Московская Русь. 11 страница


Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство

политическую жизнедеятельность древнерусского обшества и получила общественное признание. Русь в IX—X вв. представляла собой «федерацию» государственных образо- ваннЙ и союзов племен восточных славян. Великому киев­скому князю подчинялась региональная элита — местные племенные князья («светлые и великие князья», «великое княжье» и др.), а также «старцы градские» — родоплемен-ная знать, выполнявшая судебно-административные фун­кции. Эти региональные элитные группы периодически выступали с сепаратистских позиций и постепенно вытес­нялись членами великокняжеской династии или старшей дружины, из состава которых назначают наместников и по­садников на основе кормлений.

В конце X—XII вв. в связи с укреплением государственно­сти и принятием христианства в правящей элите происхо­дят изменения. С правления Владимира I суперэлитным слоем становится великокняжеская династия Рюрикови­чей, полностью вытеснившая родо-племенную аристокра­тию. Только за Рюриковичами закрепляется княжеское до­стоинство. При этом отдельные члены княжеского рода имели значение не сами по себе, а как составная часть род­ственной генеалогической цепи князей. Семейные отноше­ния во многом совпадали с вассальными: князь-отец — сюзерен, княжичи-сыновья — вассалы. После Любечского съезда 1097 г., принявшего решение о превращении княжес­ких владении в вотчины, начинается формирование реги­ональных династий из различных ветвей Рюриковичей.

В этот период идет процесс разложения великокняжес­кой дружины. Старшая дружина все более активно вклю­чается в деятельность Совета князя и выполнение админи­стративных функций, превращает земельные владения в вотчины. В связи с развитием княжеских доменов склады­вается дворцово-вотчинная система управления, которую возглавляли огнищанин, тиуны, старосты. По согласованию с вечем, агентам вотчинного управления поручают выпол­нение исполнительных и судебных функций, и верхушка вливается в древнерусскую правящую элиту, хотя могла со­стоять как из свободных, так и лично зависимых от князя (в том числе рабов).

Происходит разделение светской и духовной власти. Духовную православную элиту составляли митрополит, епископы, настоятели крупнейших соборов и монастырей.


\


История России в вопросах и ответах




Высшее духовенство, как правило, было греческим по про­исхождению. Духовная элита не вмешивалась в государ­ственное управление, но оказывала влияние на воспитание и поведение князей, выступала за мирное разрешение кня­жеских междоусобиц.

В. В, Черноус

Литература

1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М, 1989.

2. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизации на Вос-
■ токе. М., 1990.

3. Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лек­
ций для негуманитарных специальностей. М., 1993.

4. Земцов Б. Н. «Откуда есть пошла... российская циви­
лизация»// Общественные науки и современность.
1994. № 4.

5. Кулышн Э. С. Социально-экономический кризис XV
века и становление российской цивилизации//
Общественные науки и современность. 1995. №!.

6. Новосельцев А. П.* Пашуто В. Т., Черепния Л. В. Пути

развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972.

7. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1992.

8. Жильцова 3. В., Щапов Я. Н., Гутнова е. В., Новосель-
цез А. П. Древняя Русь — зона встречи цивилизаций//
Вопросы истории. 1980. № 7.

9. Флиср А. Цивилизация и субцивилизации России//
Общественные науки и современность. 1993. № 6.

10. Фроянов И. Я. Киевская Русь. М., 1974.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: