Становление новой российской государственности в процессе 9 страница


та. Об этом свидетельствует выходка отставного генерала Макашова, факт отказа группы депутатов Государственной Думы во главе с Жириновским и Шандыбиным почтить память жертв холокоста вставанием. Наконец, надо прямо признать, что антисемитизм проявляется в деятельности некоторых националистических и профашистских партий, распространяющих идеологию шовинизма и расизма. Нет сомнении в том, что в правовом демократическом государ­стве им не должно быть места.

Несмотря ни на что рано или поздно сбудутся слова ев­рейского пророка Исайи: «И перекуют они мечи на орала, и копья свои на серпы. Не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать».

С. А. Кислицын, Я. А. Перехов

7.18. Какова была направленность реформ советского общества в 1953-1964 гг.?

Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необхо­димость которых ощущалась обществом и частью руковод­ства страны сразу после окончания второй мировой войны, но которые вряд ли были возможны при жизни вождя. Экономическая и политическая ситуация внутри страны, обстановка «холодной войны» на международной арене обусловили проблемы, решать которые пришлось бы так или иначе любому руководству. Среди этих проблем следу­ет указать на необходимость корректив в органах МВД — МГБ, превратившихся в систему тотального контроля; ре­формирование системы ГУЛАГа, сохранение которой в не­изменном виде не только было экономически нецелесооб­разно, но и создавало угрозу политической стабильности; необходимость либерализации политической системы; из­менение аграрной политики; пересмотр внешне­политических позиций {диктат Москвы в отношении стран Восточной Европы и откровенная конфронтация с Западом не прибавляли авторитета советскому режиму).

Осознание необходимости перемен не означало един­ства взглядов по содержанию реформ, их глубине, последо-


История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



вательности. Процесс реформирования зависел от расста­новки сил в руководстве страны, от выбора политического лидера.

Возникший после смерти Сталина кризис власти прошел в своем развитии четыре этапа: 1) период триумвирата — Берия, Маленков, Хрущев (март—июнь 1953 г.), 2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 — январь 1955 г.), период борьбы Хрущева за единоличную власть (1955 — июнь 1957 г.), 4) период единоличного лидерства Хрущева (июнь 1957 — октябрь 1964 г).

В начале рассматриваемого этапа предлагались три типа реформирования. Первый формулировался Берией. В тече­ние марта—июня 1953 г. он выступил с предложениями реформировать систему МВД—-МГБ, ограничить сферу принудительного труда в экономике, отказаться от «вели­ких строек» коммунизма, пересмотреть сфабрикованные дела, отменить пытки при проведении следствия, провес­ти широкую амнистию, отказаться от старых принципов национальной политики и др. Кроме того, он предлагал прекратить поддержку социалистического строительства в ГДР, восстановить отношения с Югославией, в целом пе­рестроить внешнюю политику.

Политика Маленкова (второй тип реформирования) включала наряду с ликвидацией ГУЛАГа смену экономичес­ких приоритетов во внутренней политике: поворот эконо­мики лицом к человеку; пересмотр соотношения темпов роста тяжелой и легкой промышленности в пользу после­дней; осуществление социальных программ (жилищное строительство, развитие торговли, здравоохранения и др.); новый курс в аграрной сфере (изменение системы налого­обложения, введение принципа материальной заинтересо­ванности, снижение норм обязательных поставок сельхоз­продукции, списание долгов с колхозников). Маленков осуществил на короткое время принцип главенства совет­ской власти над партийной. Программная речь Маленкова была заслушана Верховным Советом, который и принял решения в связи с ней. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС лишь корректировал и развивал основные решения Верхов­ного Совета. Но больше подобного не повторится: партия во главе с Хрущевым возьмет инициативу в свои руки. Ма­ленкову же принадлежит первенство в постановке вопроса о культе личности Сталина.


Третий тип реформирования связан с утверждением еди­ноличной власти Хрущева и вначале включал в себя постепенное свертывание «маленковской» аграрной поли­тики. При Хрушеве получила развитие тенденция, тяготев­шая к уравнительному принципу распределения заработной платы и общественных благ, повышению минимальной за­работной платы, росту выплат и пособий из общественных фондов потребления. К идее материальной заинтересован­ности Хрущев вернется за два года до конца своего правле­ния, но будет уже поздно.

Апогеи реформ Хрущева приходится на 1957—1962 гг. Обилие реорганизаций шло по всем направлениям. В сфе­ре экономики широкие меры проводились по изменению ситуации в сельском хозяйстве: обновление материально-технической базы, кадров; строительство новых совхозов на освоенных целинных землях; реорганизация МТС; введе­ние авансирования колхозников, и др.

В промышленности и строительстве менялась система управления: упрощена система министерств, сокращен управленческий аппарат, введен территориальный принцип управления и созданы совнархозы.

В политической сфере были проведены массовая реаби­литация жертв сталинских репрессий, чистки в системе МВД, реформа системы законодательства и правопорядка (упразднены внесудебные органы, введен партийный конт­роль над органами госбезопасности), реорганизация полит-органов в Советской Армии; разделение партийного руко­водства по производственному принципу и упразднение сельских райкомов, реформирование системы политпро­свещения, постепенная и прерывистая десталинизация об­щества.

В социальной сфере была реформирована система пенсионного обеспечения, была снижена доля налогов в доходах государства, сокращен рабочий день на два часа, расширялась и специализировалась торговля, развернулось жилищное строительство, и др.

Апогеем реформистской ориентации стал курс на раз­вернутое строительство коммунистического общества.

Оценивая направленность реформ, следует отметить: боль­шинство авторов склонны считать, что указанный период — это одна из страниц советского реформизма. Своим со­держанием он разрушил прежний и создал новый баланс со-


История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



циальных интересов, что сопровождалось дифференциаци­ей общества. Отмечается, что реформы Хрущева фактичес­ки не привели к укреплению вертикали «власть—народ», но, напротив, расшатали систему. Это дает основания отдельным авторам (Е. Зубкова) считать преобразования 50—60-х гг. во­все не укрепляющими реформами, а реформами формирую­щего типа. При этом отмечается исчерпанность арсенала реформистских методов, узость их социальной базы.

С точки зрения эволюции советской системы, эти реформы означают особый тип обновления — советский модернизм (некоторая замена целей и задач движения при сохранении старых административных методов).

//. В. Старикова

7.19. Каковы основные тенденции социального развития страны в 40—80-е гг.?

Период 40—80-х гг. занимает особое место в новейшей истории России. По-разному развивалась тогда страна. Послевоенные годы были отмечены не только огромными усилиями народа по восстановлению экономики, но и года­ми репрессий, усиления внеэкономического принуждения, сохранения системы ГУЛАГовского насилия. В 70—80-е гг. стали нарастать негативные тенденции социально-эконо­мического развития, вызванные исчерпавшимися возмож­ностями мобилизационной экономики. Однако в эти годы были и периоды достаточно стабильного развития страны. Успешно функционировала командная экономика во вре­мя Великой Отечественной войны, в 50-е годы была пред­принята попытка социально-ориентированной перестрой­ки народного хозяйства, а в 1965— 1968 гг. и в 1987—1989 гг. предпринимались усилия по оживлению экономики с до­пущением элементов рыночного регулирования. В целом же колебания в экономике передавались социальной сфе­ре, усиливая тенденцию ее противоречивого развития.

Об эффективном функционировании мобилизационной экономики в годы Великой Отечественной войны свидетель­ствует общеизвестная статистика. Так, СССР в период вой-


ны, выплавляя стали примерно в три раза меньше Германии и добывая почти в пять раз меньше угля, создал почти в два раза больше вооружения и боевой техники.

Высокий моральный дух советских людей, патриотизм сплотили общество, приумножая силу народную. Ради победы над врагом люди делились последним. С первых месяцев войны по стране развернулось движение по зачис­лению в доноры. В фонд обороны добровольно передава­лись денежные средства многими гражданами страны, на фронт направлялись вещи, изготовленные женщинами в нерабочее время. Миллионы эвакуированных из прифрон­товых областей были приняты и размещены в семьях совет­ских граждан.

В тяжелых условиях войны власти пытались обеспечить хотя бы минимальные социальные потребности людей. Была разработана и осуществлялась специальная прави­тельственная программа спасения детей и прежде всего вос­питанников детских домов. К концу 1942 г. из прифронто­вой полосы и угрожаемых районов были вывезены в безопасные зоны страны воспитанники 976 детских домов. Сотни тысяч ребят были эвакуированы в первые месяцы войны только из Москвы и Ленинграда. На станциях сле­дования для них организовывали пункты питания. Однако далеко не везде для эвакуированных детей создавались нор­мальные условия. Под грифом «Совершенно секретно» в постановлении Оргбюро ЦК ВКЛ(б) от 22 августа 1941 г. «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда» отмеча­лось, что во многих районах эвакуированные дети живут скученно, спят на полу.

В период Великой Отечественной войны по инициати­ве тружеников тыла и воинов армии зародилось движение за создание фонда помощи детям. К концу 1943 г. на счета этого фонда поступило 50 млн рублей.

В школах городов и рабочих поселков были введены завтраки, которые получали в годы войны миллионы школьников. Для детей, особо нуждавшихся в усиленном и диетическом питании, были организованы специальные столовые, в которых ребят кормили два раза в день.

В годы войны налоговые льготы получили инвалиды и пенсионеры, в частности, многие из них в 1942 г. были освобождены от налога на строения. В июле 1944 г. были увеличены льготы для матерей и беременных женщин. Пре­дусматривалась обязательная организация на предприяти-


История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



ях с массовым применением женского труда детских яслей, детских садов, комнат для кормления грудных детей и ком­нат личной гигиены женщин.

Была проявлена забота и о воинах-инвалидах, созданы приоритетные условия для их трудоустройства. Эти и дру­гие социальные меры способствовали укреплению единства тыла и фронта, приближая нашу победу.

В послевоенные годы в стране развернулась огромная работа по восстановлению разрушенного. Перевод эконо­мики с нужд военного времени на нужды мирного разви­тия позволил власти предпринять ряд популярных в наро­де мер: в 1947 г. была отменена карточная система на все продовольственные и.промышленные товары, в течение 1947—1950 гг. трижды снижались цены на товары массово­го спроса. Широкое развитие получило жилищное строи­тельство. Но социальные условия для основной массы на­селения страны оставались тяжелыми.

Важной тенденцией социальной политики тех лет была ее направленность на поддержку исключительно социаль­ной базы сталинского режима. Значимыми для режима социальными слоями были: партийные и государственные чиновники, военные, сотрудники правоохранительных ор­ганов, рабочие крупных промышленных центров и оборон­ных предприятий. В условиях, когда экономика оставалась затратной и не могла обеспечить необходимый стране при­рост производства, средства на поддержку своей социаль­ной базы режим стремился получить за счет усиления не­эквивалентного обмена между городом и деревней путем дальнейшего ограбления крестьянства. В этой связи следует напомнить печально известный закон 1948 г. (не опублико­ванный в газетах), по которому разрешалось ссылать в Си­бирь по решению колхозного собрания крестьян, не выра­ботавших минимум трудодней. Усилилось налоговое бремя на крестьянство. А неурожай 1946 г. поставил ряд районов Центральной России, Поволжья и других территорий стра­ны на грань катастрофы. По подсчетам специалистов, от голода и связанных с ним болезней в 1946— 1947 гг. умерло около 1 млн человек, причем в основном сельского населения.

После смерти Сталина в 1953 г. были внесены измене­ния в социально-экономическую политику, взят курс на социальную переориентацию народного хозяйства на осно­ве более гармоничного развития экономики и прежде все-


го сельского хозяйства и отраслей группы «Б». Снижение сельхозналога и увеличение в несколько раз закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оживило разви­тие отрасли. Заметно увеличилось производство в легкой и пищевой промышленности. Благодаря задействованным резервам мобилизационной экономики темпы экономичес­кого роста в середине и второй половине 50-х гг. превзошли ожидания. Как справедливо заметила историк Е. Зубкова, 50-е гг. принадлежат к тем немногочисленным периодам отечественной истории, когда экономика функционировала достаточно эффективно. Не случайно многие ученые пола­гают, что именно в этот период в нашей стране закладыва­лись основы индустриального общества. Следовательно, к концу 50 — началу 60-х гг. в СССР была создана материаль­ная основа для осуществления широкомасштабных соци­альных мер, для вступления страны в стадию общества по­требления.

Впервые в истории страны в 50-е гг. было развернуто мас­совое жилищное строительство. Городской жилищный фонд в 1955— 1964 гг. увеличился на 80%. В целом за 50—60-е гг. улучшили свои жилищные условия почти 83% населения.

У граждан страны значительно возросла заработная плата, увеличилось потребление промышленных и продовольст­венных товаров. Телевизоры, холодильники, пылесосы и другие товары широкого потребления вошли в быт совет­ских людей.

В 1956—1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на семичасовой, а на подземных работах — на шестичасо­вой рабочий день.

Социальным завоеванием общества стал новый закон о пенсиях 1956 г., по которому в стране устанавливался пенсионный возраст, один из самых низких в мире. В те годы пенсии были повышены вдвое, что позволило многим пенсионерам жить на пенсию, без приработка. Если в се­редине 50-х гг. среди пенсионеров по старости было 28,5% работающих, то к концу 60-х гт. — чуть более 20%. А с 1964 г. пенсии впервые стали выдаваться и колхозникам.

Успешная социальная политика, проводившаяся во вто­рой половине 50 — начале 60-х гг., позволила значительно снизить уровень смертности населения и обеспечить качественный скачок в продолжительности жизни. Если в 1940 г. смертность в СССР из расчета на тысячу человек


История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



составляла 18 человек, то в 1960 г. — 7. Показательна ста­тистика и по уровню продолжительности жизни. На рубе­же 30—40-х гг. она составляла лишь 47 лет (44 года для муж­чин и 50 лет для женщин), во второй половине 50-х гг. средняя продолжительность жизни достигла 67 лет (63 года для мужчин и 69 лет для женщин), а в конце 60-х годов — 70 лет (64 года для мужчин и 74 года для женщин). Следо­вательно, в результате масштабных социальных преобразо­ваний, осуществленных в стране в 50— 60-е гг., повысился жизненный уровень народа, упрочилась система социаль­ного обеспечения.

В 70—80-е гг. власти стремились сохранить тенденцию роста жизненного уровня. Несмотря на затратный характер экономики, благодаря наращиванию экспорта энергоноси­телей (нефти, газа), государству тогда удалось обеспечить безбедную жизнь основной массы населения страны. При сохранении цен на продовольственные и промышленные товары росла средняя заработная плата рабочих и служа­щих. В 1970 г. она составляла 122 руб. в месяц, в 1975 г. — около 146 руб., в 1980 г. — почти 169 руб., а в 1982 г. — 177 руб. Рост среднемесячной заработной платы продолжался и в годы одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.). За эти годы она выросла у рабочих и служащих на 13%, а у кол­хозников — на 29%.

В стране сохранялись высокие темпы жилищного строи­тельства. Ежегодно улучшали свои жилищные условия око­ло 10—11 млн человек. При этом повышалось качество жилья. Доля домов, построенных по новым типовым про­ектам улучшенной планировки, равнялась в 1985 г. 50%, тогда как в 1975 г. она составляла 36%.

Дальнейшее развитие получила система социального обеспечения. Возросли расходы государства на выплаты пенсий. Если в 1960 г. они составляли 7 млрд руб., то в 1970 г. — 16,2 млрд руб., в 1980 —33,3 млрд руб., а в 1986 г. — 49,3 млрд руб. Это позволяло государству периодически по­вышать минимальные размеры пенсий. Все более прибли­жались размеры пенсий колхозников к уровню пенсионно­го обеспечения рабочих и служащих. Во многих колхозах развернулось строительство домов для престарелых, интер­натов и других учреждений социального обеспечения. С се­редины 70-х гг. женщины, работавшие трактористами-маши-


нистами в сельском хозяйстве, получили право на пенсию по достижении 50 лет.

К середине 80-х гг. был увеличен с 10 до 20% размер над­бавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии, в учреждении или организации не менее 25 лет. Была введе­на 50-процентная скидка со стоимости лекарств пенсионе­рам, получавшим пенсии в минимальных размерах. Для женщин-матерей повсеместно вводился частично оплачи­ваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им воз­раста одного года с одновременным продлением неоплачи­ваемого отпуска до полутора лет.

Система социального обеспечения, сложившаяся в стра­не к середине 80-х гг., охватывала широкие слои населения, предоставляя всем нуждающимся минимум социальных гарантий. Эту позитивную ее особенность признавали и на Западе. Известный советолог, профессор Гарвардского уни­верситета США Р. Пайпс в середине 1991 г. советовал нам «демонтировать коммунизм», но при этом «оставить неко­торые его черты, связанные с социальным обеспечением».

Однако советская система социального обеспечения была далека от совершенства. И в целом уровень социаль­ной защищенности граждан страны оставался невысоким. У нас в государстве, по сути дела, сформировалась патер­налистская модель социальной защиты, с почти абсолют­ным финансированием из госбюджета. Причем система распределения фондов социального обеспечения была в значительной мере бюрократической и безадресной. А со­циальная политика сочеталась в реальной жизни с сохра­нявшимся высоким уровнем государственной эксплуатации населения. Так, если в 1928 г. удельный вес фонда заработ­ной платы в национальном доходе СССР составлял 58%, то к середине 80-х гг. — лишь 36,6%. Для сравнения можно отметить, что в США в 80-е гг. доля общего фонда зарпла­ты в национальном доходе составляла 64%, а в развитых европейских странах от 60 до 80%.

Возможности и резервы мобилизационной экономики были к началу 80-х гг. уже исчерпаны. Неблагоприятная для нас международная конъюнктура, в том числе развертыва­ние военных действий в Афганистане, вела к сокращению нефтедолларовых вливаний в экономику. В результате для правительства становилось все более затруднительным со-


История России в вопросах и ответах




Раздел 7. Великая российская революция...



хранять относительно стабильный жизненный уровень граждан страны. Стала давать сбои и гарантированная си­стема социального обеспечения. Следствием всего этого явилось постепенное падение жизненного уровня, рост де­фицита продовольственной продукции и качественных промышленных товаров повседневного спроса. Наметилась тенденция сокращения средней продолжительности жизни в стране. Уже в 70те гг. она перестала увеличиваться и в 1985 г была на 2 года ниже, чем в 1972 г. В стране продол­жала расти детская смертность. К середине 80-х гг. по уров­ню детской смертности СССР занимал 50-е место в мире. Таким образом, в 40—80-е гг. социальное развитие стра­ны было довольно противоречивым. Патерналистский тип социальной зашиты, сложившийся в государстве, обеспечи­вал минимум социальных гарантий для всех нуждавшихся граждан. Однако затратная, мобилизационная экономика делала непрочными социальные завоевания народа. И это прежде всего проявилось в уровне его жизни, который с начала 80-х гг. стал постепенно снижаться. В стране все бо­лее осознавалась необходимость реформирования обще­ственной системы и ее важнейшей составляющей части — социальной сферы. Попытки такого реформирования были предприняты в перестроечную и постперестроечную эпоху.

П. Я. Циткилов

7.20. Почему потерпели неудачу реформы Н. С. Хрущева?

Поставленный вопрос в исторической литературе осве­щается часто слишком прямолинейно. Реформы Хрущева принесли немалые позитивные результаты в политической, экономической, социальной, духовной и других сферах — подчеркивают одни авторы. Другие делают акцент на невозможности реформирования социалистической систе­мы и доказывают изначальную порочность преобразований Хрущева.

В ходе начатой после XX съезда КПСС десталинизации страны тоталитаризм был поколеблен во всех сферах жиз­ни, но не сокрушен. Оживление Советов, общественных


организаций, прорыв в Космос и подъем целины, жилищ­ное строительство, курс на мирное сосуществование с За­падом и другие достижения сочетались с проявлениями посттоталитарной системы. Продолжал осуществляться всеобъемлющий контроль партийного аппарата за полити­ческой, хозяйственной, идеологической и культурной жиз­нью общества. Генеральный секретарь ЦК КПСС по-прежнему являлся «некоронованным самодержцем». В правящей партии, вопреки ее собственному уставу, вне кри­тики снизу оставались ЦК, Политбюро ЦК, секретари ЦК. О возможности внутрипартийной оппозиции и уж тем более многопартийности никто не смел и заикнуться. В избира­тельной системе оставалась незыблемой практика выборов без выбора. В экономике безраздельно господствовали госу­дарственная и колхозная формы собственности, админис­тративно-командная система. В идеологии не допускались идеи, в чем-то отличающиеся от официальной марксист­ско-ленинской теории.

Это явилось главной причиной того, что в силе оставался старый экономический механизм, строжайшая централиза­ция в управлении. Экономика страны развивалась по экстенсивному пути. С конца 50-х гг. темпы экономическо­го развития существенно замедлились. В конце 50-х — пер­вой половине 60-х гг. произошел ряд крупных провалов в сельском хозяйстве. Ситуация в экономике 1959—1964 гт. во многом напоминала явления конца 40-х — начала 50-х гг.

Это отрицательно сказалось и на уровне материального благосостояния народа, и на духовном развитии страны («оттепель» все чаше сменялась трескучими морозами).

Выражением неудач реформ Хрущева являлось и то, что он с конца 50-х гг. в своей аграрной политике в известной мере вернулся к методам управления сталинского периода (поддержка лжеученого Лысенко, «кукурузная эпопея»).

Эти явления в совокупности подготовили почву для отстранения Хрущева от руководства партией и страной и частичного восстановления сталинистских порядков. К числу факторов, непосредственно обеспечивших успех пе­реворота в октябре 1964 г., относятся следующие.

Хрущев лишился поддержки почти всех социальных сло­ев советского общества.

Рабочие негодовали в связи с повышением в 1962 г. цен на мясо и масло и нехваткой товаров, что привело к


 
 

 

История России в вопросах и ответах

Новочеркасским и Карагандинским трагическим событи­ям. Крестьянство и рабочие совхозов были крайне недо­вольны жесткими ограничениями личного подсобного хо­зяйства, подрывом экономики колхозов в результате их больших затрат на ускоренный выкуп техники МТС, лини­ей на ликвидацию чистых паров и посевов многолетних трав, дефицитом промтоваров, и т.д.

У интеллигенции вызывали протест возобновившиеся гонения на видных писателей и художников, преимущества при поступлении в вузы для молодых производственников и снижение в связи с этим уровня подготовки специалис­тов, использование людей интеллектуального труда на фи­зических работах. «Дозированная либерализация» вызвала возмущение и ортодоксов-консерваторов.

Партийный аппарат был недоволен, во-первых, раз­делением в 1962 г. партийных организаций на промышлен­ные и сельские (как в связи с тем, что эта мера порождала путаницу и неразбериху, ослабляла связи промышленнос­ти с сельским хозяйством, так и из-за опасений, что она приведет к образованию крестьянской партии эсеровского типа). Во-вторых, партийная бюрократия видела, что серь­езную угрозу для нее таят введенные в 1961 г. на XXII съез­де КПСС нормы систематического обновления всех орга­нов партии. В-третьих, партийный аппарат раздражали частые и резкие нападки на партийных чиновников.

Руководящие кадры промышленных и сельскохозяйст­венных предприятий выступали против административно­го диктата и бесконечных реорганизаций.

Командный состав вооруженных сил не мог простить Хрущеву снятия с поста министра обороны Г. К. Жукова и резкого сокращения армии без создания необходимых материально-бытовых условий увольняемым в запас офи­церам.

Наконец, у народа в целом с течением времени стали вы­зывать раздражение восхваление Хрущева, широковещатель­ные декларации о скором пришествии коммунизма, призы­вы в ближайшие годы догнать США по производству молока, мяса, масла на душу населения, тем более, что все это пришло в противоречие с ухудшением с конца 50-х гг. экономического положения.

Массы в духовном и психологическом отношении не были готовы к коренным преобразованиям в социально-по-


447 Раздел 7. Великая российская революция...

литической, экономической и идеологической сферах. Даже диссиденты в большинстве своем в то время не ори­ентировались на капитализм и в основном не ставили под сомнение коммунистическую перспективу. У многих трудя­щихся в связи с неудачами хрущевских реформ усилилась тяга к возвращению жестких порядков сталинского перио­да. Сказывалось отсутствие у масс демократических тради­ций и взращивавшийся десятилетиями сталинского произ­вола конформизм.

Главный реформатор — Хрущев при всей прогрессивно­сти многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить ее предрассудки, а частично и ее методы, приемы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непосле­довательность, зигзаги и колебания. К тому же ему не хва­тало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал по преимуществу на реорганизации структур административ­ного управления, на сохранение в неприкосновенности существовавших форм собственности, сложившихся эко! гоми-ческого механизма и социально-политической системы.

10. П. Денисов

7.21. Каковы были условия

и характерные черты развития

советской культуры

в послевоенный период?

Советский период отечественной истории отмечен воз­никновением феномена советской культуры, который сформировался в 20—30-е гг. в ходе так называемой куль­турной революции.

Созданная в тот период административно-командная система продемонстрировала свой немалый потенциал, не только обеспечив за короткий срок массовую грамотность населения, но и воспитав поколение, выстоявшее в войне с фашизмом. Путем опоры на такие исторически сложивши­еся ментальные черты русского народа, как пассионарность, соборность, державный патриотизм в массовом сознании были сформированы позитивный образ социализма, впер­вые создаваемого в СССР, вера в возможность решения этой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: