Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны

Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ В ВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Государственное управление в 1940-е гг. отличалось рядом особенностей, обусловленных Второй мировой войной.

Историческая литература концентрирует внимание на мили­таризации управления, ставшей составной частью общего курса на укрепление государственности, и на обеспечении безуслов­ной власти центра над периферией, при подавлении сепарати­стских, националистических настроений на местах.

Представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму были заменены идеологией государст­венности. На XVIII съезде ВКП(б) (1939 г.) было заявлено о со­хранении государства не только при социализме, но и при по­беде коммунизма в одной стране. Одновременно был сформу­лирован тезис о возрастании руководящей роли партии в государственном управлении и в жизни общества.

Следует учитывать, что к началу 1940 г. закончилась пере­стройка всей системы органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Этот вы­вод обоснован и фактическими данными о формировании цен­тральных и местных органов как представительной (Советы), так и исполнительной (правительство СССР, исполкомы мест­ных Советов) власти в январе 1938 — феврале 1940 г. Начало Второй мировой войны стало еще одним доводом в пользу воз­растания роли органов исполнительной власти с подчинением их партийному диктату.

Военная ситуация обострила проблему национально-госу­дарственного строительства. После заключения 12 марта 1940 г. мирного договора с Финляндией расширилась территория Карельской АССР, которая в марте 1940 г. преобразована в Каре­ло-Финскую ССР (существовала до 1956 г.). Присоединение территорий Литвы, Латвии, Эстонии, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бессарабии, Северной Буковины сопрово­ждалось формированием новых органов государственного управления и реконструированием системы центральных орга­нов власти. Парламенты преобразовывались в верховные сове­ты, кабинеты министров — в совнаркомы, место президентов занимали коллективные президиумы верховных советов.

Хотя правоотношения в новых республиках ставились на ос­нову советского законодательства, в их конституциях были не­которые отличия от Конституции СССР. Например, в Прибал­тике допускались мелкие частные промышленные и торговые предприятия, в Молдавской ССР разрешался частный сектор в виде единоличных крестьян, ремесленников, кустарей, мелких промышленных и торговых предприятий[371]. Специфика государ­ственного управления и права не могла не отразиться на даль­нейшем поведении национально-бюрократических элит, их взаимоотношениях с союзным центром.

Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжав­шимся процессом разукрупнения и специализации наркоматов были приняты меры по улучшению руководства хозяйственны­ми ведомствами. К августу 1940 г. в правительстве СССР име­лось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республикан­ских. Для координации их деятельности в апреле 1940 г. при СНК СССР созданы шесть хозяйственных советов: по метал­лургии и химии, по машиностроению, по оборонной промыш­ленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам со­ответствующего профиля и фактически руководили ими. В со­став каждого совета входили 3—5 человек во главе с заместите­лем председателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызывало необхо­димость совершенствовать политический контроль над ним, а усложнение хозяйственно-организационных задач вызвало из­менения в аппарате контрольных органов государства. В целях усиления контроля над расходованием денежных средств, мате­риальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. был создан Наркомат госкон­троля СССР. Ему были переданы функции Комиссии советско­го контроля и Главного военного контроля, предоставлено пра­во давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, винов­ных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Положение о Наркомате госконтроля не предусматривало привлечение трудящихся к контрольной деятельности, которую осуществляли профессио­нальные контролеры-ревизоры, что свидетельствует о дальней­шей бюрократизации контрольных органов.

В связи с возросшей военной опасностью заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой и производственной дисциплины. Президиум ВС СССР принял серию указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины.

С целью повышения боеспособности армии укреплялись единоначалие в войсках, кадровый принцип их построения. Ужесточались армейские порядки. Дисциплинарный устав 1940 г. восстановил штрафные части. Извлекая уроки из фин­ской кампании (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), совет­ское руководство обратилось к опыту дореволюционной рус­ской армии. Президиум ВС СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 7 мая 1940 г. было объявлено о восстановлении генеральских и адми­ральских званий.

9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет Обороны (КО), которому придан статус чрезвычайного органа управления с определенными функциями. Состав КО сокращен до 5 человек: Ворошилов (председатель), Жданов (за­меститель председателя), Сталин, Тимошенко, Кузнецов[372].

Усилено внимание к вопросам организации Красной Ар­мии, укрепленным районам, развертывания производства воо­ружений, увеличения производства самолетов, танков, артилле­рии, военного судостроения и др. Установлен контроль, вплоть до ежедневной информации, за выполнением увеличенных планов производства вооружений, техники, повышена персо­нальная ответственность наркомов, директоров предприятий, начальников железных дорог за выполнение заказов и перевоз­ку грузов для авиационной и других военно-оборонных отрас­лей промышленности.

Новые особенности советского государственного управле­ния, проявившиеся в частичной милитаризации, дальнейших централизации и бюрократизации, в усилении командно-адми­нистративных методов и роли репрессивно-карательных орга­нов, в продолжавшемся возрастании партийного влияния во всех сферах гражданского и военного управления, в сужении гласности и в увеличении секретности в его работе, отрица­тельным образом сказались на степени эффективности управ­ления и на подготовке страны к участию во Второй мировой войне. Минусы этой подготовки сказались решающим образом на катастрофических неудачах первого периода Великой Отече­ственной войны, когда обнаружились серьезные ошибки и про­счеты сталинского руководства как в вопросе о возможных сро­ках фашистского нападения, так и в степени готовности к нему страны, системы государственной власти и управления, а также адекватности советской военно-стратегической доктрины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: