Может быть самостоятельно изучена, с частичным использованием групповых и индивидуальных консультаций. Изучению подлежат следующие вопросы:
Л. И. Брежнев и новый курс в политической и социально-экономической сферах жизни страны. Неудачи реформ второй половины 60-х годов и усиление командно-административной системы. Тенденция к свертыванию, демократических преобразований. Нарастание противоречий и диспропорций в экономике. Противоборство демократических и бюрократических тенденций развития советского общества. Проблемы развития социальной политики. Остаточный принцип в социальной сфере. Духовный кризис общества. Правозащитное и диссидентское движение как выражение демократического сопротивления административно-командной системе. Негативные процессы в области внутрипартийной жизни КПСС (перерождение партийных кадров в центре и на местах).
Основные направления внешнеполитической деятельности страны. Разрядка 70-х гг. и начало Хельсинкского процесса. Противоборство двух политических систем (капиталистической и социалистической). Обострение международной обстановки на рубеже 70—80-х гг. Война в Афганистане и ее последствия. Советский Союз и страны социалистической системы: проблемы взаимоотношений.
|
|
Тема 14. Перестройка и ее последствия (1985—1993 гг.)
Лекционное и семинарское изучение должно охватить следующие вопросы:
Объективная необходимость коренных перемен в социально-экономических и политических изменениях советского общества; личность М. С. Горбачева как политического деятеля. Неподготовленность перестройки.
Подлежат самостоятельному изучению с использованием консультаций следующие вопросы положения:
Противоречивый характер перестройки. Отсутствие единства у руководства партии и страны в целях и задачах перестройки. Последствия перестройки. Начало демократизации общества: гласность, реформы политической системы, новая структура власти в центре и на местах. Грубые просчеты и ошибки в сфере социально-экономической политики и в области внешнеполитической деятельности. Субъективизация процесса приватизации, возникновение коррупции, резкий рост преступности.
Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Усиление политической борьбы в Советском Союзе. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Беловежские соглашения и распад СССР, их оценка в современной литературе. Возникновение СНГ. Возрождение многопартийности. Трагические события 3—4 октября 1993 г. Их оценка, суждения противоречивого характера средств массовой информации. Октябрьские события 1993 г. как следствие борьбы за власть.
|
|
Тема 15. Становление новой российской государственности (1993—-2000 гг.)
Самостоятельному изучению подлежат следующие вопросы и положения:
Политическая смена государственного строя России. Переход к рыночной экономике: ошибки и просчеты, успехи, трудности, противоречия. Новая Конституция Российской Федерации и изменение политической системы страны. Переход государственного строя в России в новое качество. Политическое развитие страны, Б. Н. Ельцин. Парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. Противоречия и усиление политических разногласий. Обострение политических и национальных проблем на Кавказе, боевые действия в Чечне 1994—1995, 1999—2000 гг. и их последствия.
Парламентские выборы 1999 г. и президентские выборы 2000 г. В. В. Путин. Складывание новой политической ситуации в России.
При этом целесообразны индивидуальные и групповые консультации по следующим вопросам: интеграционные процессы в России и СНГ; Российская Федерация на пути радикальной социальной, и экономической модернизации (реформирования). Культура современной России; внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в условиях новой геополитической ситуации.