Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ В ВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Государственное управление в 1940-е гг. отличалось рядом особенностей, обусловленных Второй мировой войной.
Историческая литература концентрирует внимание на милитаризации управления, ставшей составной частью общего курса на укрепление государственности, и на обеспечении безусловной власти центра над периферией, при подавлении сепаратистских, националистических настроений на местах.
Представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму были заменены идеологией государственности. На XVIII съезде ВКП(б) (1939 г.) было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастании руководящей роли партии в государственном управлении и в жизни общества.
Следует учитывать, что к началу 1940 г. закончилась перестройка всей системы органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Этот вывод обоснован и фактическими данными о формировании центральных и местных органов как представительной (Советы), так и исполнительной (правительство СССР, исполкомы местных Советов) власти в январе 1938 — феврале 1940 г. Начало Второй мировой войны стало еще одним доводом в пользу возрастания роли органов исполнительной власти с подчинением их партийному диктату.
|
|
Военная ситуация обострила проблему национально-государственного строительства. После заключения 12 марта 1940 г. мирного договора с Финляндией расширилась территория Карельской АССР, которая в марте 1940 г. преобразована в Карело-Финскую ССР (существовала до 1956 г.). Присоединение территорий Литвы, Латвии, Эстонии, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бессарабии, Северной Буковины сопровождалось формированием новых органов государственного управления и реконструированием системы центральных органов власти. Парламенты преобразовывались в верховные советы, кабинеты министров — в совнаркомы, место президентов занимали коллективные президиумы верховных советов.
Хотя правоотношения в новых республиках ставились на основу советского законодательства, в их конституциях были некоторые отличия от Конституции СССР. Например, в Прибалтике допускались мелкие частные промышленные и торговые предприятия, в Молдавской ССР разрешался частный сектор в виде единоличных крестьян, ремесленников, кустарей, мелких промышленных и торговых предприятий[371]. Специфика государственного управления и права не могла не отразиться на дальнейшем поведении национально-бюрократических элит, их взаимоотношениях с союзным центром.
|
|
Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшимся процессом разукрупнения и специализации наркоматов были приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности в апреле 1940 г. при СНК СССР созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3—5 человек во главе с заместителем председателя Совнаркома.
Расширение бюрократического аппарата вызывало необходимость совершенствовать политический контроль над ним, а усложнение хозяйственно-организационных задач вызвало изменения в аппарате контрольных органов государства. В целях усиления контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. был создан Наркомат госконтроля СССР. Ему были переданы функции Комиссии советского контроля и Главного военного контроля, предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Положение о Наркомате госконтроля не предусматривало привлечение трудящихся к контрольной деятельности, которую осуществляли профессиональные контролеры-ревизоры, что свидетельствует о дальнейшей бюрократизации контрольных органов.
В связи с возросшей военной опасностью заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой и производственной дисциплины. Президиум ВС СССР принял серию указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины.
С целью повышения боеспособности армии укреплялись единоначалие в войсках, кадровый принцип их построения. Ужесточались армейские порядки. Дисциплинарный устав 1940 г. восстановил штрафные части. Извлекая уроки из финской кампании (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), советское руководство обратилось к опыту дореволюционной русской армии. Президиум ВС СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 7 мая 1940 г. было объявлено о восстановлении генеральских и адмиральских званий.
9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет Обороны (КО), которому придан статус чрезвычайного органа управления с определенными функциями. Состав КО сокращен до 5 человек: Ворошилов (председатель), Жданов (заместитель председателя), Сталин, Тимошенко, Кузнецов[372].
Усилено внимание к вопросам организации Красной Армии, укрепленным районам, развертывания производства вооружений, увеличения производства самолетов, танков, артиллерии, военного судостроения и др. Установлен контроль, вплоть до ежедневной информации, за выполнением увеличенных планов производства вооружений, техники, повышена персональная ответственность наркомов, директоров предприятий, начальников железных дорог за выполнение заказов и перевозку грузов для авиационной и других военно-оборонных отраслей промышленности.
|
|
Новые особенности советского государственного управления, проявившиеся в частичной милитаризации, дальнейших централизации и бюрократизации, в усилении командно-административных методов и роли репрессивно-карательных органов, в продолжавшемся возрастании партийного влияния во всех сферах гражданского и военного управления, в сужении гласности и в увеличении секретности в его работе, отрицательным образом сказались на степени эффективности управления и на подготовке страны к участию во Второй мировой войне. Минусы этой подготовки сказались решающим образом на катастрофических неудачах первого периода Великой Отечественной войны, когда обнаружились серьезные ошибки и просчеты сталинского руководства как в вопросе о возможных сроках фашистского нападения, так и в степени готовности к нему страны, системы государственной власти и управления, а также адекватности советской военно-стратегической доктрины.