double arrow

Периодизация древнеегипетской истории

1. Технологии определения хронологии отдалённых эпох. Для определения хронологии столь отдалённых периодов, как эпоха Древнего Египта, используются самые разнообразные методы. По упоминаниям родственных связей царственных особ выстраиваются генеалогические древа. Дипломатическая переписка даёт возможность установить синхронизмы в истории ряда стран. Античные историки помогают довольно точно определять даты первого тысячелетия до н. э. Палеография позволяет датировать документы по форме и начертаниям письменных знаков.

Археологи выявляют стратиграфию поселений, то есть последовательность образования культурных слоёв, и пытаются установить абсолютную хронологию находок, прибегая к методам, разработанным в естественно-научных дисциплинах (например, радиоуглеродному, термолюминесцентному и другим).

Важное значение придаётся и содержащимся в древних текстах сведениям об астрономических наблюдениях: солнечным и лунным затмениям, движениям планеты Венера и звезды Сириус. К сожалению, информация о них не всегда отличается точностью и не всегда бывает понятна.

Чем древнее период, тем более условными являются приводимые в учебниках данные о времени, когда могло иметь место то или иное событие. Даты третьего тысячелетия до н. э. установлены с точностью, в лучшем случае, до одного века. Погрешность дат второго тысячелетия до н. э. меньше – до шестидесяти лет. Даты первого тысячелетия до н. э. известны, как правило, довольно точно; лишь в отдельных случаях возможна ошибка в несколько лет.

2. Основные этапы древнеегипетской истории, отражённые в периодизации. История Древнего Египта от её истоков, создания цивилизации на берегах Нила, до потери независимости после завоевания войском Александра Македонского и включения в состав его империи в IV в. до н. э. насчитывает около трёх тысяч лет. Это пример самого продолжительного и устойчивого развития древневосточной цивилизации в мировой истории.

На протяжении многотысячелетнего существования в истории и культуре Древнего Египта произошло немало изменений. Политический контекст цивилизации характеризовался сначала интеграционными процессами, в ходе которых десятки карликовых государств-номов были объединены в централизованную монархию, постепенно выросшую в империю, а с конца второго тысячелетия до н. э. – дезинтеграционными, выразившимися в гибели империи, распаде объединённого государства, превращении Египта в объект захвата. Технологический способ производства прошёл медленную эволюцию от медного «века» к железному. Опыт социальной интеграции впитал в себя почти непрекращающееся соперничество царской власти с номовой знатью и жречеством, создание более надёжной социальной опоры фараонов в виде служилой знати и армии, почти полное поглощение непосредственных производителей централизованным аппаратом управления. Религиозная жизнь колебалась между политеизмом и монотеизмом, тотемизмом и созданием сложных философско-этических концепций. Каноны изобразительного искусства то разрушались новыми идеями и эстетическими представлениями, то укреплялись вновь, возвращаясь к освящённой религией традиции.

Все эти изменения в жизни Древнеегипетской цивилизации и отразились в её периодизации. Первая периодизация истории Египта от мифических времён и до IV в. до н. э. была сделана египетским жрецом Манефоном, который выделил в развитии своей страны наличие трёх периодов – Древнего царства, Среднего царства и Нового царства – на основании правления тридцати династий египетских фараонов. Эта периодизация, появившаяся более двух тысяч лет назад, с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.

Современная египтология выделяет в истории Древнеегипетской цивилизации пять периодов.

1. Египет Раннего царства – условно XXXI – XXIX вв. до н. э. Время правления египетских фараонов нулевой, первой (I) и второй (II) династий.

Во второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. в Египте начался процесс создания номов. Ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр – окружённый стенами город – место пребывания правителя, номарха, и его приближённых; там же находился храм местного божества. К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. Количество номов и их границы мало менялись на протяжении тысячелетий, несмотря на сложные и порой драматические повороты в судьбе страны. Номы существовали обособленно друг от друга, стремились сохранить свою самобытность, имели своих богов-покровителей. Взаимоотношения между номами не были мирными. В ходе длительной и упорной борьбы более сильные номы начали покорять своих более слабых соседей. Так в результате непрекращающихся распрей произошло региональное объединение номов. Номы Верхнего Египта объединились в Южное царство со столицей в г. Иеракóнполь, а номы Дельты, или Нижнего Египта, создали Северное царство со столицей в г. Бутó. Во главе царств стояли фараоны. Слово «фараон» в переводе с греческого означает «большой дом» или «большой дворец». Так иносказательно следовало говорить об обитателе «большого дома» или «большого дворца», имя которого запрещалось произносить вслух, чтобы не причинить вреда божественной сущности египетских властителей. Фараоны Южного царства носили корону белого цвета, знаком царской власти был сокол; фараоны Северного царства надевали корону красного цвета, символом царской власти считалась кобра (урей).

Региональное размежевание номов не привело к установлению мира на египетской земле. Фараоны Южного царства, экономически более развитого, чем Северное, и политически более сплочённого, начали борьбу за обладание Дельтой. Сначала военные действия вели фараоны нулевой династии[47], носившие имя Хор: Хор Скорпион, Хор Сом и другие. Затем в войну включились фараоны I династии, основателем которой был легендарный Мина (Мéнес), – с него в Египте началась прочная летописная традиция. Однако окончательно покорить номы Дельты удалось только фараону II династии Хасехемуи.

С этого времени, с XXIX в. до н. э., в Египте начало своё существование объединённое государство со столицей в г. Мéмфис («Белые стены»), находившейся на стыке Верхнего и Нижнего Египта. Отсюда удобно было управлять и югом, и севером страны.

Крупнейшие сооружения этой эпохи раскопаны также в г. Абидóс – религиозном центре бога Осириса. Здесь располагались гробницы (а возможно, и кенотафы, то есть пустые, ложные гробницы) первых правителей всего Египта. Цари стремились приблизиться к месту культа Осириса. После смерти их отождествляли с этим богом.

В эпоху Раннего царства начинает формироваться общеегипетский государственный аппарат управления. Появляются новые ведомства и должности, вызванные усложнением хозяйственной и административной деятельности как в центре, так и в номах.

Рост авторитета царской власти происходил в борьбе с номовой знатью, сохранявшей экономическую самостоятельность и политическое влияние на местах. Роскошные гробницы знати, немногим отличавшиеся от царских погребений того времени, свидетельствуют о сохраняющемся сепаратизме знати.

В эпоху Раннего царства постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать все преимущества природных условий Нильской долины. Это способствовало тому, что при низком ещё техническом уровне (египтяне использовали деревянную мотыгу, необожжённый кирпич, не знали гончарного круга) был достигнут рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт.

При царях I династии формируются основные направления внешней политики, которые впоследствии станут традиционными: западное, связанное с военными походами на территорию Ливии, богатой скотом, восточное, гарантирующее захват Синайских гор, изобилующих медными рудами, и южное, имеющее целью покорение Нубии, славившейся золотом, слоновой костью, благовониями.

2. Египет Древнего царства – начало XXVIII в. до н. э. – середина XXIII в. до н. э. Время правления III, IV, V и VI династий египетских фараонов, на протяжении почти пятисот лет управлявших страной из столицы государства – г. Мéмфис.

В эпоху Древнего царства египтяне уже прочно вступили в медный «век», хотя последствия каменного «века» ещё не были полностью изжиты (к примеру, при сборе урожая использовались серпы с кремниевыми зубьями). И всё же установление контроля над медными рудниками Синайского полуострова позволило египтянам не только разнообразить свои орудия труда, но и освоить такие сложные технологии обработки металла, как ковка и литьё. Прочными медными пилами египтяне стали обрабатывать известняковые блоки, из которых сооружались «дома вечности» – пирамиды, а также гробницы вельмож и храмы.

Из других металлов египтянам были знакомы золото и серебро. Их прочный, ослепительно блестящий на солнце сплав – элéктр использовался при сооружении обелисков – памятников солнечному лучу. Декоративное оружие, выполненное из золота и серебра, было одним из основных предметов египетского экспорта.

Крупнейшим технологическим открытием стало повсеместное использование гончарного круга. Из ремесленных профессий, уже хорошо известных египтянам, следует отметить ткацкое дело, производство папируса, кораблестроение, градостроение.

Безусловно, основой экономической жизни Египта было многоотраслевое сельское хозяйство. В Нижнем Египте дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, огородничество. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта заключалась в том, что наряду с домашним скотом в стаде содержались полуприручённые животные пустынь: антилопы, газели, козероги. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммéр). Часть его по Нилу доставляли на север страны.

В экономической жизни Египта важную роль стала играть внешняя торговля. В постоянных торговых партнёров превратились Нубия – источник строительного камня, самородков, ладана, слоновой кости, экзотических животных – и Пунт (совр. Сомали) – родина благовонных смол и «светлого золота». Финикийский город Библ, поставлявший в Египет ценное кедровое дерево, вино, оливковое масло, ароматическую смолу, использовавшуюся в мумификации, стал главным торговым посредником страны фараонов и народов Передней Азии. Из Египта вывозились изделия художественного ремесла: бусы, сосуды из алебастра и диорита, дорогостоящее оружие.

Социальная структура Египта периода Древнего царства не может быть представлена во всех деталях из-за скудости источников. Попытаемся восстановить её в самых общих чертах, рассматривая особенности процесса землевладения и землепользования.

Бóльшая часть земель принадлежала фараону и членам его семьи: царице, которая считалась земным воплощением богини Хатхóр – дочери солнца, супруги и матери солнечного бога Хора и, кроме того, была верховной жрицей, ответственной за судьбу Вселенной, а также детям фараона, занимавшим важные посты в системе государственного управления. Царские земли обрабатывались обширной категорией подневольных работников рабского типа – «слугами царя» (хемуу нисут). Разбитые по трудовым отрядам, они получали из царских кладовых орудия труда, пользовались казённым рабочим скотом, посевным зерном. Весь урожай, выращенный ими, забирался в государственные амбары, откуда «слуги царя» получали натуральные выплаты. Не исключено, что некоторые «слуги царя» работали за небольшие наделы, пользование которыми предполагало налоговые выплаты. «Слуги царя», среди которых были не только земледельцы, но и ремесленники разнообразных специальностей, относились к юридически неполноправной части коренного населения Древнего Египта, хотя и не были рабами. В прошлом они были членами соседских общин, исчезнувших к 2000 г. до н. э. в связи с тем, что община оказалась практически целиком поглощённой властью и инкорпорированной в систему царских, храмовых и вельможных хозяйств. Распаду общин в немалой степени способствовал обычай первородства, предполагавший передачу большей части семейной собственности старшему сыну. Это приводило к разорению членов патриархальных семей, вынужденных продавать свою рабочую силу царю, храмам и знати.

Значительные земельные владения Египта оказались в руках жречества. Храмовая собственность считалась священной и неприкосновенной, так как, по представлениям египтян, она принадлежала богам. В связи с тем что верховные жреческие должности сосредоточились в руках царской семьи, высшей придворной и местной (номовой) администрации, жрецы не платили налогов, не привлекались к выполнению трудовых повинностей.

Крупные земельные массивы Египта принадлежали вельможам – потомственной знати (аристократии). Погребальные сооружения знати, внутренние камеры которых испещрены рельефами с сопроводительными надписями, дают возможность не только воспроизвести повседневную жизнь египетской знати, но и высветить вопросы производственных отношений. У большинства египетских вельмож было множество владений (дворов и селений), которые подразделялись на имения «по истине» и достояния «по службе». Имение «по истине» состояло из унаследованного, завещанного или купленного имущества и земли, которыми вельможа распоряжался по своему усмотрению, – всё, находившееся в этом имении, было его полной собственностью. Достояние «по службе» было его условным держанием, которое приобреталось вместе с должностью и могло быть отобрано вместе с должностью. Однако, как показывают документы, многие должности в Египте передавались по наследству вместе с «кормлением», поэтому условное держание могло со временем превратиться в безусловное. Благоприятные условия для превращения должностного поместья в имение «по истине» создавались в периоды ослабления власти центра, что, к примеру, имело место в годы правления V и VI династий египетских фараонов.

Уже в начале периода Древнего царства в Египте сложилась развитая и всеохватывающая система администрации, которая состояла из трёх основных звеньев: центрального, номового (областного) и местного (сельские поселения, небольшие города). Во главе разветвлённой системы управления стоял министр – чати (джати, визирь), которым был один из царевичей или близких родственников фараона. Чати принадлежала высшая административная власть (контроль за деятельностью региональных, номовых и местных властей), он возглавлял судебное ведомство, государственную сокровищницу, отвечал за организацию крупных строительных объектов, включая пирамиды, работу централизованных мастерских.

Среди наиболее важных сановников Египетского государства были: глава «дома оружия» – руководитель военного ведомства, заведовавший вооружением и снабжением армии, строительством крепостей и кораблей; начальник «шести великих домов» – глава судебного ведомства; «заведующий тем, что даёт Небо, производит Земля и приносит Нил», – управляющий царско-храмовых хозяйств, казначей; «начальник работ» – ответственный за состояние ирригационной сети, привлечение к трудовой повинности населения страны. Особенностью системы государственного управления в Египте был дуализм – выделение двух структурных, или региональных, подразделений царской бюрократии. Этот дуализм был следствием самостоятельного существования на протяжении длительного времени Верхнего и Нижнего Египта, Южного и Северного царств. Соответственно весь центральный аппарат структурно состоял из двух частей, одна из которых управляла Верхним Египтом, а другая – Нижним.

Чёткого разграничения функций между ведомствами не было: один и тот же вельможа то возглавлял войско, то разбирал судебные тяжбы, то выполнял функции жреца. Фараоны легко и часто перемещали с места на место номархов и крупных должностных лиц. Чиновники, занимавшие высшие посты в государстве, как правило, находились в родстве с правящим фараоном. В организации системы управления видная роль принадлежала образованным женщинам; они возглавляли пищевую палату, палату развлечений фараона; многие из них были сказочно богаты. В системе ценностей знати, находившейся на государственной службе, важное место отводилось добросовестному выполнению обязанностей, верности и преданности правящему дому. В биографиях вельмож, сохранившихся в их погребальных сооружениях, главное внимание уделяется служебной карьере чиновника и милостям, оказанным ему фараоном. Подробное перечисление титулов и наград (в ущерб, например, семейным ценностям) должно было гарантировать, по мнению египтян, сохранение высокого общественного положения и в ином мире – в царстве Осириса.

Во главе пирамиды власти находился фараон, которого египтяне воспринимали как носителя законодательной, исполнительной, судебной власти. Он обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за её пределами: ирригационные и строительные работы, добыча ископаемых, войны и торговые экспедиции, проведение крупных религиозных праздников – производились от имени фараона. Царь почитался как бог, был во всём подобен богам, а в глазах народа даже превосходил их своим могуществом.

С эпохи Раннего царства покровителем власти фараонов считался бог Хор (Гор) – сын Осириса, одно из главных солнечных божеств Египта. Имя Хора входило в пятичленную титулатуру фараона, которого стали считать воплощением Хора. В качестве Хора фараон побеждал зло и обеспечивал плодородие на земле, как Осирис он управлял царством мёртвых. Начиная с правителей III династии фараоны были уже не просто обожествлёнными царями – они считались равными богам. При фараонах V династии правитель стал восприниматься единосущным сыном бога солнца Ра, плоть которого после смерти сливается с небесным отцом.

Для прославления неземного могущества фараонов, их божественной сути, сакральной власти был выработан строгий ритуал поклонения им, разработана практика их захоронений. С целью обеспечения бессмертия фараонов в Египте начали возводить пирамиды – «дома вечности». Царские усыпальницы – величественные символы Древнего Египта – стали одним из семи чудес света, созданных жителями древних цивилизаций[48].

Египет Древнего царства считается золотым веком египетской культуры. В атмосфере укрепления государства и сакрализации власти царя упорядочиваются культы многочисленных богов Египта и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции: гелиопольская, мемфисская, гермопольская. Центральное место в египетской религии начинают занимать представления о загробном мире – царстве Осириса, где вершились посмертные судьбы египтян. Стремление обрести бессмертие начинает подчинять себе законы художественного творчества: формирующиеся в эпоху Древнего царства каноны архитектуры, скульптуры, рельефа были направлены на обеспечение вечной жизни во владениях Осириса. В контексте религиозной культуры при фараонах V династии всё более заметным становится этический элемент, так как поступки и заслуги в земной жизни начинают определять судьбу человека в загробном мире.

Опираясь на обширные материальные ресурсы, фараоны Древнего царства активизировали внешнюю политику. При фараоне III династии Джóсере египтяне приступили к военным действиям на Синайском полуострове. Их победоносно завершил основатель IV династии Снóфру. Знаменитые медные рудники Синая стали принадлежать Египту. Линия оборонительных укреплений – «Дом Снофру» – не только обезопасила северные владения Египта, но и защищала караванные пути, ведущие из Дельты в Финикию и Палестину.

При фараонах V и VI династий египтяне распространили своё влияние на районы Южной Палестины, а также земли Нубии, лежащие между первым и вторым Нильскими порогами. Однако расширение египетских владений, богатая военная добыча не смогли предотвратить распад Египетского государства.

В XXVI–XXV вв. до н. э. начинается «золотой век» египетских вельмож, означавший ослабление центральной власти. При VI династии пирамиды фараонов становятся более скромными по размерам, а гробницы знати, напротив, превращаются в величественные сооружения. Номовая знать начала борьбу за политическую и экономическую автономию. После смерти фараона VI династии Пиóпи II власть Мемфиса над Египтом становится минимальной. В XXIII в. до н. э. Египет распадается на множество независимых и враждебных по отношению друг к другу номов. Начинается двухсотлетний период раздробленности, экономических бедствий и борьбы за новое объединение страны.

3. Египет Среднего царства – XXI – XVIII вв. до н. э. Время правления фараонов XI, XII, XIII династий.

К исходу третьего тысячелетия до н. э. внутриполитическое положение Египта потребовало объединения страны. Распад государства, соперничество и борьба номов пагубно сказались на экономической жизни: ирригационная система пришла в упадок, площадь обрабатываемых земель сократилась, произошло запустение ряда земледельческих районов. Население нередко страдало от жестокого голода. Прекращение торговых и военных экспедиций, отсутствие притока богатств в Египет парализовали городскую жизнь, усилили его изоляционизм.

Конец самовластного правления номархов, в период раздробленности создавших своих чиновников и армии, вводивших собственное летоисчисление, обожествлявших себя, передававших власть по наследству, наметился лишь к XXI в. до н. э., когда в Египте появились два политических центра, Гераклеополь и Фивы, правители которых стремились, захватив власть, восстановить централизованную администрацию. Победителем в этой борьбе за политическую гегемонию стал фиванский царь Ментухотеп I, при котором в 2050 г. до н. э. страна вновь была объединена. Однако борьба с сепаратисткими тенденциями на местах продолжалась даже при фараонах XII династии, которые добились наибольших успехов в укреплении центральной власти. Подспудная борьба местных правителей и фараонов, внутренние беспорядки и волнения, заговоры, дворцовые интриги, покушения на царей продолжались на всём протяжении истории Среднего царства.

Стремясь укрепить своё могущество, фараоны вынуждены были поддерживать служилое чиновничество незнатного происхождения, всем своим благосостоянием обязанное милостям двора. Наряду со столичными вельможами и номовой знатью, среднезажиточные слои египтян (командный состав армии, разбогатевшие торговцы, мелкое чиновничество), так называемые «сильные неджесы», начинают занимать высшие государственные должности, формируя социальную опору фараонов Среднего царства.

Среди других изменений, произошедших в структуре египетского общества, надо отметить более изощрённую систему эксплуатации основной трудящейся массы – «слуг царя». Отрядная организация их производственной деятельности была заменена надельно-арендной системой. «Слуги царя» получали от дворца, храмов, вельмож земельные участки в аренду и обрабатывали их при помощи своих орудий и средств труда. Отныне «слуги царя» превратились в самостоятельно хозяйствовавших производителей, которые выплачивали своим хозяевам арендную плату.

Квалифицированные ремесленники (ювелиры, каменотёсы) получили возможность вести дела самостоятельно, работая на заказ и на рынок, и, кроме того, создавать ремесленные объединения по профессиям. В то же время они по-прежнему отдавали государственному хозяйству часть своей доли в виде налога и, подобно всему трудящемуся населению страны, выполняли «царские работы», то есть привлекались к трудовым повинностям, включая строительные и ирригационные работы, труд в копях и каменоломнях, в пользу казны.

Как показали исследования О. Д. Берлева, связь «слуги царя» с определённой профессией была принудительной, пожизненной и передавалась по наследству. Исключение могло быть сделано только для юношей, достигших совершеннолетия и к тому же отличавшихся силой и выносливостью, – их забирали в войско.

В период Среднего царства возросло количество рабов-иноплеменников (бак), которых, в отличие от «слуг царя», можно было покупать и продавать. Они стоили дорого и считались лишь элементом престижа знати: вельможа, в хозяйстве которого работали сотни «слуг царя», гордился приобретением даже одного раба, о чём сообщал в своей гробничной надписи. Порабощение египтян за долги было редкостью, официально не разрешалось и практиковалось только в периоды децентрализации страны.

Технологический способ производства характеризовался совершенствованием орудий труда: наряду с каменными и медными всё чаще стали использоваться орудия труда из бронзы. Интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае, золотые и медные рудники Северной Нубии. Возникло производство стекла. Восстановление ирригационной системы фараонами XII династии привело к дальнейшему развитию земледелия. Грандиозное ирригационное строительство в районе Фаюмского оазиса (создание водохранилища), предпринятое фараонами XII династии, заметно увеличило фонд пахотной земли, распределявшейся среди служилой знати.

В эпоху Среднего царства восстанавливается и расширяется международная торговля Египта. Среди международных партнёров Египта были Сирия, Финикия, Месопотамия, Нубия, Пунт, остров Крит. В стране (хоть и медленно) развиваются товарно-денежные отношения, в то время как в Древнем царстве мерилом стоимости выступало зерно. Посредством торговли и дипломатии египтяне пытались закрепить своё присутствие в Восточном Средиземноморье, однако захватить Финикию, Палестину и Сирию фараонам Среднего царства не удалось.

Более успешными были завоевания в южном направлении. При самом могущественном фараоне XII династии Сенусéрте III египтянам удалось прочно присоединить Северную Нубию, построить мощные крепости в районе второго Нильского порога, основать здесь города, проложить дороги, начать разработку новых месторождений золота.

При неизвестных обстоятельствах в начале XVIII в. до н. э. закончились правление XII династии и вместе с ним высокий международный престиж Египта.

Слабые властители новой, XIII династии потеряли контроль над номовой знатью. В стране вновь началось противостояние центральной и местной знати. Внутренними беспорядками, экономическим оскуднением, ослаблением государственной власти воспользовались ближайшие соседи Египта. Возобновились набеги с запада, заволновались нубийцы на юге, приступили к завоеванию Дельты азиаты-гиксóсы.

В конце XVIII в. до н. э. Нижний Египет был покорён гиксосами, и более ста лет египтяне существовали внутри обширной гиксосской «империи», охватывавшей Палестину, южную часть Месопотамской степи, Синайский полуостров, северную часть Аравии.

В обстановке политического сепаратизма, хозяйственного упадка, нашествий врага в Египте начались социальные конфликты, о которых мы узнаём из произведений «Речения Ипусéра», «Пророчества Нефéрти»[49]. Оба автора рисуют картины разрухи, упадка, разорения Египта, нескончаемых убийств, голода, грабежей, которые ассоциируются в их сознании с концом света – хаосом, анархией, забвением божественных установлений, разрушением космического и социального порядка, природными катаклизмами.

Ипусер – возможный свидетель, очевидец этих социальных потрясений, скорбит о разрушенных городах, разорённых номах, осквернённых гробницах, поверженных дворцах. Он описывает беспомощного фараона, бегство «начальников страны», превращение воинов в разбойников, отмечает гибель институтов государственной власти: храмов, архивов, хранилищ. Ипусер сильно обеспокоен экономическим крахом Египта: запустением полей, разрушением связей между Севером и Югом, прекращением выгодных торговых отношений с соседними народами. Он негодует на варваров, азиатов и ливийцев, опустошающих Дельту, захватывающих земли Египта, присваивающих тайны ремесленников. Наибольшее беспокойство рассказчика вызывает стремление неимущих египтян, крестьян, ремесленников, а также присоединившихся к ним государственных и частных рабов захватить не принадлежавшие им богатства вельмож, разделить их собственность, поменяться с богатыми их социальными ролями.

Во всех подробностях обрисовав «перевёрнутый, как гончарный круг», мир, лишённый законов, порядка, стабильности, готовый погибнуть в грязи, нищете, разбоях, духовном оскудении, Ипусер связывает надежды на возрождение Египта с восстановлением сильной власти фараона, проявлением его космических и мироустроительных функций.

Дошедшее до нас письменное наследие Египта периода Среднего царства (к примеру, «Спор разочарованного со своей душой», «Песнь арфиста») позволяет охарактеризовать мировосприятие людей «смутных эпох», и египтян в том числе, переживших истинные катастрофы на своём веку: трагическую смерть близких, разрушение веры, падение незыблемых авторитетов, разочарование в идеалах и ценностях. Они воспринимают мир как царство зла, ощущают близкий конец света. Их представление о фараоне – защитнике мира и спасителе становится шатким, что приводит к распространению неверия в святыни, нигилизму, пессимистическому восприятию жизни. Перелом в сознании заставляет иронично и пренебрежительно относиться к священным животным, мифам о существовании вечной потусторонней жизни. Стремление к обновлению провоцирует людей игнорировать запреты, свергать с пьедесталов прежних кумиров, пытаться самостоятельно защитить себя путём установления личных контактов с миром внемлющих богов.

Хотя официальная идеология эпохи смут стремилась возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию, призывала неукоснительно соблюдать старинные ритуалы и совершать жертвоприношения, в недрах египетской культуры зрела иная система мировосприятия, которая ускорила развитие научных знаний (к примеру, учений о пульсе, сердце, кровеносных сосудах), вызвала к жизни новые жанры литературного творчества (например, дидактическую литературу), усилила поиски более совершенных художественных приёмов в изобразительном искусстве, повлияла на переосмысление роли царя в египетском обществе, который всё чаще представляется не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком.

Во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства, однако изменения, затронувшие уклад жизни и мироощущения египтян, нашли выход в языке, литературе, искусстве, религии, которые становятся более сложными по содержанию и более совершенными с эстетической точки зрения.

4. Египет Нового царства – XVI–XI вв. до н. э. Время правления XVIII, XIX, XX династий египетских фараонов.

Период наивысшего расцвета Египетской цивилизации – эпоха Нового царства – начался с изгнания гиксосов. Борьбу против завоевателей возглавили фараоны Фив, усилившиеся к началу XVI в. до н. э. настолько, что начали править параллельно с гиксосскими властителями. Вопреки сопротивлению южноегипетских номов, фараон XVII династии Камесу приступил к активным действиям против гиксосов, уничтожил их боевые корабли и колесницы, что помогло его преемнику, основателю XVIII династии, Яхмóсу I, довести борьбу с завоевателями до победного конца. Захватом столицы гиксосов – г. Авáрис, а также крепости Шарухен – их мощного оплота вблизи египетских границ Яхмос I открыл эпоху непрекращающихся военных действий египетских фараонов Тутмóса I, Тутмóса II и Тутмóса III, итогом которых стало создание могущественной Египетской империи.

При Тутмосе III (1490–1436) – выдающемся фараоне-завоевателе – границы Египетской державы, в состав которой входили земли Восточного Средиземноморья (вплоть до г. Каркемиш на Евфрате) и Нубии (вплоть до четвёртого Нильского порога), протянулись на три с половиной тысячи километров. Египетская держава, равной которой в XVI–XV вв. до н. э. не было, стала самым крупным государством, которое знала до того времени мировая история.

Для управления этим громоздким государством требовались реформы. Во главе южных, нубийских, областей был поставлен наместник с титулом «царевич страны Куш», подчинявшийся непосредственно фараону. Восточное Средиземноморье с его разнообразием природных условий, хозяйственных типов, племён, разветвлённой сетью княжеств было разделено на три большие зоны, примерно соответствовавшие Палестине (Ханаану), Сирии и финикийскому побережью (совр. Ливан). Во главе каждой из этих зон стоял египетский наместник, главным образом разбиравший конфликты местной знати и выколачивавший налоги с подвластного населения. Прежние властители княжеств Восточного Средиземноморья утратили право вести самостоятельную внешнюю политику, ежегодно платили дань фараону, их наследники жили недалеко от Фив, являясь заложниками фараонов.

Собственно Египет при XVIII династии был разделён не на две части, север и юг, как прежде, а на четыре: Нижний Египет, Верхний Египет, Тинитская область – группа номов вокруг города Абидос – и южный район вокруг Фив – фиванский регион, во главе которых стояли подчинённые фараону наместники. Разукрупнением региональных областей фараон усиливал контроль за номовой знатью. Бывшие ещё недавно независимыми, номархи превратились в чиновников, каждый из которых имел свою канцелярию с писцами и служащими и отвечал за управление номом. Особые начальники, назначавшиеся не номархом, а высшим сановником – чати, руководили жизнью городов и крепостей. Деятельность всех администраторов определялась специальными нормами и инструкциями, разъяснявшими должностные обязанности. Это превращало чиновника в профессионала и делало бюрократический аппарат более гибким.

Центральный аппарат управления Египтом состоял из десяти ведомств во главе с сановниками, подчинявшимися чати. Каждое ведомство руководило определённой сферой управления, по типу отраслевого министерства. В распоряжении начальника ведомства находился обширный штат писцов, секретарей, контролёров, курьеров.

Став сильной военной державой, Египет вступил в активные политические связи с другими государствами Ближнего Востока: с Митаннийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии. Сохранившиеся до наших дней архивы Телль-Амарны – глиняные таблички, написанные на языке международной дипломатии того времени – по-аккадски, свидетельствуют о создании военно-дипломатических коалиций, заключении династических браков, решении юридических вопросов, связанных с международной торговлей. Заметим, что слово «торговец» в египетском лексиконе появляется именно в это время.

Превращение Египта в «мировую» державу создало условия для небывалого прежде распространения достижений египетской культуры в иной этнокультурной среде. Наиболее благоприятная почва для этого существовала среди народов Ливии и Нубии. В Азии основным средоточием египетской культуры был Библ. Элементы декора зданий и бытовых предметов, черты египетской иконографии божеств отмечены в изобразительном искусстве не только Финикии, но и Сирии.

Сами египтяне охотно перенимали из Азии культы воинственных богов и богинь (Ваáла, Иштар), мифологические сюжеты. Попытки «переплавить» элементы азиатской культуры, включённой в лоно собственно египетской, наиболее активно осуществлялись в области Дельты.

Роль лидера на международной арене придаёт культуре Египта «имперский» характер: гигантоманию в архитектуре, торжественный стиль анналов, гимнов богам, усложнение образов богов, которые рассматриваются отныне творцами не только Египта, но и других стран.

Экономика Египта периода Нового царства была теснейшим образом связана с военными экспедициями фараонов, с ограблением захваченных территорий. Основными поставщиками меди стали Палестина и Сирия, строевого леса – Сирия и Нубия, золота – Нубия. Серебро путём обмена поступало из Малой Азии.

Войны давали много рабов, большая часть которых дарилась храмам. Чаще всего рабов сажали на земли и превращали в зависимых земледельцев-арендаторов. Возможно, в таком же положении находились и некоторые малоимущие и неимущие египтяне, вынужденные арендовать храмовые земли.

За счёт пленных возросло количество и частновладельческих рабов, которыми могли обладать, к примеру, отличившиеся во время захватнических походов воины. Но на внутреннем рынке рабы по-прежнему стоили дорого: цена рабыни приравнивалась к стоимости четырёх-пяти коров или двадцати пяти тонн зерна.

В период Нового царства, когда политическую оппозицию фараонам составляли номовая знать и крупное жречество, центр тяжести администрации и всей опоры власти фиванских царей стал перемещаться на нетитулованных выходцев из чиновников, воинов, земледельцев, которые составили социальную прослойку немху. Наиболее удачливые представители немху достигли высших постов в аппарате управления и армии, но были готовы и к другим радикальным преобразованиям, с тем чтобы отстранить от источников богатства и влияния столичных и номовых вельмож. Интересы потомственной и служилой знати становились всё более непримиримыми. Назревавшая между ними борьба вылилась в так называемую религиозную реформу Аменхотéпа IV (Эхнатóна) (1372–1354).

Встав на сторону служилой знати, фараон начал наступление на могущественное жречество бога Амóна, тесно связанное и со старой потомственной знатью, и со жречеством местных культов. Фиванский бог Амон – покровитель египетской столицы – в это время занял особое место в пантеоне богов: слившись с богом солнца Ра, он стал главным объектом культа. В районе Фив выросли грандиозные комплексы Карнáка и Луксóра, посвящённые Амону-Ра. Сюда поступала бóльшая часть военной добычи, награбленной египтянам во время завоеваний.

Аменхотеп IV, стремясь к неограниченной власти, вступил в борьбу со жречеством бога Амона, выдвинув в качестве противовеса ему малоизвестного бога солнечного диска Атóна. Объявив себя верховным богом Атона, Аменхотеп IV изменил своё имя на Эхнатон, построил новую столицу – г. Ахетатон, приступил к возведению храмов бога Атона, а вскоре запретил почитать каких-либо других египетских богов, кроме Атона. В изобразительном искусстве создавались новые культово-канонические нормы[50].

Преемники фараона-еретика (в частности, юный Тутанхамóн) в условиях растущего сопротивления реформе вынуждены были вернуть фиванскому жречеству все утраченные ими права и привилегии, возвратить двор в Фивы, предать проклятию имя Эхнатона. Однако фиванский жрец Хоремхéб, окончательно уничтожив последствия религиозной реформы и снеся с лица земли город Ахетатон, оказавшись на престоле (он явился основателем XIX династии египетских фараонов), тем не менее, вынужден был заключить союз со служилой знатью-немху, обновив государственный аппарат за счёт выходцев из средних слоёв и гарантировав материальное обеспечение воинов.

Хоремхеб возобновил и активную внешнюю политику Египта, парализованную в годы правления фараона-реформатора. Однако монопольные позиции Египта на господство в Восточном Средиземноморье уже были утрачены, так как у Египта появился могущественный противник – Хеттское царство.

Решительное столкновение Египетской империи с Хеттской державой, покорившей Северную Месопотамию, Митáнни, большую часть Сирии, произошло при фараоне Рамзéсе II, процарствовавшем в XIII в. до н. э. около 67 лет. Почти пятнадцать лет потребовалось ему для того, чтобы вытеснить хеттов из Южной Сирии и захватить главную сирийскую крепость – г. Кадéш. Однако северная часть бывших египетских владений так и осталась в руках хеттов. Около 1270 г. до н. э. Рамзес II и хеттский царь Хаттусили III заключили мирный договор, обязуясь не воевать друг с другом и оказывать действенную помощь в случае нападения противника[51].

Рамзес II прославил себя сооружением новой египетской столицы – г. Пер-Рамзес (в Дельте), а также активной строительной деятельностью в Фивах, Абидосе, Нубии.

При преемниках Рамзеса II – их часто именуют Рамессидами, так как многие из фараонов XIX и XX династий носили имя своего великого предшественника, – могущество Египта стало заметно ослабевать. Воинственные племена ливийцев и «народов моря» (племена островов и побережья Средиземного моря) постепенно вытеснили египтян из их внешних владений и, более того, начали селиться на египетских землях близ Дельты.

Ослаблением государства не преминули воспользоваться представители номовой знати и жречества, стремившиеся извлечь из благоприятной для них ситуации максимум выгоды. В одном из известнейших древнеегипетских папирусов – папирусе Харриса – сообщается о множестве льгот, привилегий и иммунитетных прав, которые при Рамзесе IV и Рамзесе V были пожалованы местным храмам. Падение могущества царской власти привело к тому, что при Рамзесе XII – последнем из Рамессидов – власть в стране захватил фиванский жрец Амона Херихóр (1085 г. до н. э.). Однако Нижний Египет не признал верховной власти фиванского правителя. В Дельте возникла собственная династия со столицей в г. Пер-Рамзес (Танис). С этого времени единое Египетское государство прекращает своё существование. Независимому Египту древних фараонов также пришёл конец.

В эпоху Нового царства, благодаря контактам с многочисленными народами Ближнего Востока, произошёл скачок в технологическом способе производства.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия труда из бронзы, но из-за дороговизны меди всё ещё продолжают использоваться и каменные орудия. Прогресс в металлургии был обусловлен появлением ножных мехов, в ткацком деле – вертикального ткацкого станка. Интенсивно развиваются производство непрозрачного стекла, деревообработка. Непревзойдённого совершенства достигает искусство мумификации.

От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъёмного сооружения – шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях, куда не доходила вода при разливах Нила. Делаются попытки выращивать новые сорта деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, яблоневое) или из Пунта (мирровое дерево). Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживавшее египетское войско с его боевыми колесницами.

Всё большее значение приобретает внутренняя торговля. Серебро вытесняет зерно в качестве мерила рыночных ценностей. Но международная торговля в периоды военных экспансий замирала, так как всё необходимое для себя египтяне получали в виде трофеев и дани, и только во второй половине существования Нового царства она вновь оживилась.

Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурой иных народов, приток в Египет огромных богатств явились стимулами небывалого расцвета египетской культуры. Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидóс) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб); дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела; развитием многожанровой литературы («Сказка о двух братьях», «Правда и Кривда», «Взятие Яффы», «Путешествие Уну-Амона в Библ» и др.).

5. Египет Позднего царства – XI–IV вв. до н. э. Время правления XXI–XXX династий египетских фараонов.

Египет периода Позднего царства, или Ливийско-Саисский период, является бесславной эпохой Египетской цивилизации. Она теряет свой международный престиж и превращается в объект захвата со стороны воинственных соседей.

В X–VIII вв. до н. э. на севере Египта, в Дельте, господствовали ливийские династии. Ливийский военачальник Шешóнк, опиравшийся на ливийских солдат, из которых в то время в основном состояла египетская армия, в середине X в. до н. э. захватил власть и положил начало XXII династии – первой из серии правивших в Египте чужеземных династий.

Сменявшие одна другую ливийские династии (XXIII и XXIV) эффективно контролировали лишь район Дельты, в восточной части которой была их столица – г. Бубáст.

В Нильской долине процветала египетская знать, пока усилившиеся к середине VIII в. до н. э. правители Нубии не приступили к успешным кампаниям, направленным на захват Верхнего Египта. В конце VIII в. до н. э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть долины Нила, в том числе Фивы и Мемфис. Местное жречество оказало ему поддержку, пытаясь таким сотрудничеством сохранить своё господствующее положение.

В борьбе за Египет правители Нубии, основавшие XXV династию, столкнулись с мощным соперником – Ассирией, переживавшей пору своего наивысшего расцвета. В 671 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддóн разбил войско нубийского фараона Тахáрки, захватил Мемфис и очистил земли Египта от эфиопов (так египтяне называли всё чернокожее население Африки). Около пятнадцати лет Египет входил в состав Ассирийской империи, пока ливиец Псамметих, основатель XXVI (Саисской[52]) династии, не добился их изгнания и освобождения страны от иноземного гнёта.

Фараоны XXVI династии объединили Египет и вновь попытались превратить его в великую державу Ближнего Востока. Они приняли участие в разделе наследства поверженной Ассирийской империи, начали соперничать с Нововавилонским царством за раздел Восточного Средиземноморья, но потерпели неудачу. При них был взят курс на сближение с греками, и вскоре греческие кварталы появились в Мемфисе, а на севере Египта выросла греческая колония Нáвкратис. Греческие наёмники поступали на военную службу к фараонам, распространялись эллинские культы и художественные традиции в изобразительном искусстве.

Период Саисского возрождения могущества Египетского государства, его военной мощи, монументального искусства был прерван персидским завоеванием.

В 525 г. до н. э. персидский царь Кáмбиз II разбил египетское войско у мыса Пелузий, лишил Египет независимости и стал основателем XXVII династии фараонов. Почти два века, до 332 г. до н. э., Египет был сатрапией Персидской империи. Кратковременное правление XXVIII–XXX династий (во время борьбы за независимость от персов) не имело ресурсов для преодоления военной слабости, архаизма социальных отношений и экономической отсталости Египта.

В периоды потери независимости египтяне освоили производство железа, заимствовав его технологические секреты у ассирийцев и греков. Не без влияния Греции в Египте активизировалась внутренняя и внешняя торговля, укрепились товарное производство и частнособственническое хозяйство, расцвело ростовщичество.

Дальнейшие сдвиги в социально-экономической сфере происходили уже после очередного завоевания Египта войском Александра Македонского, в эпоху эллинизма.

По мере угасания Древнеегипетской цивилизации неожиданно с новой силой проявились древнейшие её черты, что было вызвано стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания. Намеренная архаизация проявилась в обращении к образцам Древнего царства в искусстве (возрождение идеализированного портрета), в литературе (подражание классическим текстам), в противодействии азиатскому влиянию в языке (изгнание семитизмов), в религии (стремление устранить из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древним жреческим учениям, в доведении до крайности культа животных.

Ушла в прошлое слава Фив, где больше не возводятся грандиозные постройки в честь Амона. Культурным средоточием страны становится г. Саис в Дельте.

Время правления династий, не вошедших в данную периодизацию, относится к так называемым Переходным периодам. Они характеризуются политической анархией, упадком экономики, потерей завоёванных фараонами владений, замиранием форм египетского художественного творчества. Египетскую цивилизацию каждый раз, после очередного Переходного периода, приходилось создавать заново.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: