Московское государство в правление Ивана IV

Самостоятельное правление Ивана IV Васильевича, начавшееся в 1547 г., ознаменовалось символическим событием - официальным принятием молодым 17-летним правителем царского титула. Тем самым не только получал подтверждение неограниченный характер верховной власти, но и заявлялась претензия на государственное равенство Московской Руси с европейскими монархами, носившими императорский титул (русское наименование «царь» восходит к латинскому «цезарь» и греческому «кесарь», то есть к принятому в Римской и Византийской империях титулованию императоров). Существенно выросшее и укрепившееся при предшественниках Ивана IV Московское государство всё ещё рассматривалось в Европе через призму прежней зависимости Руси от Золотой Орды. Поэтому важнейшей частью правления первого русского царя стала активная внешняя политика, долженствующая изменить такое представление, в первую очередь, с помощью завоевания территорий, ранее входивших в состав Золотой Орды - Казанского и Астраханского ханств.

Казанское ханство в середине XVI в. представляло собой ещё достаточно сильное государство, поэтому потребовались три похода русских войск, чтобы добиться желаемого результата. Первые два не принесли успеха и лишь в ходе третьего похода, после почти двухмесячной осады, в начале октября 1552 г. штурмом была взята Казань, что предрешило судьбу ханства. Его территория была включена в состав Московского государства и подверглась насильственной русификации: местное татарское население частично вытеснялось русскими переселенцами, частично обращалось в православие. В 1556 г. та же судьба постигла Астраханское ханство, правда, в этом случае удалось обойтись без кровопролитных сражений. После присоединения Казани и Астрахани восточная граница Московского государства стала проходить по реке Урал, создались условия для дальнейшего продвижения русского влияния за Уральские горы и в Сибирь. Однако на юге сохранялась угроза со стороны ещё одного наследника Золотой Орды - Крымского ханства, пользовавшегося поддержкой могущественной в то время Османской империи. Воевать в этом направлении Иван IV не рискнул, ограничившись строительством оборонительной «засечной» полосы (протяжённостью более 500 км), способной помешать крымским набегам.

Успехи на востоке развернули внешнюю политику Ивана IV в западном направлении - против Ливонского ордена, контролировавшего Восточную Прибалтику (бóльшая часть территории современных Латвии и Эстонии). Ливонская война, начатая по инициативе России в 1558 г. и продлившаяся до 1583 г., была вызвана как соображениями дальнейшего повышения престижа и значимости Москвы в Европе, так и прагматическими целями: приобретение новых территорий и устранение ограничений, чинившихся властями Ливонии для русской торговли со странами Западной Европы через Балтийское море.

Однако, начав войну, царь и его окружение недооценили опасность негативной реакции со стороны соседних стран, в первую очередь, Литвы и Швеции, опасавшихся появления в лице Москвы серьёзного соперника в Прибалтике. Поэтому успехи, достигнутые русской армией в войне непосредственно с Ливонским орденом, не позволили закрепиться на завоёванных территориях, поскольку с 1561 г. против России выступили Литва (с 1569 г., когда в единое государство объединились Литва и Польша, воевать пришлось уже с Польско-Литовским государством) и Швеция, затем Дания. Война приняла затяжной характер, проходила с переменным успехом, но соединение хозяйственного кризиса, спровоцированного опричной политикой царя, с выступлением в конце 1570-х гг. против Москвы на её южных границах Крымского ханства, предрешили негативный исход всей войны. Хотя русские войска и не потерпели решающего поражения, но в 1582-1583 гг. пришлось, практически исчерпав ресурсы для продолжения военных действий, пойти на невыгодные для Москвы мирные соглашения с Польшей и Швецией: были утрачены все военные завоевания в самой Ливонии (территория которой к этому времени была разделена между Польшей и Швецией), а Швеции были отданы и те земли на побережье Балтики, включая город Нарва, которые со времени присоединения Новгорода входили в состав Московского государства.

Перипетии Ливонской войны и её негативный для России исход оказались тесно связаны с внутриполитическим курсом Ивана IV. При внешней непохожести царской политики 1550-х - начала 1560-х гг. и последующих лет, известных как период опричнины (1565-1572 гг.), на самом деле этот курс преследовал одну и ту жеглавную цель - укрепление унаследованной царём от его предшественников системы неограниченной самодержавной власти.

Основные реформы, проведённые в 1550-е гг., когда Иван IV привлёк к управлению страной в противовес прежним боярским кланам, игравшим решающую роль в годы его детства и юности, лично им выдвинутую группу способных управленцев из числа служивой знати, ориентировавшуюся на интересы формирующегося дворянского сословия, по сути, были направлены на подведение под личную власть царя надёжного государственного основания посредством, во-первых, упорядочивания системы центрального и местного управления, во-вторых, повышения эффективности основных звеньев государственной машины (законодательных, судебных, финансовых, военных). Первый круг задач был решён с помощью создания специальных центральных органов управления отдельными видами деятельности (сначала называвшихся избами, а затем приказами) и находившихся под их надзором органов местного самоуправления (институты земских и губных старост).

Решение второго круга задач воплотилось в создание нового Судебника (1550); постепенную передачу в руки земских и губных органов местного судопроизводства; упорядочивание налоговой системы (введение единой меры поземельного налога - «большой московской сохи», отмена одних и введение других налогов, преимущественно в денежной форме); введение единого порядка прохождения военной службы («Уложение о службе» 1556 г.), формирование постоянного стрелецкого войска, привлечение на военную службу иностранцев.

Составной частью такого упорядочивания стала и церковная реформа, проведённая на т.н. Стоглавом соборе 1551 г. (сборник принятых на нём решений состоял из 100 отдельных глав), где с участием самого Ивана IV была осуществлена унификация ряда сторон церковной жизни (утверждены единый общерусский пантеон святых, единство культов и обрядов, каноны иконописи и т.д.).

Проведённые реформы придали более стройный вид всей государственной системе, она приспосабливалась под потребности страны, выросшей в размерах и численности населения. Эти преобразования не ослабили или ограничили, а, наоборот, усилили царскую власть, предоставив в распоряжение Ивана IV гораздо лучше организованную и эффективную систему реализации его воли. Окружение царя, осуществлявшее реформы, оставалось в полной зависимости от Ивана IV и не могло играть самостоятельной роли, положение и влияние, а в конечном итоге и жизнь, каждого из участников этой неформальной группы (т.н. «Избранной рады») продолжали целиком зависеть от царского «благоволения».

Последнее начало существенно меняться в начале 1560-х гг., когда один за другим участники прежнего царского окружения были отстранены от общения с царём, отдалены от двора, некоторые сосланы, а другие в годы опричнины казнены.

Вопрос о причинах изменения позиции Ивана IV и переходе к опричной политике продолжает оставаться предметом научной дискуссии. Наиболее вероятной представляется версия о целом комплексе факторов, побудившем царя продолжить прежнюю линию укрепления собственного «самовластья» новыми методами - массового государственного насилия и произвола.

Безусловно, сыграли свою роль особенности характера и психики самого Ивана IV, граничившие с личностными патологиями (жестокость, доходящая до садизма, маниакальная подозрительность, эмоциональная неуравновешенность и т.п.), особенности его личной религиозности (убеждённость в собственной богоизбранности и проистекающей отсюда непогрешимости, предчувствие приближающегося Страшного Суда и т.п.). Повлияли и начавшиеся неудачи в Ливонской войне, подрывавшие доверие как к эффективности осуществлённых реформ, так и к конкретным военачальникам, их личной верности царю (бегство в Литву одного из таких военачальников - князя А. Курбского).

Но, по всей видимости, переход к опричнине явился, в первую очередь, реакцией царя на подспудно шедшие в обществе социальные сдвиги, потенциально создававшие угрозу полноте его власти.

За годы реформ ускорилось формирование дворянского сословия, оно укрепилось материально, получило, хотя и в ограниченных пределах, доступ к управлению на местном уровне. В рамках приказной системы постепенно складывался влиятельный слой чиновников, способных косвенно влиять на реализацию принимаемых царём решений. В городах, особенно в прежней новгородской земле, сохранялись торгово-ремесленные корпорации, обладавшие значительными материальными ресурсами и традицией самоуправления. Всё эти тенденции социального развития, для которых реформы создавали более благоприятные условия, потенциально работали на движение в сторону системы сословного представительства, ограничивавшей власть царя.

Поэтому, хотя упорядочивание государственного управления, явившееся основным результатом реформ, с одной стороны, укрепляло «царскую властную вертикаль», но, с другой стороны, создавало, пока, конечно, ограниченные, но всё же реальные возможности для её обратного воздействия на самодержца, способного несколько ограничить «самовластие царской воли».

Скорее всего, именно рост опасений царя за способность и в будущем сохранить прежнюю полноту своей власти вызвал к жизни опричную политику. Суть этой политики сам Иван IV точно определил как «перебор людишек».

Раздел страны на две части - опричнину и земщину, - сопровождавшийся массовыми перемещениями бояр и дворян и их земельных владений из одной части в другую, предоставил царю возможность расколоть и без того ещё не консолидированное дворянство. Выделив в лице опричного войска людей полностью лично зависимых от себя и в силу творимого ими произвола и насилия оказывавшихся в фактической изоляции от остальной части общества, Иван IV смог их руками физически избавиться от всех тех представителей прежних (удельно-княжеских и боярских) и новых (дворянских) элит, которых он считал реальными или потенциальными врагами его собственного самовластья.

Естественно, что единственным эффективным средством осуществить масштабное изменение состава высшего слоя своих подданных можно было только насилием, принявшим форму массового террора. Размах репрессий и крайняя их жестокость должны были (и этот расчёт себя оправдал) парализовать всякую волю к сопротивлению, устрашить не только элиту, но и население страны в целом, чтобы на долгие годы вперёд уже ничто не могло угрожать принявшей, по сути, деспотический вид власти московского царя.

Однако ценой достижения Иваном IV степени самовластья, далеко превзошедшей его предшественников, стало хозяйственное разорение страны, дальнейшие неудачи в Ливонской войне, и, как своеобразная кульминация, новое нападение крымского хана, летом 1571 г. при полной неспособности остановить его силами опричных войск беспрепятственно дошедшего до Москвы и спалившего российскую столицу.

Видимо, убедившись в том, что издержки сохранения опричнины в прежнем виде превосходят достигнутые с её помощью результаты, в 1572 г. царь отменил опричнину, восстановив единство страны, но возвращения к доопричным порядкам не произошло, произошедшее перераспределение земельных владений сохранилось. Более того, в 1575 г. царь вновь поделил страну на две части - двор и земщину, организовал новые переселения из одной части в другую, но теперь уже без использования массового террора. Такое разделение страны сохранилось до самой смерти Ивана IV весной 1584 г.

Последствия правления Ивана IV могут быть верно оценены лишь под углом зрения тех событий, которые потрясли Россию в конце XVI - начале XVII вв. и вошли в историю как Смута. Истоки этого крупнейшего кризиса российского средневекового общества обнаруживаются именно в правлении первого русского царя, в тех крайних деспотических формах, которые в годы опричнины приняла самодержавная система «власть-собственность». Сама по себе эта система, созданная при Иване III, в природно-географических и исторических условиях становления самостоятельного Московского государства отвечала возможностям и потребностям общества, однако неограниченность власти правителя была в ней эффективна до тех пор пока служила не только удовлетворению его личных представлений и амбиций, но и содействовала обеспечению безопасности, территориального и духовного единства страны, её хозяйственного развития, повышению международного статуса.

Реформы 1550-х гг. позволяли сочетать эти две стороны самодержавного правления: параллельно с дальнейшим ростом личной власти Ивана IV шёл процесс укрепления государственности как таковой, что обеспечивало и внешнеполитические успехи, и относительно стабильное хозяйственное развитие страны.

Опричная политика позволила лично самому царю достичь таких пределов собственного владения материальными и людскими ресурсами страны, которых не достигали ни его предшественники, ни российские цари и императоры последующих столетий. Но эта же политика обернулась против интересов страны, запустив механизм кризиса всех хозяйственных и общественных структур: от упадка земледелия до падения нравов людей, вовлечённых в водоворот массового насилия и произвола. В результате общество вышло из эпохи «грозного царя» внутренне расколотым, в сложном переплетении взаимных подозрений, претензий и обид, привыкшим к насилию и обесцениванию человеческой жизни, потенциально готовым - при стечении обстоятельств - перевести этот раскол в прямое вооружённое противостояние на всех этажах социальной лестницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow