Неолиберализм и современный консерватизм

Неолиберализм и современный консерватизм как идейно-политические дви­жения возникают в конце XIX в. в условиях кризиса классичес­кой либеральной идеологии, вызванного расширением деятель­ности и функций государства по регулированию экономики в индустриально развитых странах, дальнейшей демократизаци­ей и бюрократизацией политической жизни. Со временем внут­ри каждого из этих направлений сложилось несколько течений и школ.

До середины XX в. ведущим течением в неолиберализме выступало кейнсианство. Его основателем является знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946гг.). Проанализиро­вав истоки, причины и последствия «великой депрессии» 1929-1933 гг., Кейнс пришел к выводу, что капиталистическая система отнюдь не утратила способности к динамическому раз­витию. Но для того, чтобы предотвратить кризисы в экономи­ке, которые, по Кейнсу, порождаются не внутренними порока­ми системы, а отношениями свободной конкуренции, должно быть установлено достаточно жесткое государственное регули­рование экономики.

Кейнс специально не разрабатывал проблем государства и права. Однако предложенная им программа произвела насто­ящую революцию в политической практике и законодательстве, поскольку её реализация повсеместно сопровождалась уси­лением исполнительной власти в ущерб законодательной, так как парламентская процедура зачастую оказывалась слиш­ком громоздкой для того, чтобы корректировать реформы в условиях частых изменений экономической конъюнктуры. Опа­саясь узурпации власти исполнительными органами, идеологи неолиберализма активизировали усилия по разработке проблем функционирования демократии в условиях регулируемой эко­номики и контроля за деятельностью правящей элиты.

Современная политическая идеология либерализма, весь­ма неоднородная в своей основе, распадается на три основных направления: умеренное, леволиберальное и консервативное.

Умеренное направление представлено частью её сторонни­ков, принимающих те преобразования и то реформирование, которым подверглась либеральная мысль в процессе её приспо­собления к реальности.

Леволиберальное, или радикальное, направление состоит из представителей, которые дальше других пошли в своей кри­тике капитализма и порой смыкаются с социал-реформизмом.

В консервативное, или праволиберальное, неолиберальное, направление входят те, кто откровенно сожалеет о временах свободной конкуренции и стремится совместить его принципы с признанием ограниченного государственного вмешательства; во многом незыблемой остается вера во всеисцеляющее воздей­ствие стихийных механизмов свободного рынка.

Неоконсерватизм – это направление в современном обще­ствоведении, возникшее в процессе пересмотра идей и ценнос­тей материализма, традиционализма и консерватизма и факти­чески представляющее из себя их синтез.

Исходя из основного убеждения в несовершенстве челове­ка и созданных им институтов, представители неоконсерватиз­ма считают бедность, страдания, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

Согласно неоконсерватизму, универсальных идеальных по­литических институтов не существует, хороши только те, кото­рые соответствуют данному этапу развития общества.

Отношение консерваторов к государству двойственно: на­ряду с требованием ограничения его вмешательства в социаль­но-экономическую сферу неоконсерваторы выступают за укреп­ление авторитета государства в деле поддержания порядка «за­конности, поскольку несовершенное общество может оказать­ся во власти анархии».

Пространное обоснование идеологии неоконсерватизма предложил австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899-1972гг.). Пафос его учения – отстаивание рыночных ценно­стей и классического либерализма и индивидуализма. Он ут­верждает, что реальная альтернатива для человечества – либо свобода, опирающаяся на рыночные отношения и либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма.

Хайек исходил из того, что рыночная экономика представ­ляет собой сложную спонтанную систему, в рамках которой взаимодействует множество людей, имеющих различные, час­то противоположные интересы. Для достижения поставленных целей каждый индивид накапливает определенные знания и све­дения. Но полной информацией о происходящих событиях и процессах обладает только общество в целом, вся совокупность его членов. Отсюда делался вывод, что в современном обще­стве нет и не может быть какого-либо центра, способного на­правлять деятельность огромного множества людей. Единствен­ной системой, позволяющей обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном организме, Хайек считал частное предпринимательство.

Вмешательство же государства в экономику, по Хайеку, не только ограничивает свободу индивидов, но и неизбежно при­водит к дезорганизации их деятельности. Именно этим он объяс­нял причины экономического кризиса конца 20-х – начала 30-х гг. XIX в. Государство, конечно, не может оставаться в сто­роне от происходящих в нем процессов. Оно регулирует их с помощью права. Правовой порядок – его высшая цель, глав­ное основание деятельности.

Верховенство права, подчеркивал Хайек, означает не толь­ко подчинение исполнительных органов власти закону (в та­ком случае фашистское государство тоже следовало признать правовым), но и недопустимость для нее вмешиваться в неот­чуждаемые права личности. Более того, правовое государство, по Хайеку, подразумевает верховенство частного права над публичным, и над конституцией в том числе, поскольку «част­ная собственность является главной гарантией свободы».

Хайек и его последователи – безусловные противники не только неолиберализма (кейнсианства) и социализма, но даже социального государства. Хайек отвергал антитрестовское за­конодательство, квалифицируя его как пример публично-пра­вового регулирования частно-правовых отношений. Негатив­но относился он и к социальному законодательству, рассмат­ривая его как результат пагубного влияния на политиков идей социализма.

Идеи Хайека получили применение при разработке право­центристскими силами программ сокращения государственно­го сектора экономики в 60-70-е гг., когда они пришли к власти в США, Англии и некоторых других странах. Используются они и в антикоммунистической пропаганде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: