double arrow

Культурно-бытовые особенности жизни древних египтян

1. Организация пространства города. Жилища горожан. Ещё в древности, благодаря греческим и римским путешественникам, о Египте распространилась слава как о стране чудес, сокровищнице мудрости, колыбели таинственного – мистического – знания. Однако не одна лишь сакральная сфера жизни египтян вызывала интерес европейцев – в организации повседневного уклада обитателей Нила было немало любопытного. К примеру, где ещё на земле глину месили руками, а тесто – ногами? Где вы встречали сеятеля, разбрасывавшего зёрна прямо в необработанную землю, и пахаря, который шёл за сеятелем, прикрывая брошенное в почву зерно перевёрнутым пластом пашни? Такое можно было увидеть только в Египте. Египтяне одними из первых на планете стали создавать города, формировать городское пространство, возводить укрепления и жилые постройки из кирпича. Эта сторона их житейского опыта сейчас и окажется в центре нашего внимания.

Древние египтяне больше заботились о своих богах и покойных, чем о своём благополучии. Принимаясь за строительство храма – Дома миллионов лет, или гробницы – «дома вечности», они, не считаясь с расходами и трудностями, привозили драгоценный камень, металлы и дорогостоящие породы твёрдого дерева, полагая, что храмы и гробницы – это не временные приюты для богов и вечной субстанции людей, а сооружения, бросающие вызов неумолимому влиянию времени. Поэтому храмы и гробницы пережили немало исторических эпох, а жилые дома (причём, не только рядовых египтян, но и фараонов, а также вельмож), которые возводились из необожжённого кирпича, переставали существовать вместе с их обитателями.

Хрупкий необожжённый кирпич, сделанный из речного ила, не прошёл испытания временем, поэтому внешний облик городов и жилых построек воссоздаётся с большим трудом.

Египетские города не имели строгих очертаний, единого плана застройки. Даже их размеры, независимо от того, какую роль они играли в экономической или политической жизни страны, определялись главным образом количеством свободного места, предоставленного для их возведения в узких теснинах Нилом и подступающими к его берегам пустынями и скалами. Общим, отличительным признаком всех городов были их мощные, надёжные укрепления. Стены укреплений могли доходить в ширину до пятнадцати метров, в высоту – до шестнадцати и более метров. Они скрывали от любопытных взоров практически всё, что находилось в их пределах, кроме разве что пирамидальных вершин обелисков – памятников солнечному лучу и пилóнов – монументальных ворот в форме трапеции. Главная стена снабжалась массивными, крепкими воротами с башнями. Некоторые города могли иметь несколько колец укреплений. За крепостными, дополнительными, специально возведёнными, стенами также возвышались дворцы фараонов, храмы и дома вельмож.

Если размеры города были малы, то его обитатели не могли наслаждаться приусадебными участками с благоухающей растительностью. Это было непозволительной роскошью даже для тех, кто очень любил прохладу садов и парков и мог бы позволить себе разбить рощи и цветники: дать приют большому количеству людей на относительно маленьком пространстве было не просто.

В то же время в Египте было немало и просторных городов, напоминавших египетскую столицу, выстроенную при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV – г. Ахéтатóн. По всей длине города проходила центральная дорога, которую пересекали несколько более узких улиц. Деля город на сетку кварталов, они вели к пристаням, некрополю и каменоломням. В центральной части Ахетатона располагались дворец, храм, разнообразные государственные учреждения (например, знаменитый международный архив), хранилища и амбары. Под парки и сады были отведены огромные территории как внутри города, так и в его ближайших окрестностях.

Прекрасные сады были разбиты и в Фивах, называвшихся также Опетом, что в переводе означает «святыня», «дворец», «гарем». Знаменитая аллея сфинксов – баранов с человеческими головами вела к святилищам, посвящённым Амону-Ра в Луксоре и Карнаке. По обе стороны аллеи сфинксов, соединявшей две окружные стены, а также вдоль берега реки были выстроены дворцы царей, царевичей, визирей и других высокопоставленных сановников. Следуя амбициям столичной знати, город постоянно разрастался, поэтому резиденции богачей и лачуги бедноты, вероятно, оказывались стоящими бок о бок друг с другом.

В Египте обнаружены города, в которых толстая стена делила пространство на две зоны: район богачей и район бедноты. В бедных кварталах дома, обращённые входом на улицу, теснились друг к другу и буквально наползали на соседние постройки. Дома состоятельных горожан почти в пятьдесят раз превышали жилища городских низов. Нередко занимая площадь в две с половиной тысячи квадратных метров, они были функционально продуманы и отличались исключительным комфортом. Вход украшал пóртик[55] с колоннами, по периметру здания шли открытые террасы (галереи) с высокими колоннами, поддерживающими крышу. Рассчитанные на местный климат, большие дома имели также прохладные коридоры, которые выходили во двор и располагались между рядами отдельных комнат. На галереях жильцы проводили прохладные часы дня, обедали.

В царских дворцах фасады украшали многоярусные карнизы, поддерживаемые изящной колоннадой, а также богато украшенные балконы, на которые фараоны выходили во время празднеств. На стенах дворцов и на колоннах высекались символы царской власти, а также создавались барельефы, сюжеты которых отражали безмерное величие и божественное могущество фараонов.

Все богатства хозяина дома демонстративно располагались в приёмных залах, где были выставлены напоказ великолепные напольные вазы, выточенные из полудрагоценных пород камня, кубки, выполненные из горного хрусталя. Настенные полки украшали статуэтки богов и священных животных, заморские диковинные предметы быта: ларцы, сосуды, посуда.

В эпоху Нового царства, когда стремление к роскоши вошло в моду, потолки, стены и колонны стали украшать сюжетными и орнаментальными росписями, каменные полы укладывать прихотливым узором.

В домах богачей много внимания уделялось оформлению спальных комнат. Помимо широких кроватей, их интерьер наполняли многочисленные ларцы, шкатулки, сундуки, предназначенные для хранения одежды, мужских и женских париков, украшений, косметики, которые также принадлежали представителям обоих полов. На стенах висели зеркала, изготовленные из отшлифованного серебра.

Главной принадлежностью рабочих кабинетов были письменные столы с множеством выдвижных ящиков. В них хранили книги, написанные на папирусе или пергаменте (обработанная телячья кожа). Чтобы не сломать книгу, созданную на таком хрупком материале, её помещали в кожаный или деревянный футляр, предварительно свернув в свиток.

В богатых домах были трапезные, комнаты для детей, купальни и туалеты – в целом аппартаменты могли состоять из пятидесяти-шестидесяти комнат.

Дома были окружены несколькими дворами, где располагались постройки для скота и амбары, кухня и пекарня, жилища для слуг и управляющих.

Египтяне среднего достатка жили, как правило, в домах, состоявших из нескольких этажей, с абсолютно гладким фасадом: без колонн и галерей. На плоских крышах таких домов иногда стояли корзины с зерном или разбивались цветочные клумбы. Освещение первого этажа осуществлялось через узкий дверной проём. На втором и третьем этажах могли располагаться крохотные окна со ставнями, защищавшими обитателей дома от пыли и жары. Внутреннее убранство домов соответствовало материальному достатку хозяев, но чистота и опрятность строго соблюдались всеми египтянами. В этой связи заметим, что египтяне отличались исключительной чистоплотностью. Те, кто не был обременён тяжёлыми производственными обязанностями, много времени проводили в купальнях. После главного, утреннего омовения тела и приведения его в порядок опытными массажистами, мастерами по маникюру и педикюру состоятельный египтян принимал ванны ещё шесть раз в день, до и после приёма пищи.

Как в жилых помещениях дворцов, так и в домах богачей основными предметами мебели были разнообразные стулья и кресла. Простота их конструкции с лихвой окупалась искусной работой ремесленников. На спинках и подлокотниках царских кресел изображался сам царь в виде сфинкса, раздирающего когтями добычу – азиата или негра, а также животные, покровительствующие царю-победителю: урей, гриф или сокол. Края сиденья украшали головы львов, соколов или женщин; между ножками кресел прикреплялся иероглиф, символизировавший единство Верхнего и Нижнего Египта.

На полу в жилых комнатах раскладывали тростниковые циновки и подушки, на которых, как на креслах, сидели те, кому не досталось предметов мягкой мебели. Трапезные дополняли стулья и маленькие столики, за которыми по очереди принимали пищу обитатели дома и гости.

В беднейших домах, площадь которых едва ли превышала пять квадратных метров, под «обстановкой» подразумевали тростниковые циновки и глиняные горшки. Подставка для горшков и несколько деревянных сундуков в таких домах воспринимались как роскошь.

2. Рацион питания. Одежда. В зарубежных исследованиях, посвящённых повседневной жизни египтян (например, в трудах П. Монтé), обеспеченных жителей Египта называют чревоугодниками, которые не забывали о еде ни при каких обстоятельствах. В огромных количествах они потребляли мясо крупных рогатых животных. Одним из главных источников мяса были африканские быки, которых специально выращивали до огромных размеров, откармливая до такой степени, что они уже не могли передвигаться из-за собственной тяжести.

Египтяне разводили также домашнюю птицу: гусей, уток и чирков; жители Дельты и берегов Фаюмского водохранилища жили за счёт рыболовства, однако во времена Нового царства даже самые ценные сорта рыбы (кефаль, зубатка, окунь) были исключены из числа продуктов, жертвовавшихся усопшим, потому что стали считаться пищей бедняков.

Из овощей египтянам были знакомы репчатый лук и лук-порей, большим спросом пользовался чеснок, связки которого найдены даже в фиванских гробницах. Весьма популярным был салат-латук – священное растение бога Мина. Полагая, что салат-латук увеличивает мужскую силу и женскую плодовитость, египтяне употребляли этот продукт в сыром виде с растительным маслом и солью. Они знали толк в фасоли и горохе, огурцах, арбузах и дынях.

В отличие от наших современников, древние египтяне ничего не слышали о цитрусовых. Гранаты, оливки и яблоки были завезены в Египет гиксосами, груши, персики, миндаль и вишня стали выращиваться только в римскую эпоху. Зато истинно египетскими можно считать такие фрукты, как виноград, инжир, финики.

Молоко здесь считалось настоящим лакомством; главным напитком было пиво, которое изготавливали из ячменя или пшеницы и фиников; в Дельте особым спросом пользовалось вино.

Египетское застолье трудно представить без хлеба и лепёшек, при выпечке которых в тесто добавляли молоко, масло, мёд и разнообразные фрукты. Мёд или семечки рожкового дерева заменяли сахар.

Основная трапеза состояла из мяса, птицы, овощей и фруктов, хлеба и лепёшек. Иногда в середине дня, около четырёх-пяти часов, устраивали дополнительную трапезу, после которой египтяне возвращались к развлечениям или работе. Беднякам же приходилось порой довольствоваться сердцевиной стеблей папируса, которую они подолгу жевали, утоляя чувство голода.

Социальное ранжирование египетского общества, хорошо различимое при сравнении рациона питания отдельных общественных групп, выдаёт себя и при изучении египетской моды. Хотя основные детали одежды сохранялись тысячелетиями, материал и фасоны, наличие или отсутствие украшений служили безошибочными показателями социального статуса человека Древнего Египта.

Основной частью мужской одежды был передник, у бедноты сделанный из куска кожи, у состоятельных людей – из добротного куска льняного полотна, которым плотно оборачивали бёдра и придерживали поясом. В передниках ходили даже фараоны. Правда, для них эту деталь туалета изготавливали из листового золота, трапециевидную поверхность которого покрывали символами царской власти. Длина и фасоны передника могли варьировать в зависимости от рода деятельности мужчины, социального статуса и предназначения одежды. При желании передник можно было заменить юбкой или прямым платьем с лёгкой гофрированной накидкой. Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и вычурными украшениями.

Женская одежда состояла из длинного, прилегающего к телу платья. В эпоху Нового царства в моду вошли накидки из прозрачных материй, которые надевали на тонкие рубашки. Накидки могли иметь глубокие вырезы и декольте, позволявшие продемонстрировать во всей красе дорогостоящие украшения. В это же время из соображений гигиены женщины, как и мужчины, начали брить голову, поэтому для представительниц египетской элиты обычай ходить в парике с золотыми локонами, кудрями, косами становится щедрой данью моде.

В середине второго тысячелетия до н. э. египтяне научились выделывать ткани так, что они не уступали по своему качеству тюлям и тончайшим батистам. Натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом египтян, хотя они овладели техникой окрашивания ткани в красный, голубой и зелёный цвета. В Новом царстве большой популярностью стала пользоваться и египетская обувь: сандалии и полубашмаки, которые изготавливали из волокон папируса, кожи и даже золота. Египтяне относились к обуви очень бережно и никогда не надевали без крайней надобности. Поэтому они нередко путешествовали, неся сандалии на руках, и облачались в них, лишь добравшись до места назначения.

Богатые египтяне любили себя украшать. И мужчины, и женщины использовали косметику, подкрашивая чёрной краской брови и ресницы, зелёной – делали подводку на веках, белой – красили ногти, оранжевой – кисти рук и ступни ног.

При помощи ювелирных украшений египтяне придавали своему внешнему виду лоск и респектабельность. Общим украшением для всех египтян, за исключением низших слоёв, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. Он мог изготавливаться из благородных металлов, разноцветной эмали, расписанного полотна, вышитого бусинками.

К собственно женским украшениям принадлежали ожерелья, к мужским – перстни и широкие обручи, которые надевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги выше щиколоток.

Во время праздничных выходов и женщины, и мужчины могли побаловать себя и другими сверкающими ювелирными изделиями: бусами, браслетами, подвесками, пекторáлями[56].

Даже бедные слои общества могли позволить себе «побрякушки» из фаянса и бронзы, которыми они облагораживали свою скромную, практичную, простую одежду.

Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния вельмож – он подчёркивал божественную сущность фараона. Одежда фараонов, как и повседневный порядок их жизни, определялась старинным придворным церемониалом. В соответствии с правилами этого церемониала «вечноживущий» носил большой гофрированный набедренник, широкий пояс которого украшался иероглифами царского картуша спереди и бычьим хвостом – сзади. Передник мог быть сделан и из драгоценного материала. Торжественная одежда фараонов изготавливалась преимущественно из прозрачных дорогих тканей.

Важнейшими знаками царской власти считались головной убор и скипетр. Головные уборы были разных цветов и форм. Самый простой – диадема из золота, обвитая уреем, символизировавшая власть фараонов над жизнью и смертью. Парадными головными уборами были короны Северного и Южного Египта, напоминавшие высокий кеглевидный колпак и удлинённую ступку (соответственно). Соединённые вместе, они составляли красно-белую двойную корону – пшент, обозначавшую идеальное государство, принадлежавшее повелителю объединённой страны.

Во время войны фараон надевал голубой шлем с уреями и лентами на затылке; выслушивая отчёты и прошения, фараон покрывал голову белым платком с красными полосами, который либо завязывался на затылке, либо крепился золотым обручем. Этот головной убор назывался немес; его нередко использовали основой для двойной короны, прикрепления во время религиозных церемоний рогов барана, высоких перьев, уреев с золотыми дисками.

В высоких торжественных головных уборах фараон должен был сидеть неподвижно, чтобы не разрушить сложную композицию. В эти минуты он, действительно, напоминал живого бога, при виде которого люди, охваченные священным трепетом, теряли сознание.

Второй знак церемониального наряда фараона – скипетр, имевший форму загнутого посоха и трёххвостого бича, – символизировал связь с извечными видами хозяйственной деятельности египтян, земледелием и скотоводством. Кривой посох носили также ближайшие родственники фараона. Скипетр царицы имел форму лилии; её золотой головной убор, кроме урея, был украшен ястребом – священной птицей богини Исиды, с которой нередко отождествляли главную жену фараона.

Непременной принадлежностью торжественного убранства фараона была накладная борода, заплетённая в косичку. Её соединяли с париком, без которого фараона невозможно было представить даже в домашней обстановке, две повязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку. Подвязную бороду вынуждена была носить и Хатшепсут, захватившая бразды правления Египтом при малолетнем фараоне Тутмосе III. За двадцать лет её правления было создано немало изображений царицы, и на всех её трудно отличить от фараона-мужчины – все символы царской власти, включая накладную бороду, были присвоены ею.

3. Семья. Древних греков, оказавшихся в Египте, удивляло то, что египетские семьи были очень многочисленными. Греки объясняли это, прежде всего, плодородием египетской земли: она должна была, по их представлениям, передавать свои жизненные силы всем тем, кто кормится её плодами. Кроме того, грекам казалось, что природные условия Египта исключительно благоприятны для создания многочисленного потомства: затраты на содержание детей здесь ничтожно малы, богатая природа обеспечивает продуктами питания всех желающих – потому-то, полагали эллины, вырастить ребёнка в Египте не представляет большого труда.

В действительности, по мнению специалистов, большие семьи в Египте были результатом высокой детской смертности и низкой продолжительности жизни. Средний срок жизни египтянина едва превышал тридцать лет (хотя, конечно, были и долгожители), поэтому молодые родители, едва создав семью, старались дать жизнь как можно большему количеству детей.

Браки в Египте заключались не только по желанию родителей жениха и невесты, мечтавших превратить брачный договор в выгодное для них экономическое предприятие. Нередко юноша и девушка сами находили друг друга и, поддавшись взаимному влечению, создавали семью. До наших дней сохранились трогательные литературные произведения – тексты лирических стихотворений, в которых возлюбленные описывают свои нежные чувства, любовные томления, страхи перед возможной разлукой, радость ликования после случившихся свиданий. В этих первых в истории человечества образцах любовной лирики откровенно передаются душевные порывы юных египтян, стремившихся создать свои семьи.

В произведениях возлюбленные нередко называют друг друга «брат» и «сестра». Такие обращения людей, готовящихся создать семью, долгое время ставили исследователей в тупик. Неужели и вправду в Древнем Египте существовали кровнородственные браки? Пытаясь ответить на этот вопрос, специалисты тщательно изучили все имеющиеся на этот счёт свидетельства. Им удалось выяснить, что в кровосмесительные браки могли вступать члены царских семей, но рядовые жители Египта такой практики не знали. Нам не известно ни одного примера, чтобы египетский сановник, богатый горожанин, простолюдин были женаты на родных сёстрах. Обращение же будущих супругов друг к другу как к «брату» и «сестре» использовалось потому, что эти слова обладали множеством смыслов, а потому могли означать «муж», «жена», «возлюбленные». В зависимости от контекста смысл обращения изменялся, и это было понятно египтянам.

Глава семьи должен был иметь собственный дом. Обзавестись хозяйством и взять жену было для египтян синонимичными понятиями. Наука не располагает сведениями о свадебных обрядах египтян. Очевидно, главная часть церемонии заключалась в переходе невесты из отцовского дома в дом будущего мужа. Только косвенный анализ фактов, принадлежащих к эллинистической эпохе, позволяет предположить наличие некоего «свадебного договора», который излагался чиновнику, регистрировавшему создание семьи.

В древнеегипетской литературе женщины изображены в невыгодном, по сравнению с мужчинами, свете. Они легкомысленны и капризны, лживы и злопамятны, вероломны и ненадёжны. Поэтому мужьям, которые, в отличие от их жён, предстают воплощением порядочности и высоких нравственных качеств, время от времени разрешалось воспитывать супруг. Как это было принято на Востоке, муж мог рукоприкладствовать и даже добиваться положительного результата путём применения палки. Однако всё это следовало делать «в разумных пределах». Виновного в нанесении жене серьёзных увечий ожидали сто ударов плетью или лишение права распоряжаться имуществом жены при организации семейного быта. И только в одном случае закон всегда был на стороне мужчины: за нарушение целомудрия неверную жену карали смертью.

Рождение ребёнка всегда было событием в семье. На каждого новорождённого составляли гороскоп, в котором тщательно отмечали все благоприятные и все неблагополучные для жизни младенца дни. Предсказывая судьбу новорождённого, жрецы анализировали поведение малыша и первые звуки, которые он издавал. Для того чтобы обезопасить ребёнка от воздействия невидимых вредоносных сил, его старались сделать крестником бога или фараона, чудодейственные силы которого не отличались, по мнению египтян, от чар небожителей. Не случайно поэтому в Египте было много мужчин с именем Хор – крестников бога Хора, Сети – крестников Сета, Амени – крестников Амона, Аменхотепов, Хнумхотепов, Птахотепов, также имевших небесных покровителей. При составлении юридических документов обладатели самых распространённых имён должны были назвать имя своего отца, а иногда и своё прозвище.

Египетские дети были очень привязаны к матери, которая не расставалась с младенцем ни на мгновение. Если женщине надо было выполнить какие-либо работы по дому, она носила ребёнка в специальной сумке, висящей у неё на шее. Царицы поручали кормление и воспитание своих детей кормилицам или надёжным слугам, поэтому подросшие царские отпрыски одаривали своими нежными чувствами не родителей, а челядь.

В пяти – семилетнем возрасте для детей из обеспеченных семей заканчивалось беззаботное детство. Мальчика облачали в набедренную повязку, девочку – в платье. Для них наступал новый этап жизни: подготовка к жизни взрослых. Мальчики начинали ходить в школу, девочкам прививали хорошие манеры на дому.

Дети простолюдинов начинали осваивать производственные обязанности своих родителей.

4. Школа и обучение. Египетские школы обычно существовали при храмах. Здесь обеспеченные египтяне пяти – семи лет от роду проводили последующие двенадцать лет своей жизни.

Основные предметы обучения – письмо и чтение – давались ребёнку не просто, ведь, по подсчётам Ж. Ф. Шампольóна, дешифровавшего египетскую иероглифику, в «священном письме» египтян было почти полторы тысячи знаков. Иероглифика была, по представлениям египтян, сокровенной системой передачи знания, созданной богами. Поэтому иероглифы нередко воспринимались как живые существа, наделённые божественными силой и магией. Магическая сила, живущая в иероглифах, была настолько сильной, по мнению египтян, что они, опасаясь её воздействия на свою жизнь, не полностью выписывали знаки, изображающие львов, змей, хищных птиц. Они намеренно повреждали их, чтобы лишить знак внутренней силы и самостоятельной жизни.

Каждый ученик, обучаясь письму, превращался в художника. Он должен был не только с точностью передать знак, имевший очертания птиц, рыб, животных, растений, людей, но и соблюсти цветовую символику: красным цветом окрашивался знак с телом мужчины, кремово-жёлтым – с телом женщины, голубой передавал высоту неба и синеву вод, зелёный – разнообразные проявления жизненного начала в природе. Текст наносился в направлениях справа налево, сверху вниз, реже – слева направо.

Свои первые слова ребёнок записывал на полированных пластинках известняка, разграфлённых в линейку или клетку, или на обтёсанных осколках камня. Перепортив достаточное количество этого дешёвого материала, школьник получал дорогостоящий папирус, на котором он уже твёрдой рукой мог выводить фрагменты классических произведений или целые литературные тексты, как правило, дидактической направленности. Наибольшее их количество было создано в эпоху Среднего царства.

Сидя на корточках, ребёнок макал подходящие по размеру кисточки в разноцветные краски. Заглавия и начальные буквы строк писали красной краской (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»).

Повзрослевшего школьника обучали математике, истории, географии, основам техники и права. Такое образование можно считать универсальным для древних эпох. Ученик становился всесторонне развитым, и, спустя какое-то время приступив к выполнению обязанностей чиновника, он с лёгкостью справлялся и с работой судьи, и с управлением войском, и со сбором налогов.

Школьники, готовые посвятить себя служению богу, обучались, как и все дети, грамматике и письму, но сверх того им приходилось овладевать основами теологии: знать образы богов, их эпитеты, атрибуты и легенды, с ними связанные, ритуалы. По окончании обучения они, по всей вероятности, сдавали своеобразный экзамен. Всякий, кого учитель признавал достойным вступить на жреческую стезю, прощался со своей прежней одеждой, брился наголо, надевал жреческое одеяние и получал доступ «к небесному горизонту».

5. Праздники. На рельефах и росписях египтяне предстают перед нами народом весёлым, музыкальным, любящим шумные компании и щедрые на раздачи праздники. Во все времена в Египте любили музыку: даже когда ещё не было музыкальных инструментов, песни сопровождались хлопками в ладоши. Флейта, гобой и арфа появились в эпоху строительства пирамид, струнный инструмент цитра был завезён из Азии, барабаны, без которых не обходились религиозные и народные праздники, возможно, были заимствованы у жителей Нубии. Танец и пение было невозможно представить без раздающих ритмичные звуки систров и трещоток (последние напоминали кастаньеты).

Во время домашних праздников изрядно подвыпившие гости с удовольствием слушали пение арфистов, восхищались ловкостью акробатов, изяществом поз и жестов обнажённых танцовщиц, следили за шумными играми детей, которые соревновались в силе и ловкости.

Праздники, посвящённые богам, отличались пышностью и тщательно продуманными сценариями. Их главными участниками, если не считать богов, в честь которых и устраивались всенародные торжества, были фараоны, члены царской семьи, жрецы и высшие сановники. Фараон возжигал благовония, совершал возлияния, жертвовал храмам дары, посылал стрелы во все стороны света, поражая своих врагов, выпускал четырёх птиц, детей Хора, оповещая всю землю о том, что он – обладатель Верхнего и Нижнего Египта. Если сценарий праздника требовал совершения со стороны фараона каких-либо символических действий (например, проведения символической борозды), то он с готовностью это исполнял, прославляя гимном своего небесного покровителя. Жрецы во время праздничных церемоний выносили статую бога из храма, танцевали и пели вокруг неё, на носилках доставляли к алтарю, у которого пели гимны и произносили заклинания. Не забывали они и о предках правящего фараона, когда прославляли статуи с их изображениями. Сановники и царские сыновья несли парадные носилки фараона, закрывали его от солнца зонтами и опахалами из страусовых перьев, демонстрировали символы царской власти: скипетр, цеп, посох и топор.

Египтяне, на время забросив свои обязанности, превращались в праздных зевак, жадно следивших за всем происходившим. Сценарий некоторых праздников, например чествования Амона в Опете (современном Луксоре), происходившего во время разлива Нила, предполагал более активное участие народа в его проведении. С обоих берегов Нила жители Фив наблюдали за тем, как гигантские ладьи длиной в шестьдесят метров, обитые золотом, серебром, бирюзой и лазуритом, весившие несколько тонн, готовились совершить плавание Амона и членов его семьи, Мут и Хонсу, из Карнака в Луксор. Чтобы вывести эти суда, напоминавшие храмы, на большую воду, мобилизовали целое войско, которое тащило освящённые ладьи за канаты под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. Женщины потрясали систрами и трещотками, мужчины хлопали в ладоши и распевали ритмичные песни. При этом они не забывали опрокинуть в себя кубок-другой пива и насладиться сочным мясом быков и газелей.

Почти целый месяц, вплоть до возвращения священных барок назад, народ пил, ел, шумел, веселился, преисполненный уверенности в могуществе Амона-Ра, мудрости жрецов, всесилии и отцовской щедрости фараона, организовавшего это незабываемое зрелище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: