России. 5 страница

Земская реформа.

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года. Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за

своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была

охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.

Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

№29 Развитие сельского хозяйства в пореформенной России (в последней трети XIX в.).

И после реформы 1861 г. Россия продолжала оставаться аграрной страной, в которой уровень развития сельского хозяйства во многом определял состояние экономики в целом. В русской деревне 60-90-х годов шел процесс разложения крестьянства (в дореформенный период можно было уверенно говорить о социальном неравенстве среди крестьян) или, как его называли сами крестьяне – «раскрестьянивание». В деревнях укреплялось экономическое и социальное положение нарождающейся сеульской буржуазии – кулачества, с одной стороны, и все более расширялся беднейший слой – сельский пролетариат, значительная часть которого уже не могла существовать в новых условиях и уходила в города. После реформы кулачество все более втягивалось в товарно-денежные отношения, выставляя на рынок сельскохозяйственную продукцию – свой товар, все чаще получаемый за счет эксплуатации наемного труда. Экономическое положение зажиточной верхушки в пореформенный период укреплялось путем скупки и аренды бывшей помещичьей земли, за счет вложения части средств в предпринимательство и т.п. В процессе реализации крестьянской реформы основной удар был нанесен беднейшим слоям крестьянства. Потеря в среднем по стране 20% надельной земли, рост платежей в расчете на десятину, выкупные платежи, высасывавшие средства из крестьянских обществ, тяжело сказались на их экономическом положении. Часть таких крестьян была вынуждена продавать свою рабочую силу как в деревне (кулакам), так и в городе (поступая на промышленные предприятия). В особенно тяжелом положении оказались бывшие дворовые (не получившие земельного надела) и крестьяне-"дарственники", имевшие минимальные наделы, недостаточные для существования. В новых условиях помещики вынуждены были перестраивать способы ведения собственного хозяйства. Однако перестройка эта шла, особенно в первые пореформенные годы, весьма медленно. Отсутствие средств, инвентаря, опыта препятствовали созданию капиталистических хозяйств. В условиях, при которых хозяйственные связи крестьянских и помещичьих хозяйств не были разорваны (крестьяне вынуждены были договариваться об условиях пользования отрезками, платить оброчные повинности, земли крестьян и помещиков находились в чересполосном владении), возникла так называемая отработочная система, которая на протяжении длительного времени существовала параллельно с капиталистической, а то и вместе с ней (в смешанном виде). Сущность отработочной системы состояла в том, что крестьяне (за определенную плату, а чаще всего в счет оброчных платежей или за право аренды отрезков) продолжали работать на помещика, используя свой инвентарь. В капиталистических хозяйствах наемные рабочие пользовались инвентарем помещика. Отработочная система, из-за невысокой производительности труда экономически незаинтересованного работника, не могла долго конкурировать с капиталистическими формами организации хозяйства. Постепенно к 80-м годам XIX в. ее начинают вытеснять другие более прогрессивные формы. Однако значительное число русских помещиков, вообще не сумело перестроить свои хозяйства. К середине 90-х годов около 40% дворянских земель оказалось заложенными, в этот же период продавались за долги по несколько тысяч дворянских имений в год. Правительство старалось помочь дворянству путем создания специального Дворянского банка, куда на льготных условиях можно было заложить землю. Покупка земли (в основном зажиточной частью крестьянства) осуществлялась через специальный Крестьянский банк. В современной отечественной историографии при изучении аграрных отношении в пореформенной России принято выделять два пути буржуазного развития в сельском хозяйстве. Первый путь – «прусского» типа (характерный для Пруссии и распространенный к востоку от Эльбы), при котором, как писал В.И.Ленин, «крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы». «Во втором случае помещичьего хозяйства нет или оно разбивается революцией, которая конфискует и раздробляет феодальные поместья.» При этом крестьянин превращается в капиталистического фермера. Такой путь нашел свое наиболее яркое выражение в США и был назван «американским». Важно отметить, что в современной историографии нет единства в вопросе о соотношении типов буржуазной аграрной эволюции в России. Дискуссионным является вопрос о реальности или только потенциальной возможности «американского» пути развития капитализма в деревне. На сегодняшний день убедительно выглядит тезис о том, что там, где уровень развития помещичьего землевладения был невысок (Сибирь, Север, окраинные районы империи), буржуазно-демократический, фермерский путь развития капитализма являлся исторической реальностью. Вместе с тем, в «старых», крепостнических, районах страны несомненно преобладал «прусский» путь развития. Борьба крестьянства и помещиков за реализацию того или иного пути аграрной эволюции, проходит через всю пореформенную историю России. Главным тормозом развития аграрного сектора экономики стало помещичье землевладение, во многом определившее отсутствие земли у миллионов крестьян. Историческая практика продемонстрировала бесперспективность консервативного пути развития, но в силу засилья помещичьего землевладения и пережитков в российской деревне не смог одержать победу и фермерский путь. Реформы не смогли разрешить этого острейшего конфликта, который в конечном счете привел к возникновению новых общественных потрясений. Однако, несмотря на все трудности, в сельском хозяйстве России в пореформенный период отчетливо прослеживаются и новые, прогрессивные явления. Оно постепенно принимает торговый, предпринимательский характер, преодолевает образовавшийся в предыдущие голы застой. Важным фактором становится постоянное расширение посевных площадей (в черноземных губерниях, на востоке и юго-востоке страны). При этом в некоторых регионах (Северо-Запад) эти площади несколько сократились. Постепенно изменялась и структура посевов (сокращался удельный вес зерновых культур, увеличивался – технических, кормовых и т.п.). Изменялись и агротехнические приемы. В стране преобладала трехпольная система земледелия (при этом на окраинных северных и северо-западных землях практиковалась подсека, а в степной полосе – переложная система). Однако в ряде помещичьих хозяйств, в прибалтийских и западных губерниях все шире начинали применять более перспективную четырехпольную систему с травосеянием. В целом сельское хозяйство России носило экстенсивный характер. По данным П.А.Хромова урожайность зерновых в 60-70-х годах составляла в «самах» 3,74 (т.е. урожай в 3,74 зерна на одно зерно посева). К середине 90-х годов она выросла до 4,9. Этот показатель в несколько раз уступал урожайности в развитых европейских странах (Англии, Франции, Германии), но был близок к американскому, где сельское хозяйство в этот период также развивалось экстенсивно. В целом производство зерновых в стране значительно выросло. Если в 1864-1866 г. в среднем собирали около 1,9 млрд пудов, то в 1896-1900 гг. – 3,3 млрд. Однако достигнут этот прирост был, в основном, за счет расширения посевных площадей. Не было в аграрном секторе и стабильности. Постоянно повторяющиеся неурожаи приводили к массовому голоду (особенно неурожайными были 1891 и 1892 гг.). Развитию рыночных отношений в стране способствовала углубляющаяся в пореформенный период специализация отдельных районов: черноземный центр, юг, юго-восточные губернии России (Воронежская, Тамбовская, Симбирская, Самарская. Екатеринославская, Херсонская и др.) вошли в обширный район торгового зернового производства. Торговое скотоводство развивалось в губерниях северных, северо-западных, прибалтийских и в ряде центральных внутренних (Вологодской, С.-Петербургской, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Московской, Ярославской и др.). Центрами торгового льноводства стали Псковская и Новгородская губернии, свеклосахарного производства – ряд украинских и западных губерний. Возникли районы виноградарства, табаководства, коноплеводства и т.д. Специализация отдельных районов страны способствовала налаживанию между ними прочных экономических связей, повышению урожайности, продуктивности скота, производительности труда.

№30 Капиталистическая индустриализация в России в последней трети XIX в.

В конце XIX – начале XX вв. в России происходят существенные количественные и качественные экономические изменения. Вместе с сельским хозяйством модернизировалась и отечественная промышленность. Политика форсированной индустриализации, предложенная С.Ю. Витте, приносила свои результаты, обеспечивающие общий экономический подъем. Таможенные пошлины на ввоз на территорию страны импортных товаров, защищали отечественного производителя от иностранной конкуренции. В качестве поддержки для промышленности являлось привлечение зарубежных капиталов (займов, инвестиций) и наличие собственных средств внутри страны, получаемых с казенной винной монополии и увеличения косвенных налогов, отрицательно влиявших на положение крестьянских масс. Благодаря С.Ю. Витте в России в 1897 г. в денежное обращение были введены золотые рубли (на треть уменьшилось золотое содержание рубля). Эмиссионное право на выпуск кредитных билетов, не обеспеченных золотом, получил Государственный банк. Экономическая политика С.Ю. Витте способствовала революционному накалу широких народных масс, что привело к революции 1905 г. Новые изменения в проводимую царским правительством экономическую политику внесли Русско-японская война, революция 1905–1907 гг. и общие перемены в жизни страны. В 1910–1913 гг. снова начинают расти экономические показатели. В этот период средний прирост отечественной промышленной продукции в год составлял 11 %. Совместно с крупными предприятиями существовали мелкое производство и промыслы. Отрасли, деятельность которых была направлена на создание средств производства, увеличили среднегодовые показатели выпуска продукции на 83 %. Прирост выпуска изделий легкой промышленности составил 35,3 % в год. До начала Первой мировой войны в стране имелось 29,4 фабрично-заводских и горнопромышленных предприятий, где трудились 3,1 млн рабочих. Их совокупный доход составлял 7,3 млрд рублей валовой продукции. Мелких промышленных заведений с наличием 2—15 рабочих мест насчитывалось 150 тыс. Они выпускали продукцию на 700 млн рублей.

До 1917 г. Россия занимала пятое место среди развитых мировых держав, таких как США, Германия, Англия и Франция. Следовательно, несмотря на общий промышленный подъем и высокие темпы роста производительности предприятий, Россия к началу Первой мировой войны продолжала уступать вышеперечисленным странам.

№32 Революционный период правления императора Николая II (1905 1907гг.).

1. В 1905 — 1907 гг. в России произошла первая революция, охватившая всю страну. Ее главными результатами стали:

- создание в России парламента и политических партий;

- проведение столыпинских реформ. Причины революции:

- экономический кризис российского капитализма на рубеже XIX - XX вв.;

- нерешенность крестьянского вопроса и слишком тяжелые условия отмены крепостного права (крестьяне уже более 40 лет продолжали выплачивать выкупные платежи за землю, что было предусмотрено реформой 1861 г. и было бременем для крестьян);

- отсутствие социальной справедливости в большинстве сфер жизни страны;

- отсутствие представительных органов, явное несовершенство политической системы;

- низкий авторитет царя Николая II и его окружения, вызванный его инертной политикой, негибкостью, запаздыванием с принятием решений, коррупцией верхов, неудачами в русско-японской войне.

2. Поводом к революции послужило "кровавое воскресенье" 9 января 1905 г.

Накануне, в декабре 1904 г., в Санкт-Петербурге началась массовая стачка на Путиловском заводе, переросшая во всеобщую. К январю 1905 г. в столичной стачке участвовали 111 тыс. человек.

Поп Гапон, одновременно провокатор и агент охранки, внедренный в среду рабочих, организовал шествие народа к царю. 9 января 1905 г. рабочие начали массовое шествие к Зимнему дворцу с прошением к царю о введении основополагающих прав и свобод. Путь шествию преградили войска, которые начали расстрел демонстрации.

Расстрел рабочих в Санкт-Петербурге вызвал возмущение по всей стране и привел к началу революционных выступлений. Особенности революции 1905 — 1907гг.:

- ее массовый народный характер — в революционных выступлениях принимали участие представители самых различных слоев общества — рабочие, крестьяне, солдаты, интеллигенция;

- повсеместность — революция охватила почти всю страну;

- появление новых народных органов — советов, противопоставивших себя официальной власти;

- организованность и сила революционных выступлений — власти не могли проигнорировать революцию.

Революция проходила в три этапа:

- январь — октябрь 1905 гг. — развитие революции по нарастающей;

- октябрь 1905 — лето 1906 гг. — пик революции, ее переход в политическое поле;

- лето 1906 — лето 1907 гг. — удовлетворение части требований буржуазной части руководства революцией, затухание революции.

3. Наиболее значимые события первого этапа:

- всероссийская пропагандистская кампания, осуждающая "кровавое воскресенье", рост народного возмущения;

- всеобщая стачка иваново-вознесенских ткачей в мае 1905 г.;

- стачки в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе;

- восстание на броненосце "Князь Потемкин Таврический" летом 1905 г.;

- создание первых советов, наиболее влиятельными из которых были Московский и Санкт-Петербургский советы;

- беспорядки в Крыму, восстание на крейсере "Очаков". Пиком революции стали:

- Всероссийская октябрьская стачка 1905 г.;

- Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В ходе Всероссийской октябрьской стачки один за одним стали останавливаться предприятия страны, что грозило экономическим и политическим крахом. Стачка охватила 120 городов; прекратили работу крупные предприятия, транспорт, средства массовой информации. Участники стачки выдвигали социально-экономические (8-часовой рабочий день) и политические (предоставление прав и свобод, проведение выборов) требования.

4. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест, которым узаконил основополагающие права и свободы и учредил парламент:

- избираемая народом Государственная Дума вместе с назначаемым императором Государственным советом образовывали двухпалатный парламент — высший законодательный орган страны;

- при этом выборы в Государственную Думу не были демократическими — всеобщими и равными;

- избирательного права были лишены женщины и "инородцы" — ряд неславянских народов;

- выборы проходили от различных сословий, причем от имущих сословий избиралось больше депутатов, чем от такого же числа представителей неимущих — что изначально уменьшало представительство трудящихся и гарантировало большинство представителям средней и крупной буржуазии;

- Дума избиралась на 5 лет, но могла быть в любой момент распущена царем.

Несмотря на свою половинчатость, Манифест 17 октября 1905 г. имел большое историческое значение — Россия от самодержавия перешла к конституционной монархии.

Манифест 17 октября 1905 г. привел к расколу революционного движения.

Большая часть буржуазии была удовлетворена результатами революции и начала готовиться к выборам. Началось формирование буржуазных партий, ведущими из которых были:

- "Союз 17октября" (октябристы) (лидер промышленник А. Гучков) — правая партия, выступавшая за дальнейшее развитие парламентаризма и капиталистических отношений;

- партия кадетов (лидер профессор истории П. Милюков) — центристская партия, выступавшая за совершенствование кон­ституционной монархии, преемственность исторических традиций, усиление влияния России в мировой политике;

- "Союз Михаила Архангела" (окончательно оформился в 1907 г., в народе именовался "черная сотня") (лидер Пуришкевич) — русская радикальная националистическая партия.

5. Пролетариат, чьи основные социально-экономические проблемы не были решены Манифестом и лишенный по избирательному закону перспектив на выборах, наоборот, усилил революционную деятельность.

В декабре 1905 г. была предпринята попытка вооруженным путем захватить власть в Москве — Декабрьское вооруженное восстание. Данное восстание было подавлено царскими войсками. Особенно ожесточенными были бои между войсками и рабочими отрядами на Красной Пресне.

6. После подавления Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. революционные действия пошли на убыль, революция перешла в политическую плоскость.

23 апреля 1906 г. царь издал "Основные государственные законы", которые стали прообразом Конституции и закрепили основные права и свободы и порядок выборов Государственной Думы. Также в апреле 1906 г. состоялись первые в истории России выборы в Государственную Думу. В силу, особенностей избирательного законодательства (непропорциональности представительства в пользу имущих) победу на выборах одержала партия конституционных демократов — кадетов. Несмотря на победу центристов-кадетов и представительство в основном буржуазных партий, I Государственная Дума была радикальной для своего времени. Буржуазные депутаты занимали принципиальную позицию почти по всем вопросам и входили в конфронтацию с царем и царским правительством, что стало для него неожиданностью. Проработав всего 72 дня, 9 июля 1906 г. I Государственная Дума была досрочно распущена царем. Избранная в феврале 1907 г. II Государственная Дума вновь оказалась неподконтрольной царю и претендовала на реальную власть. 3 июня 1907 г. царь досрочно распустил 11 Думу, проработавшую около 100 дней.

7. Для того чтобы предотвратить революционность следующих Дум, одновременно с роспуском II Думы был опубликован новый закон о выборах, который стал еще более недемократичным, чем первый. Данным законом повышался имущественный ценз для участия в выборах и еще больше менялась пропорция представительства в пользу имущих (голос 1 помещика равнялся голосам 10 крестьян). В результате изменения закона /// Государственная Дума долж-. а была представлять только высшие слои общества, в то время так пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия, составлявшие большинство населения, в силу ничтожного представительства в парламенте были выброшены из политического процесса. Новая, III Государственная Дума, избранная в 1907 г. но новому закону, стала послушным царю формальным органом и проработала все 5 лет. Роспуск II революционной Государственной Думы и введение недемократичного избирательного закона 3 июня 1907 г. произошли с нарушением Основных государственных законов, которые не разрешали без согласия Думы менять избирательное законодательство. Эти события вошли в историю как "третье-июньский государственный переворот", а установившийся после пего реакционный консервативный режим, просуществовавший 10 лет — до 1917 г., — "третьеиюньская монархия". Наряду с ужесточением политического режима царское правительство начало экономические реформы. В 1906 г. новым главой правительства России был назначен П.А. Столыпин, обязавшийся провести аграрную реформу и подавить революцию. Одним из первых шагов правительства стало радикальное и историческое решение с 1 января 1907 г. отменить выкупные платежи за землю, введенные после отмены крепостного права. Данный шаг означал окончательную отмену крепостного права его последствий и снял с крестьян последнее бремя, оставшееся от крепостничества. Это решение было одобрено большинством крестьян и снизило революционный накал среди крестьян. Одновременно правительство П. Столыпина начало проводить политику жестокого подавления революционных выступлений. Была ограничена система правосудия и введены чрезвычайные трибуналы для революционеров. Резко увеличилось количество смертных приговоров и ссылок. Это также способствовало снижению революционного движения в стране. Переворот 3 июня 1907 г. считается временем окончания первой русской революции 1905 — 1907 гг.

№33 Столыпинская аграрная реформа. Ее причины, ход, значение.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) 6 марта 1907 г. Столыпин изложил перёд депутатами II Государственной Думы программу преобразований, намеченных правительством. Намечалось осуществить бессословную систему местного управления, основанную на взаимодействии помещиков, имущих крестьян и чиновников; предусматривалась отмена института земских начальников. В области рабочего законодательства планировалось страхование рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости; ограничение рабочего времени для подростков и пожилых рабочих; устранение детского и женского труда на подземных и ночных работах. Предполагалось введение всеобщего начального образования, реформа средней и высшей школы. Для совершенствования судебной системы предусматривалось установление возможности условного осуждения и досрочного освобождения осужденных, введение нового уголовного законодательства, объединение жандармского корпуса с полицией. В 1907-1908 гг. были подготовлены проекты реформ в армии. Столыпин приложил максимум усилий для налаживания сотрудничества между Правительством и Думой. Однако основное содержание деятельности Столыпина состояло в преобразовании аграрного сектора экономики. Став в 1906 г. министром внутренних дел, а затем одновременно Председателем Совета министров, Столыпин возглавил работу по подготовке аграрной реформы. Крестьянам предоставлялось право выхода из общины, с обязательным предоставлением земли из ее фондов. Полученную землю можно было передавать по наследству. Разрешалось также покупать землю помещиков. Столыпин создал земельный фонд из государственных земель. В широких масштабах началось переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток, где имелась масса пустующих земель. Почему же община выдержала организованный на нее мощный натиск? Во-первых, процесс социальной дифференциации крестьянства не дошел еще до такой степени, чтобы подорвать общинные устои. Во-вторых, аграрная реформа имела целью соединить традиции с новыми тенденциями развития. Однако при осуществлении акцент делался на всесторонний учет интересов дворянского сословия. В-третьих, преобразования проводились традиционными бюрократическими методами, которые зачастую превращались в насильственные. Главный недостаток аграрной реформы - игнорирование региональных особенностей. Выход крестьян из общины наиболее успешно происходил в тех регионах, где аграрно-буржуазная революция проходила более интенсивно (Прибалтика, Белоруссия, Западная Украина), или где община была слабой (степные губернии - Самарская, Ставропольская, Таврическая). Существенные изменения произошли и в сфере просвещения. Увеличились ассигнования на начальное образование. Увеличилось количество гимназий и реальных училищ. Оживилась деятельность высшей школы. Реформы в России в конце ХК-ХХ веков оставили заметный след в ее развитии. Все основные проекты, отражали давно назревшие потребности развития российского общества. При осуществлении политического курса они опирались прежде всего на власть, а не на определенные общественные силы, действовали в интересах власти стремились остановить революционное движение и обеспечить развитие России при сохранении основ самодержавной формы правления. В правящих кругах России существовала сильная оппозиция реформам. Поэтому они не оказались настолько глубокими, чтобы остановить движение страны к революции.

№34Государственный строй Российской империи при императоре Николае II.

Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. и новая редакция Основных законов Российской империи (апрель 1906 г.) внесли существенные изменения в государственно-политическую систему.
Депутатов Государственной думы выбирали мужчины, достигшие 25 лет, по четырем избирательным группам (куриям). Закон обеспечивал большее представительство в парламенте от крупных землевладельцев и буржуазии. Женщины, военнослужащие, учащиеся и ряд других групп населения избирательного права не имели. Выборы были не прямыми, многоступенчатыми. Голосование за кандидатуры было тайным только на уровне губернских избирательных собраний. Законы и государственный бюджет стали приниматься Государственной думой, но ее решения подлежали утверждению Государственным советом и императором. Государственный совет наполовину формировался императором, наполовину состоял из представителей дворянских обществ, церкви, Академии наук, университетов. В 1905 г. впервые в стране появилась должность председателя правительства. Первым премьер-министром России был С. Ю. Витте.
Правительство опиралось на армию, полицию, жандармерию. Огромными полномочиями по-прежнему обладали губернаторы.
В 1905-1906 гг. легализовалось около 50 политических партий и сотни профессиональных союзов, деятельность которых регулировалась Временным положением об обществах. В стране бурно развивалось кооперативное движение, действовали сотни предпринимательских, научных, культурно-просветительных, литературно-художественных и других обществ и организаций, которые проводили съезды, осуществляли различную деятельность, представляли интересы своих членов перед властью. В России продолжало формироваться гражданское общество.
Император сохранял в своих руках огромную власть. Царь мог издавать указы, если Дума не заседала (была распущена, на каникулах). Но впоследствии указы подлежали утверждению в Думе. Самой удобной для царя была III Государственная дума (1907-1912), которая была избрана после изменения избирательного законодательства указом царя. Она отработала полный срок н почти во всем поддерживала царя и правительство. Царь формировал правительство, был верховным главнокомандующим, руководил внешней политикой, назначал большинство высших должностных лиц и т. д. Формировать правительство по итогам выборов в Думу царь упорно отказывался. Россия стала превращаться в конституционную монархию, но крайне медленно и непоследовательно.

№35 Национальный вопрос в Российской империи.

И коммунисты, и либералы сходятся в оценках Российской империи, которую они в один голос именуют колониальной "тюрьмой народов". Однако, у России никогда не было колоний в западном смысле этого слова. Русь не порабощала соседние племена, а вбирала в себя в своем естественном росте. Значительная часть северных и азиатских народов находилась на более низком культурном уровне развития, однако, управление ими, в отличие от Британской империи, было основано не на эксплуатации господствующим народом, а на равенстве всех перед законом и перед Богом.В отличие от западноевропейских колоний, русский центр не извлекал из своих национальных окраин прибыли, наоборот - постоянно расходовал средства на их обустройство. Как правило, инородцы имели много привилегий, которых не имели русские: освобождение от воинской повинности, низкие налоги и т.д. Для православной России было нравственно невозможно истребление аборигенов на заселяемых территориях, которое практиковалось европейскими переселенцами в Америке. Народности, вошедшие в состав России, не раз доказывали ей свою верность на поле брани. В частности, татары проявили себя и в отпоре полякам в Смутное время, и в изгнании Наполеона. Калмыцкие подразделения с 1737 г. участвовали в охране южных границ России в составе Астраханского казачества; в Отечественной войне 1812 г. в составе русской армии два калмыцких полка дошли до Парижа. В 1850-е гг. Дагестанский полк храбро отличился на стороне России в Кавказской войне против Шамиля и разбойных горцев-чеченцев, затем в покорении Средней Азии; полку было пожаловано Георгиевское знамя. Имелись специальные виды орденов и других наград для нехристиан. Например, на Георгиевском кресте изображение св. Георгия заменялось двуглавым орлом. Национальное происхождение не было препятствием для занятия самых высоких государственных постов в Империи. В числе российских министров мы постоянно видим немцев, татар, армян. Немцы, поляки, грузины, шведы, финны командовали армейскими штабами и корпусами. Причем практически все иностранцы, даже знатного происхождения, уже во втором-третьем поколении обрусевали и служили России как ее патриоты на самых разных поприщах (Багратион, Даль, Крузенштерн, Врангель, Беллинсгаузен...). В этом отношении Россия была уникальной империей, и даже мусульманские и кавказские народы, когда-то покоренные силой, проявили свою верность в годы Первой мировой войны (знаменитые туркмены -"текинцы", кавказская "Дикая дивизия"). Нерусские народы в западной части империи имели особенно обширные права. Так, финны обладали собственным парламентом, конституцией и множеством привилегий. Все это имели и поляки, лишь польские восстания 1831 и 1863 гг. стали причиной ограничений. Эти восстания, захватившие также часть Малороссии и Белоруссии, имели родственный декабризму революционный характер; в них проявилось и иностранное вмешательство, на которое Россия была вынуждена решительно реагировать. Украинского вопроса до революции вообще не существовало как национального - это был вопрос внутрирусский. Малороссы, белоруссы и великороссы справедливо считали себя тремя ветвями единого русского народа, которые приобрели некоторые отличия под воздействием исторических невзгод. И по сей день эти отличия меньше, чем между германскими племенами. Более точное название украинцев - "малороссы". Оно происходит от византийского термина "Малая Россия", то есть центральная, исконная часть русского государства - в отличие от России "великой", разросшейся. Слово же "украина" имеет более позднее происхождение; сначала оно не имело этнического смысла и означало пограничную окраину. Поэтому "малоросс" - название не "дискриминирующее", как это полагают современные невежды, а более почетное, чем "украинец", что по смыслу означает "житель окраины", то есть провинциал. Что же касается балтийских народов (Эстляндия и Лифляндия были в 1721 г. куплены Россией у Швеции за 2 млн. ефимков по Ништадтскому мирному договору), то они в то время были слишком малочисленны и неоднородны для самостоятельной государственности. Немецкое влияние долгое время преобладало там в администрации и в системе образования). Уместно поставить вопрос: смогли бы эти народности сформироваться как нации при власти Тевтонского ордена так же, как позже в составе Российской империи, остановившей тевтонский "натиск на восток"? Тем более подобный вопрос можно поставить относительно судьбы армян, грузин и других народов, искавших в составе Российской империи защиты от своих смертельных врагов. Приняв их под свое покровительство, Россия внесла умиротворение в вековые межнациональные конфликты и обеспечила спокойное развитие малых народов при неблагоприятном соседстве. Именно поэтому, сохранившись и развившись, они теперь, в отличие от американских индейцев, заявляют о своих суверенитетах. Таким образом, отличительным признаком Российской империи была не колониальная эксплуатация (как в ту же эпоху у западноевропейцев), не тоталитарный интернационализм (как позже в СССР), не космополитический "плавильный котел" (как сейчас в США) - а вселенское братство: взаимовыгодное сосуществование равноправных народов на уважении общих нравственных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: