной степени сближающими его с живописью и графикой. Микеланджело по этому поводу писал: «Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу, и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи» (цит. по: Мастера искусства об искусстве. М., 1966. Т. 2. С. 186).

Значительно реже встречает­ся так называемый перспектив­ный, или живописный, рельеф, котором сочетаются все формы рельефа — от углубленного горельефа. Именно живописный рельеф дает возможность скульптору не только изобразить многофигурные сцены, но и представить их на пейзажном или архитектурном фоне, в перспективном сокращении.

Присущая рельефу возможность достаточно полного воплощения повествовательного начала создает иллюзию простоты его понима­ния, однако это только иллюзия. Профессиональный анализ рельефа требует знаний в области не только скульптуры, но и живописи, графики, а порой, когда речь идет об искусстве Древнего Египта, Греции или даже Нового времени — и математических расчетов.

Круглая скульптура и рельеф порой сочетаются в одном произве­дении. Сохранившимся до наших дней примером такого сочетания мо­жет служить так называемый «Збручский идол» — столпообразная, объемно-пространственная форма которого по четырем граням по­крыта плоскостными рельефами, раскрывающими глубинные пред­ставления первобытного человека о системе мироздания.

Совмещение форм круглой скульптуры и рельефа характерно для городских монументов и надгробий, когда рельефу отводится роль своего рода комментария, дополнения, способствующего более пол­ному раскрытию содержания памятника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: