Педагогические идеи и деятельность Р. Оуэна в Нью-Ланаркский период

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОБЕРТА ОУЭНА

Глава 6

В конце XVIII — начале XIX в. в Западной Европе происходило бурное развитие промышленности на капиталистической основе, сопровождавшееся резким обострением социальных противоречий. В то время как буржуазия небывало обогащалась, ремесленники и крестьяне разорялись. Рабочие, в том числе женщины и дети, подвергались безудержной эксплуатации, создались ужасающие условия жизни пролетарского населения.

Пришедший. на смену феодализму капиталистический общественный строй оказался злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на те заманчивые картины, которые в свое время рисовали идеологи французской буржуазной революции — философы-просветители XVIII в. По словам Ф. Энгельса, “недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия. Ими были великие социалисты-утописты: Р. Оуэн (в Англии), А. Сен-Симон и Ш. Фурье (во Франции). Они выступили в тот период борьбы между пролетариатом и буржуазией, когда рабочий класс еще не осознал полностью свои интересы и не был в достаточной мере подготовлен к самостоятельным политическим действиям.

Оуэн, Сен-Симон и Фурье подвергали критике современное им буржуазное общество и мечтали о новой системе общественных отношений, при которых навсегда исчезнут угнетение, нищета и несправедливость. Новый общественный строй — торжество разума и справедливости — будет установлен, полагали они, мирным путем, как только удастся убедить человечество в его преимуществах перед капитализмом. В. И. Ленин подчеркивал, что социалисты-утописты мечтали о мирном преобразовании современного им общества в социалистическое “без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров 2/

В социальной концепции великих социалистов-утопистов большое место занимают проблемы воспитания, которое они рассматривали как одно из важнейших средств изменения порочных общественных отношений. Особенно много внимания как в своих теоретических построениях, так и в практической деятельности вопросам воспитания уделял Р. Оуэн.

Роберт Оуэн (1771—1858) жил в Англии в то время, когда в ней совершался промышленный переворот,

Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был оставить учение и начать самостоятельную жизнь. Проработав несколько лет сначала “мальчиком”, а затем приказчиком в торговых заведениях, Оуэн в 1790 г. стал управляющим одной из бумагопрядильных фабрик в Манчестере.

Непосредственно наблюдая бедственное положение английских пролетариев и размышляя над причинами этого, Оуэн вслед за французскими материалистами XVIII в. пришел к выводу о том, что характер человека, его личность формируются средой и воспитанием. Человек же, ошибочно полагал Оуэн,— пассивный продукт обстоятельств, он “никогда не создавал и не в состоянии создать свой собственный характер”. Следовательно, человек не отвечает за свой характер и свое поведение — преступник не виновен в совершенных им преступлениях, которые являются результатом неправильных общественных отношений и несовершенного воспитания.

Природа человека, считал Оуэн, хороша, у него имеются все данные для того, чтобы быть добродетельным. И если дети будут находиться в надлежащих условиях и их воспитание будет организовано правильно, можно создать новых, разумных людей, а затем с их помощью мирным путем преобразовать современные порочные общественные отношения.

Утверждая, с одной стороны, что люди — пассивный продукт обстоятельств и воспитания, а с другой стороны, рассчитывая перестроить социальную жизнь в основном средствами воспитания, Оуэн попадал в замкнутый круг. Выход из него был найден марксизмом, создавшим учение о революционной практике, в процессе которой люди изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.

Идея Р. Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием была впервые сформулирована им в произведении “Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера (1813—1814). В этом труде философ обобщил свой опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в нью-ланаркский период своей деятельности, когда его реформаторские планы и мероприятия по улучшению жизни и труда рабочих еще не задевали основ существующего строя. В течение тридцатилетней жизни в Нью-Ланарке (до конца 1829 г.) Р. Оуэн осуществил там целый ряд филантропических мероприятий: он сократил рабочий день, который в то время продолжался четырнадцать — шестнадцать часов, до десяти и трех четвертей часа, увеличил заработную плату, причем выплачивал ее и в период кризиса, когда фабрику пришлось временно закрыть, построил новые жилища для рабочих, организовал их снабжение всем необходимым по низким ценам. Большое внимание Оуэн уделял культурно-просветительной работе среди взрослого населения и общественному воспитанию подрастающего поколения.

В этот период своей деятельности Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей с самых ранних лет полезного обществу “разумного характера”. Для этого, считал он, должна быть создана система воспитательно-образовательных заведений, охватывавших все возрастные группы поселка. Так, 1 января 1816 г. в центре Нью-Ланарка был открыт “Новый институт для формирования характера”, который объединил ранее организованные Оуэном учреждения: “школу для маленьких детей (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр) и начальную школу для детей от пяти до десяти лет. По вечерам в “Новом институте проводились занятия с подростками, работающими на фабрике, и устраивались лекции, консультации и культурные развлечения для рабочих и членов их семей. На 1 января 1816 г. в институте числилось семьсот пятьдесят девять человек в возрасте от одного года до двадцати пяти лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: