Смута как системный кризис и гражданская война

Период Смуты в русской истории обычно датируется временем от смерти в начале января 1598 г. не имевшего наследников царя Фёдора I Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей, до избрания в феврале 1613 г. Земским собором на московский престол царя Михаила I Фёдоровича. положившего начало новой династии русских правителей - Романовых.

В современной исторической науке события Смуты трактуются как системный кризис русского средневекового общества, то есть как кризис, поразивший все его структуры и охвативший все слои общества, принявший в своей наиболее острой фазе характер гражданской войны и поставивший на грань исчезновения само здание российской государственности.

Глубинные причины кризиса проистекали из раскола общества, хозяйственного упадка и духовных потрясений, явившихся последствиями опричной политики Ивана IV. Все эти явления только усилились за 14 лет нахождения на престоле не совсем умственно здорового царя Фёдора, за спиной которого развернулась борьба различных группировок придворной знати за реальное обладание властью. Победителем в этой борьбе вышел выдвинувшийся в годы опричнины и обладавший несомненными талантами государственного деятеля боярин Борис Годунов, с 1587 г. фактически управлявший страной от имени царя Фёдора. После смерти бездетного Фёдора (младший брат которого царевич Дмитрий при загадочных обстоятельствах погиб в 1591 г.) в результате организованной интриги Борис добился, чтобы Земский собор избрал его новым царём.

Благодаря уступкам, которые до избрания и после него Борис Годунов сделал служилому дворянству (в его интересах происходило фактическое закрепощение крестьян путём ограничений и запретов переходов от одних владельцев земли к другим) и купеческой верхушке посадов (городов), новый царь получил поддержку с их стороны. Одновременно он постарался ограничить влияние не доверявшей ему боярской аристократии, в частности подверг опале влиятельный род Романовых, его основных конкурентов в борьбе за престол (глава рода Фёдор Романов был насильственно пострижен в монахи под именем Филарета).

Меры царя Бориса по стабилизации ситуации в стране и восстановлению внешнеполитических позиций России принесли лишь кратковременный успех, поскольку в ход событий вмешался природный фактор: в 1601-1603 гг. основную часть Московского государства поразил неурожай, вызвавший массовый голод. В рамках религиозного мышления это стихийное бедствие было расценено как Божье наказание за грехи, связанные с нахождением на троне незаконного правителя. Избавление от постигших народ бедствий многие жители страны видели в восстановлении законной власти, а поскольку законность связывалась с династическим родством, то распространились слухи об якобы чудесном спасении царевича Дмитрия и его скором появлении в стране.

На общей волне тревог, ожиданий и слухов и возник феномен самозванчества, то есть появления людей, объявлявших себя царевичем Дмитрием или присваивавших себе какие-либо иные звучные имена и обещавших удовлетворить желания самых разных групп населения.

Наиболее значительной фигурой среди самозванцев Смутного времени (историки насчитывают около 20 таких человек) оказался человек, вошедший в историю под именем Лжедмитрий I (считается, что это был дворянин Григорий Отрепьев, по всей видимости, одно время служивший у Романовых). Находясь в Польше, он сумел заручиться поддержкой части местной знати, надеявшейся воспользоваться внутренним конфликтом в России и расширить свои земельные владения за счёт русских земель в пограничных районах.

Однако решающую роль в успехах Лжедмитрия сыграли не поляки, а переход на его сторону - по мере продвижения осенью 1604 г. по южным пограничным районам Московского государства - значительной части местного служилого дворянства, посадского населения и казачества. Борис Годунов, сначала не уделивший особого внимания появлению Лжедмитрия, вынужден был направить против его отряда собственные вооружённые силы. Этот момент и можно считать фактическим началом гражданской войны, так как с обеих сторон действовали жители одной страны (военная роль поляков в отряде Лжедмитрия была невелика).

Ослабление центральной власти и надежды на приход законного царя привели к тому, что против царя Бориса выступили окраинные земли государства, особенно южные, где доминировало казачество.

Переломным моментом стала неожиданная смерть в апреле 1605 г. Бориса Годунова. После получения известия о смерти царя на сторону Лжедмитрия перешла посланная против него царская армия, что открыло ему дорогу на Москву. В начале лета он без боя вступил в столицу и был перешедшим на его сторону боярством коронован царём Дмитрием I.

Немногие государственные меры, которые успел предпринять новый правитель (в результате боярского заговора он был свергнут и убит менее чем через год - в мае 1606 г.), показали его стремление учитывать настроения общества, одновременно сохранив и поддержку поляков. Но главной причиной его быстрого падения стало то, что раскол общества и ослабление государства приняли к этому времени неуправляемый характер. Увидев слабость центральной власти, различные социальные слои и различные группы внутри них попытались реализовать свои собственные прежде всего - материальные интересы, используя для этого вооружённую силу. Дальнейшему упадку центральной власти содействовало и противостояние внутри боярской элиты, стремление традиционной аристократии, пережившей опричнину, вернуть себе ведущие позиции во власти, которому препятствовали те, кто выдвинулся именно в годы опричнины.

В такой ситуации избрание на престол одного из представителей традиционной знати боярина Василия Шуйского только расширило раскол и в верхах, и в низах русского общества. В южных районах страны, где доминировали служилые дворяне и казаки, чьи пожелания Лжедмитрий I обещал, но не успел выполнить, новый царь поддержки не встретил, эти районы фактически отпали от Москвы. Летом 1607 г. объявился и вновь набрал значительную поддержку новый самозванец Лжедмитрий II (его истинное происхождение спорно). Получив поддержку провинциального дворянства окраинных районов страны, он смог весной 1608 г. подойти к Москве, возле которой стал лагерем в селе Тушино. Ряд территорий России присягнули Лжедмитрию II (в основном юг и центр).

В этот момент в события решила открыто вмешаться Польша, где сочли, что Московское государство фактически развалилось и настало время для отторжения от него западных районов или полного подчинения своей власти.

На протяжении 1608-1611 гг. Московского государство почти прекратило своё существование как единое государство. Южные районы страны преимущественно поддерживали Лжедмитрия II, западные районы были оккупированы польско-литовскими войсками, в центральных и северных районах царило фактическое безвластие и действовали вооружённые отряды самого различного состава, преимущественно занимавшиеся грабежом местного населения.

Летом 1610 г., когда к Москве подошли польско-литовские войска, новый заговор низложил Василия Шуйского, и захватившая власть боярская верхушка (т.н. «семибоярщина») начала переговоры с польским королём о приглашении на русский престол его старшего сына Владислава. Однако король затягивал переговоры, стремясь усилить свои позиции в Москве и добиться собственного приглашения на престол, что означало бы включение московских земель в состав Польского государства.

Накопившаяся в обществе усталость от хаоса, порождённого гражданской войной, в соединении с нараставшими слухами о захвате власти в Москве поляками и грядущем подчинении русских земель католической власти активизировали две силы, выступившие инициаторами прекращения Смуты: церковь и посадское население.

На призыв главы церкви патриарха Гермогена (патриаршество было учреждено в 1589 г. по инициативе Бориса Годунова), прозвучавший в конце 1610 г., освободить Москву от поляков и их сторонников из числа боярской верхушки сначала откликнулись в Рязани, где возникло казачье-дворянское ополчение, поддержанное местным посадом. Весной 1611 г. при приближении этого ополчения к Москве незащищённая часть города была польским гарнизоном сожжена, а сам гарнизон укрылся вместе с Боярской думой за крепостными укреплениями.

На штурм ополчение не решилось и встало лагерем вблизи города. В ходе выработки совместных решений о дальнейших действиях между казачьей и дворянской частью ополчения возникли острые разногласия относительно будущего устройства государства. В результате конфликта фактический руководитель ополчения дворянин П. Ляпунов был убит его казачьими оппонентами, и вскоре большая часть дворян лагерь покинула.

Решающим событием, положившим конец Смуте, стало возникновение второго ополчения, которое начало создаваться осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по инициативе и на средства местной посадской общины во главе с её старостой К. Мининым. Именно организующая роль посада, то есть ремесленно-торговой части городского населения Нижнего Новгорода и соседних городов Поволжья, позволила сформировать новое, более сплочённое ополчение из служилого дворянства и городских жителей. Подход второго ополчения в конце лета 1612 г. к Москве, где оно сумело нанести поражение польским войскам, направленным на освобождение осаждённого в Кремле гарнизона, привёл к объединению с большей частью первого ополчения и созданию руководящего органа Совета всей земли во главе с К. Мининым и военными руководителями ополчения князьями Д. Трубецким и Д. Пожарским. 26 октября (6 ноября по новому стилю) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал, и власть в столице оказалась в руках Совета, предложившего созвать Земский собор для избрания нового царя.

Земский собор состоялся в Москве в январе-феврале 1613 г. В отличие от предыдущих соборов он имел самое широкое представительство, включая, помимо традиционно участвовавших в предыдущих соборах (избиравших царей Бориса и Василия) боярской и церковной верхушки, также выборных представителей от практически всех регионов страны и всех социальных слоёв, исключая только крестьян, проживавших на частновладельческих землях.

Работа собора, в которой в общей сложности участвовало около 700 человек, проходила в обстановке острых споров относительно единственного его вопроса - избрания нового царя (а, значит, и создания новой династии). Главной проблемой был поиск компромиссной фигуры из более чем 10 претендентов, представлявших разные боярские фамилии и обладавших какой-либо степенью родства с прежней династией. Первоначальным «фаворитом» считался князь Дмитрий Трубецкой, выдвинувшийся на первые роли и в первом, и во втором ополчениях, но многих участников из числа провинциального дворянства настораживала его тесная связь с казачеством, с которым у дворянства было немало конфликтов на протяжении всего смутного времени.

В конечном итоге компромисс был достигнут на фигуре 16-летнего Михаила Романова, сыне постриженного в монахи при царе Борисе Фёдора Никитича Романова. Последний к этому времени продвинулся в церковной иерархии до сана митрополита, приобрёл немалое влияние в духовной среде, но был в конце Смуты вывезен поляками на территорию Польши в качестве заложника.

Как считается, в пользу Михаила Романова сыграли несколько факторов: его собственные молодость и неопытность, что не давало оснований видеть в нём самостоятельную фигуру, а значит, сохраняло возможность для разных соперничающих сил влиять на его будущие решения; наличие убедительной родственной линии (дед Михаила Никита Романов был родным братом первой жены Ивана IV Анастасии, следовательно, последнему царю династии Рюриковичей Фёдору Михаил Романов приходился двоюродным племянником); а также разветвлённые семейные связи рода Романовых, монашеский статус и отсутствие в России его отца.

21 февраля 1613 г. состоялось решение собора, а 11 июля в Москве состоялось венчание Михаила Романова на царство, положившее начало новой, просуществовавшей более 300 лет царской династии.

Хотя эти даты и принято считать окончанием Смуты, но на самом деле её окончательное преодоление, восстановление государственной власти по всей территории страны и прекращение состояния гражданской войны затянулись до начала 1620-х гг. Такие последствия Смуты как хозяйственное разорение страны и повсеместное падение нравов, нарушение христианских моральных норм преодолевались ещё дольше и труднее.

Главными последствиями преодоления Смуты было сохранение государственного и духовного единства страны, разрешение системного кризиса усилиями не столько власти, сколько самого общества, сумевшего в решающий момент обратиться к исторической памяти и возродить традиционную для Древней Руси форму народного ополчения, а затем - в форме Земского собора - обратиться и к другой традиции - коллективного вечевого самоуправления.

Вместе с тем Смута выявила устойчивость, укоренённость в сознании всего общества представления о самодержавной власти как совершенно необходимом условии сохранения страны, обеспечения внутреннего порядка и защиты от внешних опасностей. Трагический опыт Смуты «от противного» убедил различные социальные слои - от боярства до уже попавшего в крепостные формы зависимости крестьянства, - что принцип служебной зависимости от государства, положенный в основание взаимоотношений государства с обществом при Иване III, ограничивающий «самовластие души человеческой», является необходимой платой за сохранение православной и этнической идентичности русского народа в тех конкретных природно-географических и исторических условиях, в которых ему пришлось оказаться на протяжении предыдущих веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: