Методические указания. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

Рекомендуемая литература

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема: 2 «Русь между Востоком и Западом. (XIII-XV вв.)».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 2: Русь между Востоком и Западом (XIII-XV вв.).

2. Значение темы:

тема имеет особое значение, так как в ней рассматривается переломный этап в истории России, предопределивший историческое развитие страны в последующие столетия. В этот период формируется великорусский этнос и черты национального сознания.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

  • о создании государства у монгольских племен, о завоевательных походах Империи Чингисхана;
  • об основных этапах борьбы Древней Руси против иноземных захватчиков;
  • об особенностях зависимости русских земель от Золотой Орды.

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие:

4.1. План семинарского занятия:

1. Татаро – монгольское завоевание Руси. Сущность и последствия ига Золотой орды.

2. Условия и причины возвышения Москвы.

3. Борьба с татарами. Освобождение от татарского ига.

4. Появление и становление Русского централизованного государства.

4.2 Исходный контроль знаний –

опрос по основным понятиям и терминам темы - 10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 15 мин.

4.4.Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

баскаки, иго, удел, монастырь, посадская община, рыцарь, хан, ярлык, феодальный иммунитет, вече, рыцарские ордена, крестовые походы, иго, улус, ясак, басма (пайцза), «ордынский выход».

Предпосылки раздробленности Руси (феодальное землевладение, города, освоение территорий, княжеская власть и боярство, междоусобицы).

Международное положение Руси в начале XIII в. Образование Монгольского государства. Завоевания монголов. Вторжение монголов в южнорусские степи. Битва на Калке. Борьба русского народа против монгольских завоевателей. Поход Батыя в Центральную Европу. Образование Золотой Орды. Система управления покоренными землями. Агрессия крестоносцев в Прибалтике. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносной агрессии. Разгром шведских захватчиков на Неве и крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище). Александр Невский. Историческое значение борьбы Руси против иноземных захватчиков в XIII в. Последствия золотоордынского ига.

1. Причинами раздробленности на Руси были:


а) набеги кочевников

б) рост городов

в) междукняжеская вражда

г) вмешательство Византии в дела Руси


2. Каков очередной порядок престолонаследия в Киевской Руси?

а) от отца к сыну

б) переход престола к старшему в роду

в) назначение князем старшего дружинника по очереди

3. Битва на Калке произошла в:


а) 1218г.

б) 1223г.

в) 1237г.

г) 1241г.


4. Александр Ярославович известен:

а) победой над шведами в 1240г.

б) основанием Тевтонского ордена

в) завоеванием Москвы

г) разгромом монголо-татарских войск на Калке

5. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде была:

а) воинственной и антиордынской

б) осторожной и покорной

в) равноправной и дружественной

6. Татарский сборщик дани на Руси:


а) нойон

б) баскак

в) темник

г) оглан


7. В каком году состоялся первый поход монголо-татарских войск на Русь?


а) 1223 г.

б) 1237 г.

в) 1240 г.

г) 1241г.


8. Ярлык:

а) надпись, удостоверяющая принадлежность к хану

б) грамота хана на великое княжение

в) вид собираемой дани

г) деталь конской сбруи

9. Кем были по своим религиозным воззрениям ханы Золотой Орды:


а) буддистами

б) мусульманами

в) христианами

г) язычниками


10. Организатором всемонгольского похода на Русь был:


а) Чингисхан

б) Джучи

в) Батый

г) Угедей


11. В мае 1238г. хан Батый приказал стереть с лица земли и назвал «злым городом»?


а) Торжок

б) Можайск

в) Козельск

г) Суздаль


1. Кто: первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды; по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву; построил в Москве Покровский собор, что «на рву»?

2. После взятия города Торжка монголо-татары двинулись было к Новгороду. Но не дойдя двух сотен километров, они «повернули морды коней» в степи, по пути осадив город Козельск, который, несмотря на героическую оборону его защитников, был взят и уничтожен. Почему богатый Новгород, а о том знали завоеватели, не был подвергнут захвату и разорению?

3. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380г. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань. В чем же тогда значение Куликовской битвы?

7. Список тем по УИРС и УИР, предлагаемых кафедрой.

Темы рефератов:

1. Борьба русского народа с нашествием с Востока (1237 – 1239 гг.)

2. Александр Невский. Экспансия с северо-запада в первой половине XIII в.

3. Дмитрий Донской. Русь в эпоху Куликовской битвы.

4. Русь и Золотая Орда. Проблема ига в исторической литературе

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. М., 1997. С. 235–256, 272–280.

2. История России: Тексты лекций /Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998.

3. Сахаров А.Н. Основные этапы внешней политики Руси с древнейших времен до конца ХV столетия. История внешней политики России. Конец ХV – ХVII вв. – М., 1998.

4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. /М. Проспект, 2001.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.



ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: