Особое положение Белградского пашалыка

Кризис общественно-политической системы Османской империи в конце XVIII в.

СЕРБСКИЕ, ЧЕРНОГОРСКИЕ ЗЕМЛИ, БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

В СОСТАВЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (КОНЕЦ XVHI в. - 1878 г.)

Южные славяне в составе Османской империи на протяжении всего XIX и начала XX в. выступали вместе с другими народами Балканского полуострова за ликвидацию турецкого владычества и создание своих государств. Борьба эта велась практически непрерывно, принимая формы локальных и общебалканских восстаний и войн. Изменялись и лозунги борьбы — от расширения прав немусульманского населения до полной независимости. Важным рубежом был в этой борьбе 1878 г., ознаменовавшийся появлением двух независимых княжеств — Сербии и Черногории. Но борьба за освобождение оставшейся в составе Османской Порты части Балканского полуострова продолжалась до 1913 г., когда после окончания Второй Балканской войны Турция лишилась практически всех своих европейских территорий, за исключением Восточной Фракии.

К концу XVIII в. военно-ленная система Османской империи перестала отвечать требованиям времени. Экономика Турции, направленная на поддержание и развитие мощной военной машины, способной охранять границы империи, не только не развивалась, но и находилась в состоянии кризиса. Это выражалось в появлении новых форм собственности, расцвете откупной системы и ростовщичества, не соответствующих основным государственным принципам Порты — жесткой централизации и Контролю за собственностью на землю.

В политическом плане кризис власти вылился в рост сепаратистского движения внутри империи, когда мятежные паши выступали с оружием в руках против власти султана. В конце XVIII — первой половине XIX в. такие выступления сотрясают Албанию, Боснию и Герцеговину и даже центр империи — Руме-Лийский вилайет. Особую опасность для Стамбула представлял реформированный янычарский корпус и бездействующие в перерывах между войнами башибузуки. Те и другие использовались местными феодалами, были легки на подъем и отважны в бою.

Первые попытки реформирования как самой системы землепользования (спахийской системы), так и турецкой армии предпринял султан-реформатор Селим III (1789—1807). Он столкнулся не только с сопротивлением турецких феодалов, но и с янычарскими бунтами, а также с крестьянскими волнениями, которые были вызваны тем, что старая система сбора налогов была заменена посредниками между спахией и крестьянином — так называемыми «чифтлик-сахибиями», удвоившими эксплуатацию на селе.

Ситуация осложнялась падением военной мощи империи, поражениями в войнах. В последней четверти XVIII в. в мирные договоры Турции с воевавшими с ней европейскими государствами стали включаться пункты, касающиеся положения подвластного Порте христианского населения Балканского полуострова. Так, по окончании русско-турецкой войны 1768—1774 гг. в текст Кючук-Кайнарджийского мирного договора было внесено право России защищать интересы православного населения Турции, а по Систовскому миру 1791 г., знаменовавшему победное окончание войны России в союзе с Австрией против Турции, предусматривалось проведение реформ в пограничном с монархией Габсбургов пашалыке Турции — Белградском.

СЕРБИЯ НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОМУ ГОСУДАРСТВУ (конец XVIII в. - 1878 г.)

Белградский пашалык не случайно стал центром воссоздания сербского государства и первой славянской территорией Османской империи, получившей автономию. Несколько факторов обусловили специфическое развитие этого одного из наиболее беспокойных пашалыков Порты. Прежде всего, это его географическое положение на границе с Австрийской империей. На австрийском берегу пограничных рек Дуная и Савы (современная Воеводина) компактно проживало с конца XVIII в. переселившееся из Центральной Сербии сербское население. Австрийские сербы обладали согласно ряду рескриптов австрийских монархов определенными национально-церковными автономными правами. Их столица Сремские Карловцы — резиденция православного митрополита — была не только религиозным, духовным, но и просветительским центром для всех сербов, как в граница* империи Габсбургов, так и в Османской Турции. Прямые контакты

с соплеменниками в Австрии ускорили процесс формирования национального самосознания сербов Белградского пашалыка. По-граничность этой провинции сделала ее также ареной австро-турецких войн XVIII в., в которых сербское население пашалыка принимало участие в составе специального формирования в рамках австрийской армии — сербского фрайкора.

Второй особенностью пашалыка была его этническая однородность — абсолютное большинство населения составляли православные сербы, мусульмане же (как турки, так и представители других национальностей) проживали в основном в крепостях и городках. Язык, обычаи сербов этого района, называвшегося сербами Шума-дия (от сербского слова «шума» — лес), были едиными.

Однородной была и социальная структура сербского общества. Сербское население пашалыка, насчитывавшее около 300 тыс. человек, составляли крестьяне, причем процесс дифференциации на селе был очень слабым. Зажиточные крестьяне занимались торговлей, поставляя в Австрию продукцию своего хозяйства, и прежде всего свиней. Сельские старейшины осуществляли контакт с турецкой администрацией, а выборные от нескольких сел (кнезы) отвечали за сбор и передачу туркам налогов.

Третьим фактором, обусловившим исключительную роль Белградского пашалыка в создании сербской государственности, был внешний, а именно активное вмешательство Австрии и России в судьбу сербов. Так, по условиям Систовского мира пашалык получил значительные привилегии, оформленные специальными фирманами султана в 1793-1794 гг. Было упорядочено налогообложение, установлен фиксированный размер денежной дани на весь пашалык, разрешено строительство церквей, введены элементы местного самоуправления, определены права и обязанности кнезов и, наконец, запрещено проживание на территории пашалыка янычаров. Последнее было очень актуальным решением для конца XVIII в., ибо в то время янычарская вольница опустошала непосильными налогами и прямыми грабежами села по всему Балканскому полуострову. Взамен полученных привилегий сербы обязывались нести пограничную стражу, что означало создание отрядов милиции и право ношения оружия, хотя вся остальная райя была этого права лишена, ибо служба в армии являлась почетной обязанностью только «правоверных».

Перечисленные обстоятельства определили роль Белградского пашалыка как ядра, вокруг которого практически в его границах было создано автономное славянское княжество в составе Османской Турции — Сербское княжество (1833), затем сербское независимое государство (1878). Позднее, в 1918 г., Сербия становится центром объединенного югославского государства.

Основные вехи развития сербской государственности были связаны с вооруженной борьбой: восстаниями и войнами. Важным фактором для приобретения Сербией независимости было русское участие в судьбе сербов. Основными документами, определившими статус сербского государства в XIX в., были русско-турецкие договоры 1812, 1826, 1829 и 1878 гг.

На первом этапе освободительной борьбы (1804—1833) сербский народ добивался признания Османской Портой прав Белградского пашалыка на автономию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: