На выборах в январе 1980 г. ИНК(И) (так стала называться партия И. Ганди) противостояла не единая Джаната парти, а множество мелких партий. Найти нюансы в их программах простому человеку было сложно, в то время как Конгресс ассоциировался в сознании масс с устойчивым положением в стране.
Выборы принесли победу партии И. Ганди, завоевавшей 67% мест. После поражения на выборах Джаната парти еще раз раскололась. На сей раз из нее вышли коммуналистские силы Джана Сангх И Раштрия Сваямсек Сангх. Они вскоре и образовали новую партию — Бхаратия Джаната парти.
В мае 1980 г. ИНК(И) на местных выборах завоевал 63% мест, что позволило ему сформировать правительства в 15 штатах (из 22). В трех из оставшихся семи штатов у власти были левые правительства, еще в трех — правительства, сформированные местными партиями, в Ассаме — введено президентское правление.
Через несколько месяцев после триумфального возврата к власти И. Ганди постигло личное горе: погиб в авиакатастрофе ее сын Санд-жай. Он активно занимался политикой, был руководителем молодежной организации Конгресса. После его гибели по просьбе матери политикой занялся ее младший сын Раджив, который, как считалось, не имел ранее никаких политических амбиций.
|
|
Одержав победу, И. Ганди все же приняла решение кардинально изменить экономическую политику страны. К этому вынуждали многие обстоятельства, среди которых и неудачи прежнего курса, и изменения в мировой экономике: высокие цены на нефть, кризис сбыта на Западе, переход в передовых странах к новейшим технологиям, структурные процессы. Кроме того, на страну оказывали давление и международные финансовые институты, к помощи которых Индия была вынуждена обратиться по причине острой нехватки валюты.
В ноябре 1980 г. МВФ обещал предоставить новые кредиты лишь при выполнении следующих условии: а) снижение налогов, б) сокращение социальных расходов, в) прекращение выплат субсидий на зерно, г) понижение импортных тарифов. На этих условиях Индия вскоре получила кредит в 5 млрд. долл.
Изменение экономической политики в Индии выразилось:
• во-первых, в сокращении госсектора и ассигнований на него из бюджета;
• во-вторых, в ограничении государственного вмешательства в экономику, что означало, в частности, снижение импортных пошлин, либерализацию экспорта, снятие ограничений на иностранные инвестиции и привлечение зарубежных технологий;
• в-третьих, в понижении прямых налогов, что поощрило внутренние инвестиции;
• в-четвертых, в уменьшении субсидий на зерно и социальную помощь.
Эти меры привели к экономическому оживлению. С 1982 г. начался ежегодный рост промышленного производства на 4—5%; сельскохозяйственное производство росло еще быстрее — 9%; уже в 1985 г. был собран урожай в 150 млн. т зерна.
|
|
Стал расти экспорт, сокращалось отрицательное сальдо внешней торговли, улучшилось положение с валютой. В Индию пошли иностранные капиталовложения; был смягчен контроль за деятельностью корпораций, поощрялось заимствование новых технологий и передового опыта.
Резко возросло внимание правительства к вопросам развития аграрной инфраструктуры. На социальные нужды сельского населения выделялись огромные средства. Особое значение имела электрификация сельских районов: только за 1981—1985 гг. число электрифицированных деревень увеличилось на У3, конкретно, на 100 тыс. Но Индия еще оставалась страной массовой нищеты, хотя правительство постепенно снижало уровень бедности: в 1980 г. доля бедных от общего числа населения составляла 51%, в 1984 г. — 37%, в 1990 г. — 23%.
На рубеже 1980—1990 гг. экономическое положение Индии вновь ухудшилось: страна уже в значительной мере интегрировалась в мировую экономику и поэтому новые тенденции не могли обойти ее стороной. Как и во всем мире, в Индии приостановился экономический рост, возросла инфляция, сократился экспорт и золотовалютные резервы.
Это подвигнуло правительство на проведение новых рыночных реформ.
Во-первых, началось быстрое сокращение госсектора — осуществлялась приватизация крупных государственных предприятий. В результате под контролем у государства остались лишь железные дороги и энергетика, да примерно по 40% металлургического производства, производства оборудования, атомной и оборонной промышленности, часть гражданской авиации и морского транспорта. В настоящее время частный сектор производит 3Д всеи экономической продукции (ВНП).
Во-вторых, продолжалось сокращение государственного вмешательства; в частности, власти отказались от права выдачи лицензий на экономическую деятельность, сократили административное регулирование.
Были приняты и чрезвычайные меры. Министр финансов Индии Монмохан Сингх провел девальвацию рупии, снизил тарифы, провел налоговые реформы, пополнил валютные резервы, и экономика медленно пошла на подъем: сначала с темпами роста 3,9%, потом они возросли до 9,1% (2000 г.).
К настоящему времени Индия добилась значительных успехов: ее валовой продукт уже превосходит в несколько раз показатели России. По мнению некоторых специалистов, Индия к 2015 г. достигнет уровня экономического развития Японии. Потенциал Индии может позволить ей добиваться ежегодного прироста валового продукта на 9% на протяжении 30 лет. Индия укрепляет собственные золотовалютные резервы (они уже превысили 30 млрд. долл.), расширяет добычу нефти, достигшую 34 млн. т.
Успешно развивается и сельское хозяйство: с 1992 г. Индия экспортирует зерно, а в 1999 г. урожай зерна составил 203 млн. т. В целом страна экспортирует товаров на сумму в 36 млрд. долл., в том числе товары высоких технологий. Так, в 1997 г. Индия продала высококачественные компьютерные программы на сумму свыше 3 млрд. долл., в 2002 г. эта сумма составит уже 5 млрд. долл., а к 2006 г., как предсказывают специалисты, Индия будет экспортировать компьютерных программ на сумму 50 млрд. Долл.
По количеству высококлассных профессиональных кадров в области компьютерного программирования Индия занимает 2-е место в мире после США; 3-е место — по общему количеству научно-технического персонала. Не случайно в США охотно берут на работу выходцев из Индии: в знаменитой Силиконовой долине, например, 30% служащих компании «Майкрософт» составляют индийцы.
Вообще, успехи Индии в сфере высоких технологий впечатляют: уже в 1988 г. был образован Центр высоких технологий в Пуне, который добился замечательных успехов. В 1998 г. индийцами был создан суперкомпьютер «Парам—10000», способный выполнять более триллиона математических операций в секунду. Это второй в Азии (после Японии) компьютер, данное обстоятельство выдвинуло Индию в число передовых держав в этой сфере, что позволило ей вести масштабные исследования в области молекулярной биологии, разведки нефти и газа, изучения климата и т. д. В настоящее время Россия также заказала в Индии «Парам—10000».
|
|
Во внешней торговле Индии 60% оборота приходится на развитые страны Запада. Индийская диаспора за рубежом превышает 14 млн. человек. Как правило, это состоятельные люди, например в США 1,3 млн. выходцев из Индии составляют самую богатую этническую общину. Ежегодные переводы из-за рубежа превышают 1 млрд. долл. Индия имеет большую внешнюю задолженность, но 95% ее долгов составляют долгосрочные льготные кредиты. В последние годы растет поток инвестиций из-за рубежа, в 1999 г. он резко увеличился.
Однако перед Индией стоят, как и прежде, трудноразрешимые экономические проблемы.
Две проблемы стоят наиболее остро.
1. Необходимо сохранять в экономике традиционный сектор: за ним
в настоящее время закреплено около 500 наименований товаров. Да
же в производстве станков и электроприборов около 60% приходится
на мелкие предприятия, свыше половины текстильного производства
падает на кустарей.
Простой факт определяет экономическую политику: 10 млн. рупий инвестиций позволяют создать в современном секторе 360 рабочих мест, на мелких предприятиях — 1200 рабочих мест, а в традиционном секторе — 5,5 тыс. рабочих мест.
2. Усугубляется аграрное перенаселение: в Индии уже освоено под пашню свыше 1/2 части территории, и это больше, чем где-либо в мире (в США— 16%, в Японии — 15%, в КНР — 11%). Возможностей дальнейшего увеличения пахотной земли практически нет — максимум 20 млн. га. Потенциал «зеленой революции» ограничен — ею охвачены лишь 20% хозяйств. Около 35 млн. крестьян имеют менее 1 га земли. Поэтому перед Индией стоит дилемма — чему отдать предпочтение: более эффективному фермерскому пути или всеобщей занятости.
|
|
Есть проблемы социального плана, в частности неравенство в доходах: 20% населения, занятого в современном укладе, потребляют свыше половины национального дохода.
Остается и проблема бедности, уровень ее, по сравнению с большинством других стран, явно высок. Но к чести Индии надо заметить, что ее грандиозные экономические и социальные проблемы решались в последние десятилетия в пределах страны исключительно собственными силами. В стране в настоящее время около 300 млн. человек относятся к среднему классу.