Налоги в Римской империи

Римский историк Кассий Дион Коккеян в начале III в. до н. э. следующим образом доказывал обоснованность налогов: «Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не останутся свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство представляет всем посредством взимания налогов...»

Во времена, когда Рим был небольшим городом-государством, его общественные расходы были невелики, избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно. Tributum - налог на военные цели, мог быть возвращен из трофеев в случае победы. Он был разно­видностью поземельного налога, взимавшегося в денежной форме.

Определение суммы налогов называлось цензом (census) и проводилось каждые 5 лет специально избранными чиновниками высокого ранга - цензорами. Они же составляли списки граждан и военнообязанных. Цензоры делили людей на классы в соответствии с их имущественным положением.

К 250 г. до н.э. Риму принадлежала вся Средняя Италия с многочисленными городами. Это повлекло усложнение налоговой системы Рима. В городскую казну поступали доходы от сдачи в аренду земель, сбора пошлин и других коммунальных налогов с горожан. Эти налоги и повинности назывались «numera». Определение суммы налога, как и в Риме, производилось каждые пять лет. Кроме того, жители привлекались к уплате государственного налога - «tributum».

После окончания третьей Македонской войны в 168 г. до н. э. в руки Рима попали богатые трофеи и «tributum» на длительное время был отменен.

Доходы от зависимых государств и вновь приобретенных провинций полностью покрывали текущие расходы. Поэтому граждане Рима были полностью освобождены от уплаты поземельного налога.

В завоеванных Римом государствах, ставших его провинциями, сохранялись действовавшие там налоговые системы, только налоги теперь поступали в Рим. Если же на провинцию распространяли действие законов Рима, то его жители приобретали римское гражданство и освобождались от уплаты поземельного налога.

Так как стройной административной системы на ранних стадиях развития Рима не было, в провинциях не существовало государст­венных финансовых органов. Поэтому для сбора налогов привлекали откупщиков (publicani), что порождало коррупцию и злоупотребления властью.

Позднее, при императоре Августе Октавиане в I в. н. э., в провин­циях были созданы филиалы фиска в виде финансовых учреждений, контролирующих определение суммы налога и его взимания.

Для проведения оценки налоговых возможностей провинций, более справедливого распределения налогового бремени и повышения налоговой отдачи проводились провинциальные цензы. Для этого составлялись карты провинций, уточнялось местонахож­дение городов, дорог, рек, землевладений.

Обмерялись земельные угодья каждой городской общины. Составлялись кадастры по каждому городу империи, содержащие сведения о землевладельцах и другую налоговую информацию. Затем проводился сам ценз - перепись имущественного состояния граждан. Он проводился раз в 20 - 30 лет. Главным налогом был поземельный, составлявший примерно одну десятую доходов. Кроме того, облагались налогом фруктовые деревья, виноградные лозы, дома и строения, скот и рабы, другие ценности; каждый житель провинции должен был платить подушную подать. Финансовый прокуратор отвечал за взимание и других налогов:

- с оборота в размере 1% от стоимости товаров;

- с торговли рабами - 4%;

- на освобождение рабов - 5%;

- акциза на соль.

В 6 г. н. э. император Август Октавиан ввел налог с наследства - 5%. Им облагались только граждане Рима, но не провинций. Налог имел целевой характер - на выплату пенсий профессиональным солдатам; их родственники были от налога освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины со всех ввозимых и вывозимых товаров. В среднем ставка составляла 5%, но диффе­ренцировалась в зависимости от вида товара. Император Диоклетиан устанавливает промысловый налог.

Но налоговых чиновников было мало и они поручали сбор налогов общинам. Годовой объем бюджета Римской империи равнялся почти миллиарду сестерциев, при численности населения около 60 млн. человек. В среднем с человека бралось около 15 сестерциев в год, или в натуральном выражении примерно 40 кг пшеницы.

Военные расходы составляли около 400 млн. сестерциев в год. Пограничные провинции, где размещалась большая часть армии, получали из бюджета больше, чем вносили в него. Приток денег способствовал ускорению и углублению процесса урбанизации в пограничных провинциях. За счет бюджета строились крепости, дороги, мосты, акведуки, морские и речные порты, общественные здания.

Налоговую систему и другие хозяйственные традиции и законы Римской империи унаследовала Византия. В ней до VII в. включи­тельно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог; подушная подать; налоги на оснащение армии; налог на покупку лошадей; налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от военной службы; пошлина на продажу товаров (от 10 до 12,5%); пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если построенное здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф - «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, чиновники и офицеры, получившие повышение в должности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: