Маоизм: теория и практика
Чтобы разобраться в столь сложном и неоднозначном явлении, как маоизм, необходимо выяснить его исторические корни и идейные истоки. Маоизм как политическая идеология прошел несколько стадий в своем формировании и становлении, вычленение которых поможет студентам лучше представлять себе логику и динамику Китая в целом. В практической сфере маоизм выразился прежде всего в политике "большого скачка" и "культурной революции". Завершая изучение данной темы, следует показать значение маоизма в новейшей истории Китая.
Вопросы для обсуждения:
1.Формирование идеологии маоизма.
2. Политическая и экономическая практика маоизма.
3. Политический портрет Мао Цзедуна.
4. Внешнеполитическая доктрина Мао.
Источники и рекомендуемая литература
Браун О. Китайские записки 1932—1935 гг. М., 1974.
Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзедуна. М., 1979.
Владимиров П. П. Особый район Китая. М., 1973.
Коммунистический Интернационал и китайская революция: Документы и материалы. М., 1986.
Мао Цзедун. Избранные произведения. Т. 1—4. М., 1951—1953.
Маоизм без прикрас. М., 1980.
Хрестоматия по новейшей истории. Ч. 1. М., 1960. С. 647—680 Ч. II. С. 672; Ч. III. С. 307—319.
Арбатов Г. Свидетельство современника. М., 1987.
Бутин А. П. Ядро маоистской социологии. М., 1980.
Бурлацкий Ф. М. Мао Цзедун и его наследники. М., 1979.
Варнан Ф. Путь маоистов. М., 1979.
Владимиров О. Е., Рязанцев В. И. Страницы политической биографии Мао Цзедуна. М., 1973.
Лазарев В. И. Классовая борьба в Китае. М., 1981.
Мясников В. С. Мао Цзедун // Вопросы истории. 1990. N 1.
Панцов А. Мао Цзедун. М., 2007.
Хрущев Н. Мао Цзедун и раскол // Проблемы Дальнего Востока. 1990. N2.
Усов В. Н. КНР: от "большого скачка" к "культурной революции" М., 1998.
Осмысление этой темы невозможно без понимания особенностей исторического пути, пройденного Индией, ее культурного и религиозного наследия. Феномен М. Ганди — это феномен индийского менталитета. Сопоставляя оценки М. Ганди, сделанные различными исследователями, желательно высказать и обосновать в работе свое мнение о М. Ганди и гандизме, о его влиянии на развитие индийского общества, значении идей М. Ганди в наше время.
Вопросы для обсуждения:
1. Махатма Ганди — политический портрет.
2. Морально-этические взгляды М. Ганди.
3. Политические идеи и политическая практика М.Ганди.
4. Ганди о будущем социально- экономическом устройстве Индии.
Вопросы для дискуссии:
1 позиция | 2 позиция |
1. Ганди - гениальный политик. 2. Главное достижение Ганди-соединение этики и политики. З. Ганди - выдающийся религиозный реформатор. 4. Имя Ганди стоит в одном ряду с именами Христа, Будды. Мухаммеда. | 1. Ганди - прекраснодушный мечтатель. 2. Ганди не понял роли насилия в истории. 3. Ганди - просто религиозный фанатик. 4. Ганди - это чисто индийский феномен. |
Источники и рекомендуемая литература
Ганди М. К. Моя жизнь. 1-е изд. М., 1934; 2-е изд. М., 1969.
Хрестоматия по новейшей истории. Ч. 1. М., 1960. С. 746—776.
Горев А. В. Махатма Ганди. М., 1989.
Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока. 1917—1947 гг. М., 1984.
Комаров Э. Н., Литман В. О. Мировоззрение М. К. Ганди. М., 1969.
Камин В. Г. Гибель Махатмы Ганди // Вопросы истории. 1988. N 10.
Кришнамурти Дж. Традиция и революция. СПб., 1994.
Литман А. Д. Махандас Карамчанд Ганди // Народы Азии и Африки. 1980. N4.
Мартышин О. В. Махатма Ганди в оценке советских исследователей // Азия и Африка сегодня. 1987. N 8.
Мартышин О. В. Политик и святой (к 50 - летию гибели Махатмы Ганди) //Восток. 1998. N 5.
Мартышин О. В. Политические взгляды Ганди. М., 1970.
Намбудирипад Е. М. Ш. Махатма Ганди и гандизм. М., 1967.
Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.
Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества. М., 1992.
Орлова Р. Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди // Народы Азии и Африки. 1971. N2.
Райков А. В. Ганди и национальные революционеры // Народы Азии и Африки. 1976. N 1.
Ролан Р. Махатма Ганди. М., 1934.
Ульяновский Р. А. Три лидера великого индийского народа. М., 1986