Среда обитания древних египтян

Глава III. Цивилизация Древнего Египта

1. Природно-климатические условия. Египет – это греческое название древнейшей древневосточной цивилизации, возникшей в долине Нила – между его каменистыми порогами на юге и побережьем Средиземного моря на севере. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» – «Чёрная земля» – по цвету вспаханной почвы, славившейся исключительным плодородием. Богатство египетской земли было, по словам Геродота, «даром Нила», обильно орошавшего свои берега во время ежегодных разливов и снабжавшего поля ценным органическим удобрением – илом. Изнывающая под испепеляющим солнцем египетская земля погибла бы, не будь Нила, поэтому ежегодно «слабый и сильный… каждый муж» взывал к Нилу, умоляя его дать воду полям.

Египтяне почитали Нил под именем бога Хáпи, которого порой называли Царём богов. Многочисленные статуэтки Хапи изготавливались в ремесленных мастерских Египта, чтобы стать жертвенным подношением земледельцев своему могущественному богу, дарующему плодородие стране. Хапи предстаёт перед нами в виде украшенного тиарой из речных растений тучного мужчины с обвисшей грудью и жирным животом. Он либо разбрасывает вокруг себя символ египетской жизни – знак «анх» (напоминающий крест), либо держит поднос, доверху наполненный рыбой, утками, спелыми колосьями, цветами, – дарами Нила.

Тысячи изображений Хапи бросали заждавшиеся половодья египтяне в Нил или священное озеро при храме Ра-Хорахти в Оне, крича при этом: «Хапи, проснись!» Будто услышав этот задорный призыв, воды Нила начинали пениться, «разбухать», заполнять почти высохшую пойму реки. Вода выходила из берегов и затопляла безжизненные равнины, превращая города и поселения в острова.

Спустя два месяца, когда уровень воды достигал максимальной отметки, египтяне, нетерпеливо ожидавшие конца паводка, вновь бросали статуэтки Хапи в воду, умоляя его словами: «Хапи, уймись!» И снова, словно услышав эти мольбы, Хапи начинал отступать, постепенно входя в свои берега. Половодье, длившееся четыре месяца, было первым сезоном года в Древнем Египте, который назывался «ахет».

Лишь земля появлялась из-под воды, на поля выходили земледельцы, торопясь выполнить свои главные обязанности, – вспашку и сев, пока земля не затвердеет. На протяжении сезона сева («перет»), который длился четыре месяца, у крестьян практически не было никакой другой работы, кроме поливки полей.

Наконец, наступал и третий сезон – время сбора урожая, жатвы и обмолота зерна («шему»). Уровень воды в реке резко понижался. Потрескавшаяся от жары чёрная земля долины Нила с нетерпением ждала нового половодья.

Таким образом, разливы Нила полностью подчиняли себе жизнь земледельца, вводили ритмичную последовательность в организацию его производственной деятельности, планирование повседневных обязанностей. В соответствии с календарём земледельцев – наиболее многочисленной группы египетского населения, обеспечивавшего процветание Египетского государства, астрономический год делился на три сезона по четыре месяца в каждом: ахет («половодье», «разлив»), перет («выхождение на поля», «сев») и шему («засуха», «сухость»).

Не зная истинных причин, приводивших к разливу Нила, египтяне объясняли начало подъёма нильских вод появлением на небе звезды Сириус (Сóпдет). Остававшаяся невидимой на протяжении почти всего года, эта звезда на мгновение появлялась перед восходом солнца – ежегодно в одно и то же время – 19 июля (по юлианскому календарю[42]). Заметив связь между этими явлениями, египтяне отождествили Сириус с богиней Исидой. Оплакивая своего брата и мужа Осириса – бога производящих сил природы, погибшего в схватке с богом пустыни Сетом, она уронила слезинки в Нил – оттого-то, по представлениям египтян, и начинались нильские разливы.

В действительности разливы Нила имели природный характер. Истоки Нила – одной из самых крупных рек на земле (её длина 6700 км) – теряются в дебрях Тропической Африки. Расположенные за тысячи километров от Египта, они не были известны обитателям этой страны. Нил пересекает земли эфиопов, суданцев, нубийцев, прежде чем начинает своё долгое течение по Египту. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливой сезон, реки, питающие Нил, вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей с собой мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки тропической растительности. Поток воды, порой в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает высшей отметки в августе – сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 метров, а на севере – на 8–10 метров. В середине ноября начинается быстрый спад воды, и река снова входит в свои берега, оставив на поверхности земли плодородный ил. За века и тысячелетия на берегах Нила скопилась многометровая толща этого естественного удобрения, выделяющего соединения азота и фосфора, столь необходимые для будущего урожая. Вся почва Египта – наносного происхождения; и узкое каменное ложе долины Нила (от двух до двадцати четырёх километров шириной), и бывшая когда-то морским заливом Дельта реки сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений (до десяти метров), обеспечивающих лёгкую отработку почвы и гарантирующих стабильно высокие урожаи.

Благодаря ежегодным разливам Нила сельское хозяйство Египта, даже в суровых природных условиях Северной Африки с её жарким и сухим климатом, почти полным отсутствием дождей, в окружении каменисто-песчаных пустынь, было весьма эффективным даже в эпоху энеолита (медно-каменного века). Регулярные разливы Нила, чёткая периодичность жизненного годового цикла египтянина, упорядоченный характер земледельческого труда повлияли даже на египетскую ментальность: египтяне воспринимали мир как нечто стабильное и не подверженное изменениям, максимально упорядоченное, неизменно воспроизводящееся из поколения в поколение.

Узкая, длинная долина Нила, где в древности проживало девять десятых населения Египта, получила название Верхний Египет. В районе современного Каира, в двухстах километрах от устья, Нил разделяется на несколько рукавов (русел), которые впадают в Средиземное море, образуя обширную равнинную территорию Дельты. Дельту называют Нижним Египтом.

Сама природа позаботилась о том, чтобы Верхний и Нижний Египет дополняли друг друга. За многие столетия упорного труда египтяне превратили заболоченные пространства Дельты в тучные пастбища, сады и виноградники. Верхний Египет был занят пашнями, рощами финиковых пальм, зарослями смокóвниц[43].

Созданная наносами и отложениями, обильно орошаемая водами Нила египетская земля похожа на гигантский оазис, зажатый в тиски необозримыми пустынями Северной и Восточной Африки. От соседних стран Египет был отрезан трудно преодолимыми преградами: на западе пустыней Сахара, или, как её называли египтяне, Ливийской пустыней, на востоке – каменистой Аравийской пустыней. Извечная борьба Нила с пустыней, а оседлых земледельцев – с кочевниками пустынь отразилась в языке, письменности, религии египтян. Однако источник бед и страха – пустыни – таили в своих недрах бесценные запасы меди и золота, поэтому вскоре стали объектом египетской экспансии. Так, Синайский полуостров, богатый медными рудами, был включён в состав Египта уже в третьем тысячелетии до н. э.; с воинственными обитателями Ливийской пустыни египтяне также вели военные действия на протяжении третьего тысячелетия до н. э.

Раннему прогрессу Египта способствовало то, что почти всё необходимое для жизни его обитатели находили или в самой долине Нила, или в непосредственной близости от неё. Повсюду встречались разнообразные породы камня (гранита, диорита, базальта, алебастра), в том числе и мягкого, удобного в обработке известняка. Обширные рощи акаций в какой-то степени восполняли постоянный недостаток строительного леса, с древнейших времён доставлявшегося в Египет морем с гор Ливана. Заросли папируса, обильно произраставшего в Дельте, использовались как для производства своеобразной бумаги, так и для плетения парусных судов, необходимых для рыбной ловли и охоты на водоплавающую птицу. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы – основного нерастительного продукта питания египтян.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, простиравшейся южнее первого Нильского порога.

2. Население. Пойма Нила неприветливо встретила своих первых обитателей: непроходимые заросли папируса и акаций вдоль берегов, обширные болота низменной Дельты, тучи насекомых, хищные звери и ядовитые змеи окрестных пустынь, множество крокодилов, бегемотов в реке и, наконец, сама необузданная река, в период паводка мощным потоком сметающая всё на своём пути, – могли испугать любого. Неудивительно поэтому, что первые люди поселились в нильской долине только на стадии неолита (нового каменного века), имея уже довольно совершенные каменные орудия труда, да и пришли они сюда под давлением внешних обстоятельств.

К пятому тысячелетию до н. э. в Северной Африке наступает засушливая пора, понижается уровень грунтовых вод, саванна постепенно превращается в пустыню. Наступающая сушь всё более заставляет первобытные племена тянуться к краям Нильской долины. Каждый коллектив людей, осмелившийся спуститься в долину Нила и поселиться на возвышенных, недоступных наводнению местах, немедленно вступал в героическое единоборство с природой. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, стремясь задержать воду на полях до тех пор, пока почва не насытится влагой. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые в Нил сбрасывалась оставшаяся на полях перед посевом вода.

Только в первой половине четвёртого тысячелетия до н. э. в Древнем Египте была создана бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия.

Первыми поселенцами Египта были пришедшие сюда из Ливийской пустыни и южных районов Африки племена. Из множества этнических групп, поселившихся здесь, в течение пятого – четвёртого тысячелетий до н. э. стала формироваться единая древнеегипетская народность, появился единый древнеегипетский язык. Египетский язык принадлежит к семье афразийских (семито-хамитских[44]) языков. При всей его оригинальности прослеживается сходство с некоторыми семитскими[45], африканскими и берберскими[46] языками, однако родство с другими языками не близкое. Очевидно, обособление древнеегипетского языка произошло в глубокой древности за несколько тысяч лет до нашей эры. Он вышел из употребления и был забыт почти две тысячи лет назад. Лишь отдалённый его потомок сохранён в качестве культового языка египетскими христианами – кóптами.

Создатели древнеегипетской цивилизации по внешнему облику больше напоминали население Средиземноморья, чем темнокожих обитателей Африки. Высокие, худощавые, смуглые люди – такими изображают египтян стáтуи и рельефы. Хотя в их физическом типе присутствовали негроидные и берберские элементы: широкие скулы, толстые губы, характерная форма черепа, – египтяне противопоставляли себя окружающим народам, азиатам, ливийцам и нубийцам, подчёркивая свои антропологические и этнокультурные отличия в изобразительном искусстве и в литературных памятниках.

В Средние века население страны заговорило по-арабски и стало частью мусульманского мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: