Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Разновидности скульптуры




Как и живопись, скульптура разделяется на виды: монументальную (и монументально-декоративную), станковую, скульптуру малых форм (которую в последнее время все чаще относят к декоративно-при­кладному искусству) и скульптуру миниатюрную. Границы эти достаточно условны и даже не всегда совпадают с основными, определяющими их понятия­ми «монументальность», «декоративность», «станковизм». Каждый из этих ви­дов имеет свою специфику.

Монументальная скульптуракак самостоятельная разновид­ность выделяется благодаря преобладанию в ней таких функций, как социальная, мемориальная, просветительская, воспитательная. Важ­нейшее ее качество — монументальность определяется размерами, пропорциями, связью с окружающей архитектурной средой, материа­лом, его фактурой. Как всякое монументальное искус­ство, наполнена высоким идейным содержанием. Ее образы обоб­щены, величественны, героичны. Скульптору-монументалисту не­обходимо умение отбирать самое главное, непреходящее, избегать мелочной детализации.

Монументальная скульптура, создающаяся с уче­том восприятия на значительном расстоянии, статуарна по своему характеру, что является результатом художественного обобщения.

Синонимом монументальной скульптуры часто является определение «памятник», монумент, установленный в память героя или исторического события.

Мемориальная пластика, отражающая непреходящие чувства, - один из важнейших разделов монументальной скульптуры. В вы­полненных с редким художественным совершенством надгробиях.

Монументальная скульптура может существовать и в формах рельефа, когда значительность раскрываемой ею темы, глубина худо­жественного обобщения, масштаб всего изображения превалируют над архитектурной формой, подчиняют ее.

Монументально-декоративнаяскульптура функционально определяется уже самим ее названием. Обладая качеством монумен­тальности, она играет преимущественно декоративную роль: напри­мер, скульптура парковая или орнаментальная, украшающая фасады зданий.

По своей мемориальной функции и образному строю наиболее близка монументальной надгробная скульптура, которая иногда рас­сматривается как самостоятельная типологическая группа. Она обычно связана с архитектурными элементами, имеющими не только конструктивное, но и символическое значение {стела, пирамида, обе­лиск, саркофаг, колонна).

Особенно очевидна общность мемориально-декоративной скульптуры с мону­ментальными сооружениями в так называемых мемориалах, гранди­озных архитектурно-скульптурных ансамблях. Поскольку она непосред­ственно связана с архитектурными сооружениями. Пластика на фасадах зданий или на стенах и потол­ках в интерьерах служит важнейшим средством раскрытия значения постройки, создания ее единого, синтетического по своему характеру художественного образа. Ансамбль Адмиралтейства в Санкт-Петер­бурге может служить одним из наиболее ярких примеров взаимодей­ствия скульптурных и архитектурных форм. Темы единения стихий — Воды, Земли и Неба — и утверждения России как морской державы раскрываются средствами монументально-декоративной скульптуры через аллегорию, ретроспективную аналогию. В расположении скульп­туры сохраняется идущий от древнерусской традиции иерархический принцип, а ее объемно-пластическая моделировка и степень обобще­ния форм обеспечивают «прочтение» сюжетов зрителем на значи­тельной высоте.

Парковая скульптуракак особая разновидность монументаль­но-декоративной бывает представлена статуарными аллегорически­ми и мифологическими изображениями, бюстами, произведениями анималистического рода, декоративными вазами, а порой беспред­метными пластическими формами. Иногда декоративные функции парковой скульптуры придаются бронзовым отливам или мрамор­ным копиям с произведений античного искусства, первоначально иг­равших совершенно иную роль, создававшихся для восприятия в иной пространственной системе.

Станковая скульптура, получившая свое название от скульп­турного станка, на котором она создается, предназначена для установки в общественных и частных интерьерах. При этом она порой отлича­ется от монументальной лишь размерами, хотя по сути своей образует особую разновидность и должна обладать самостоятельными, прису­щими только ей качествами и выразительными средствами.

Подлинные качества станковизма далеко не исчерпываются раз­мерами произведения. Рассчитанная на восприятие с близкого рас­стояния, станковая скульптура требует от автора детального анализа форм, их более тонкой моделировки, особого внимания к фактуре ма­териала, способам его обработки, но главное — только станковому произведению в полной мере доступно осуществление одной из важ­нейших функций изобразительного искусства — функции общения со зрителем.

Станковая скульптура обычно не предназначается для конкретного интерьера, однако сюжет и размер определяют условия ее экспониро­вания.

По преимуществу станковым жанром является портрет, но усло­вия его бытования весьма сложны. В том случае, когда представлен­ный в нем персонаж достаточно широко известен, по прошествии вре­мени начинает преобладать мемориальная функция. Иногда, спустя века или даже тысячелетия, в памяти потомков сохраняется имя моде­ли, а не автора. Вспомните портреты Перикла, Сократа и т. п. Они сомасштабны человеку по многим параметрам, начиная с размера, а по­тому адекватны интерьеру любой эпохи. Они станковы не только по размерам, способу моделировки поверхности, но и по своей функции.

Как особая разновидность станковой скульптуры выделяется мел­кая пластика. Функции ее достаточно широки: от амулетов-оберегов древнейших времен до современных настольных украшений.

К станковой скульптуре относится также скульптура малых форм — всем знакомые статуэтки из фарфора, терракоты, стекла, бронзы, дерева и прочих материалов (хотя по современной классификации их чаще всего рассматривают в ряду произведений декоративно-прикладного искусства).

В миниатюрной скульптуре следует выделить в первую очередь глиптику — сложное древнее искусство резьбы по камню, как правило, дорогих пород, а также горному хрусталю и стеклу. Глиптика бывает двух видов:

- камея — выпуклый рельеф

- гемма, или инталия (от итал. intaglio — резьба)углубленный рельеф или даже просто гравировка. Вначале был распространен углуб­ленный рельеф, потому что драгоценные и полудрагоценные камни — геммы (от лат. gemma — драгоценность) служили печатями (печати Месопотамии, Египта — знаменитые египетские скарабеи, печати, най­денные на Крите, и пр.). В отличие от печати-интальи камеи изначально были украшениями. Крупнейшее в мире собрание Эрмитажа насчитыва­ет в своей коллекции свыше десяти тысяч резных камней.

К миниатюрной скульптуре относят также монеты и медали, на которых гравируется определенное изображение. Это тоже очень древнее искусство. Медаль, памятный знак имеет чаще всего круглую форму, реже — овальную или ромбовидную. Рельефное (барельеф­ное) изображение сопровождается надписью или датой. Обычно на главной стороне — аверсе изображается портрет того, в честь кого монета или медаль изготовлена (кто, по сути, и приказал ее чека­нить). На задней стороне — реверсе изображается само событие, в честь которого чеканится медаль, или какая-либо аллегория (на монете обычно изображаются атрибуты того, кто представлен на авер­се).





Дата добавления: 2013-12-27; просмотров: 245; Опубликованный материал нарушает авторские права? | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


ПОИСК ПО САЙТУ:


Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 1879 - | 1623 - или читать все...

Читайте также:
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам


Генерация страницы за: 0.082 сек.